Юлия Пенякова
Занятие по развитию речи в старшей группе «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Развивать речевое творчество детей на основе придумывания описательных загадок о зимних явлениях природы.
2. Обогащать речь детей художественными эпитетами и сравнениями: «чародейка», «цепью пуховой», «околдован», «неподвижною», «немою», «очарован», «ослепительной».
3. Формировать умение правильно согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях.
4. Развивать у детей словесно-логическое мышление через отгадывание описательных рассказов – загадок.
5. Воспитывать в детях чуткость к художественному слову.
Публикация «Занятие по развитию речи в старшей группе „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
6. Показать красоту русской природы через восприятие поэтического текста, понимать и воспроизводить образный язык рифмы.
7. Развивать творческие способности посредством изображения зимнего леса.
Словарная работа: «заледенит», «схватит холодом», «салазки», «бахрома», «мещет».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа:
1. Рассматривание картин с изображением зимнего леса.
2. Чтение стихов, загадок о зиме, зимних явлениях природы.
Материал: белые листы бумаги, цветные карандаши, восковые мелки, мяч.
Ход занятия.
Воспитатель:
Ребята, послушайте, пожалуйста, рассказ. Я изменила в нём некоторые слова, но вы должны догадаться о ком идёт речь.
«Она явилась закутанной, белой, холодной.
- Кто ты? – спросили дети.
- (Я – время года – зима.) Я принесла с собою покрывало (снег) и скоро набросаю его на землю. Оно (он) все закроет белым и пушистым одеялом. Тогда придет мой брат – (дедушка Мороз) и заледенит (заморозит) поля, луга и реки. А если ребята станут шалить, то схватит холодом (отморозит) им руки, ноги, щёки и носы.
- Ой, ой, ой! Какая ты нехорошая (зима! Какой страшный твой брат (дедушка Мороз! – сказали дети.
- Подождите, дети… Но зато я подарю Вам катанье с гор, коньки и салазки. А после придет любимое Рождество с весёлой ёлкой и волшебник (дедушка Мороз) с подарками. Разве вы не любите меня (зимы?» (К. В. Лукашевич).
Ребята, вы догадались, о ком идёт речь? А как вы догадались? Какие слова вам в этом помогли? (Ответы детей)
Ребята, вам нравится зима? А что это такое – зима? (Зима – это время года, когда всю землю покрывает снег, точно укутывает волшебным сном.) Послушайте, как говорит о зиме Ф. И. Тютчев:
Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Каким словом называет поэт зиму? Что она сделала с лесом? Какой стал лес? Ребята, а как бы вы сказали о зиме? (Ответы детей)
Давайте поиграем в игру «Зимняя карусель». Я говорю вам слово «зима»,а вы называете то, с чем это слово у вас ассоциируется. Например, у меня слово «зима» ассоциируется со словом «снег».
Пока мы с вами играли, поднялась настоящая метель. Как карусель закружила она всё вокруг. Вставайте в кружок.
Проводится физкультминутка «Карусель».
Завертелась вьюга
Словно карусель.
Медленно сначала,
А потом быстрей.
Ничего не видно,
Всё белым-бело.
Наконец-то стихло.
Землю замело.
Вот и стихла вьюга. На землю тихо падает пушистый снег. И я хочу поиграть с вами в слова. Я буду называть вам слово и бросать мяч, кто поймает его, тот называет признак к этому слову. Готовы?
Игра «Скажи какой»
Снег – белый, пушистый, воздушный, серебристый, чистый, искристый, тяжёлый.
Зима – холодная, снежная, вьюжная, морозная, сказочная, волшебная, сверкающая.
Мороз – трескучий, сильный.
Лёд – тонкий, прозрачный, блестящий.
В начале занятия я прочитала вам рассказ-загадку. А теперь вы попробуйте описать любое зимнее явление так, чтобы мы догадались, о чём идёт речь.
Игра «Отгадай, о чём говорю» (Ответы детей)
Ребята, сегодня на занятии мы выражали красоту зимней природы с помощью слова, а как можно выразить её без слов? (Ответы детей) Правильно, с помощью красок, кистей, карандашей. Давайте попробуем.
Рисование «Моя зима»
Подведение итогов занятия.
Что интересного вы узнали сегодня на занятии?
Что вам понравилось?