Папки-передвижки

Занятие по развитию речи в старшей группе «Зимушка-зима»

Юлия Пенякова
Занятие по развитию речи в старшей группе «Зимушка-зима»

Задачи:

1. Развивать речевое творчество детей на основе придумывания описательных загадок о зимних явлениях природы.

2. Обогащать речь детей художественными эпитетами и сравнениями: «чародейка», «цепью пуховой», «околдован», «неподвижною», «немою», «очарован», «ослепительной».

3. Формировать умение правильно согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях.

4. Развивать у детей словесно-логическое мышление через отгадывание описательных рассказов – загадок.

5. Воспитывать в детях чуткость к художественному слову.

Публикация «Занятие по развитию речи в старшей группе „Зимушка-зима“» размещена в разделах

6. Показать красоту русской природы через восприятие поэтического текста, понимать и воспроизводить образный язык рифмы.

7. Развивать творческие способности посредством изображения зимнего леса.

Словарная работа: «заледенит», «схватит холодом», «салазки», «бахрома», «мещет».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа:

1. Рассматривание картин с изображением зимнего леса.

2. Чтение стихов, загадок о зиме, зимних явлениях природы.

Материал: белые листы бумаги, цветные карандаши, восковые мелки, мяч.

Ход занятия.

Воспитатель:

Ребята, послушайте, пожалуйста, рассказ. Я изменила в нём некоторые слова, но вы должны догадаться о ком идёт речь.

«Она явилась закутанной, белой, холодной.

- Кто ты? – спросили дети.

- (Я – время года – зима.) Я принесла с собою покрывало (снег) и скоро набросаю его на землю. Оно (он) все закроет белым и пушистым одеялом. Тогда придет мой брат – (дедушка Мороз) и заледенит (заморозит) поля, луга и реки. А если ребята станут шалить, то схватит холодом (отморозит) им руки, ноги, щёки и носы.

- Ой, ой, ой! Какая ты нехорошая (зима! Какой страшный твой брат (дедушка Мороз! – сказали дети.

- Подождите, дети… Но зато я подарю Вам катанье с гор, коньки и салазки. А после придет любимое Рождество с весёлой ёлкой и волшебник (дедушка Мороз) с подарками. Разве вы не любите меня (зимы?» (К. В. Лукашевич).

Ребята, вы догадались, о ком идёт речь? А как вы догадались? Какие слова вам в этом помогли? (Ответы детей)

Ребята, вам нравится зима? А что это такое – зима? (Зима – это время года, когда всю землю покрывает снег, точно укутывает волшебным сном.) Послушайте, как говорит о зиме Ф. И. Тютчев:

Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой-

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Каким словом называет поэт зиму? Что она сделала с лесом? Какой стал лес? Ребята, а как бы вы сказали о зиме? (Ответы детей)

Давайте поиграем в игру «Зимняя карусель». Я говорю вам слово «зима»,а вы называете то, с чем это слово у вас ассоциируется. Например, у меня слово «зима» ассоциируется со словом «снег».

Пока мы с вами играли, поднялась настоящая метель. Как карусель закружила она всё вокруг. Вставайте в кружок.

Проводится физкультминутка «Карусель».

Завертелась вьюга

Словно карусель.

Медленно сначала,

А потом быстрей.

Ничего не видно,

Всё белым-бело.

Наконец-то стихло.

Землю замело.

Вот и стихла вьюга. На землю тихо падает пушистый снег. И я хочу поиграть с вами в слова. Я буду называть вам слово и бросать мяч, кто поймает его, тот называет признак к этому слову. Готовы?

Игра «Скажи какой»

Снег – белый, пушистый, воздушный, серебристый, чистый, искристый, тяжёлый.

Зима – холодная, снежная, вьюжная, морозная, сказочная, волшебная, сверкающая.

Мороз – трескучий, сильный.

Лёд – тонкий, прозрачный, блестящий.

В начале занятия я прочитала вам рассказ-загадку. А теперь вы попробуйте описать любое зимнее явление так, чтобы мы догадались, о чём идёт речь.

Игра «Отгадай, о чём говорю» (Ответы детей)

Ребята, сегодня на занятии мы выражали красоту зимней природы с помощью слова, а как можно выразить её без слов? (Ответы детей) Правильно, с помощью красок, кистей, карандашей. Давайте попробуем.

Рисование «Моя зима»

Подведение итогов занятия.

Что интересного вы узнали сегодня на занятии?

Что вам понравилось?

Публикации по теме:

Фоторепортаж «Зимние пейзажи»Фоторепортаж «Зимние пейзажи» Зима – удивительно-красивое время года! Наша северная зима длится почти полгода. Остальное время делится на весну, лето и осень. Несмотря.

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Волшебница Зима»Конспект интегрированного занятия в средней группе «Волшебница Зима» Цель занятия: - Уточнить и закрепить знания детей зиме, о ее признаках, Продолжать учить детей понимать и принимать природные взаимосвязи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по развитию речи в старшей группе «Зимушка-зима»
Опубликовано: 13 января 2015 в 19:50
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД