Галина Лукичева
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В сказочном лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В сказочном лесу»
Конспект занятия
«В сказочном лесу».
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „В сказочном лесу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Программное содержание. Развивать образность речи с помощью лексических упражнений. Развивать голосовой аппарат и речевой слух. Развивать интонационную выразительность речи; формировать культуру речи (активизировать использование вежливых слов и выражений, воспитывать интерес к языковому богатству). Развивать логическое мышление, память, воображение, умение концентрировать внимание. Развивать фантазии ребёнка, тренировать актёрские способности. Развитие фонематического слуха. Учить подбирать к словам антонимы, синонимы. Углублять интерес к сказкам.
Материал. Карточки- задания: «Волшебные герои», «Волшебные сказки».
Персонажи. Баба Яга.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, а вы любите сказки? (Да). А хотите попасть в сказочный лес? (Да.) Скажите, а кого можно встретить в сказочном лесу? (медведя, Бабу Ягу, Лешего, Красную Шапочку, Зайчика и т. д.) .
А вы не забоитесь в сказочном лесу? (Нет). Тогда закройте глаза и повторяйте за мной:
Здравствуй, мудрая страна,
Что отсюда не видна!
Явись ниоткуда,
Пусть свершится чудо!
Встань на пути,
Нас к себе впусти!
Появляется Баба Яга.
Баба Яга. Здравствуйте! В гости, значит, пожаловали! Ну что ж, милости просим, но чтобы попасть в мои владения, придётся через вежливый ручей перешагнуть. Этот ручей можно перейти в том случае, если назовёшь любое вежливое слово.
Игровая ситуация «Ручей вежливых слов».
Баба Яга. Ну, вот вы и оказались в моём сказочном лесу. А как обычно в лесу зовут друг друга, если потеряются? (Ау). А что вам вторит, когда мы громко кричим в лесу? (Эхо). Давайте поиграем. Баба Яга предлагает поупражняться в произношении чистоговорки с различной громкостью и скоростью.
В уголок Алёнка села,
У Алёнки много дела.
Игра «Эхо».
Баба Яга. Хорошо! Молодцы! А вы по лесу ходить то не боитесь? (Нет). А интересно вы пословицы про храбрость знаете? (Да). Ну ка расскажите, а я послушаю.
Пословицы про храбрость.
1. «Волков бояться- в лес не ходить».
2. «Смелость города берёт».
3. «Трус и таракана принимает за великана».
Баба Яга. Ой – ой- ой, какие умные! А можете досказать пословицу и рассказать чему они учат? (Да) .
Лексическое упражнение «Доскажи и объясни пословицу».
1. Без труда не выловишь рыбку из пруда. (учит быть трудолюбивым) .
2. Ученье- свет, а не ученье- тьма (Чтобы жить лучше, нужно многое знать, многому научиться) .
3. Любишь кататься- люби и саночки возить (о трудолюбии) .
4. Терпенье и труд всё перетрут (О необходимости преодолевать трудности) .
5. Семь раз отмерь, один раз отрежь (прежде чем что- то сделать или сказать надо всё хорошо обдумать) .
Баба Яга. Да, много вы пословиц знаете, и объяснять их умеете. Молодцы! А сказки любите? (Да). Сейчас проверим. Скажите, кто сказки сочиняет? (Народ, писатель). А почему вы их любите? Что в них хорошего? (В них много приключений, волшебства, и добро всегда побеждает зло). Ох ты батюшки! Сейчас я и проверю, как вы сказки знаете. Присаживайтесь на мои сказочные пенёчки.
Игра Узнай сказку».
1. Отец, мачеха, три дочери, фея, туфелька. («Золушка») .
2. Очень маленькая девочка, майский жук, мышь, ласточка. («Дюймовочка») .
3. «Всю жизнь боялась кошек. Вот и в этот раз пришла: мурлычет, скребётся, мол, помоги. А чем я, маленькая Мышка, могу помочь Кошке? Но вижу, не обманывает. Выбежала в поле, смотрю, действительно моя помощь нужна…» («Репка») .
4. «Ну и хвост у этой мышки! Не сравнится он ни с кулаком Дедушки, ни с кулаком Бабушки. И надо было этой Мышке выбежать в самый не подходящий момент. Сейчас бы мной все любовались. Лежало бы я на самом видном месте…» («Курочка Ряба») .
5. «Я жила в домике на краю леса. Очень скучала по своей внучке. А ещё я любила ей делать на день рождения разные подарки. Вот по одному подарку её и назвали. («Красная Шапочка») .
6. «Честно говоря, неприятно, когда тебя надевает на ноги Кот. У него ведь когти. Он исцарапал и порвал все мои стельки. Я, конечно, понимаю, что вся эта беготня ради хозяина, но больно ведь. («Кот в сапогах») .
Баба Яга. Хорошо! Вижу, сказки вы знаете, а также ли хорошо вы знаете сказочных персонажей и сказочные предметы? Вот сейчас мы и проверим.
Игра «Иван- Царевич».
Баба Яга называет слово, которое является частью имени сказочного персонажа или частью названия волшебного предмета.
Иван- (Царевич, Елена- (Прекрасная,
Мышка- (норушка, Василиса (Премудрая,
Лягушка- (квакушка, Царевна- (лягушка,
Зайчик- (побегайчик, Шапка- (неведимка,
Лисичка- (сестричка, Ковёр- (самолёт,
Сестрица (Алёнушка, Меч- (кладенец,
Братец- (Иванушка, Скатерть- (самобранка,
Конёк- (Горбунок,
Жар- (птица) .
Баба Яга. Молодцы! А теперь я дам вам задание посложней. Вам нужно изобразить сказочного героя без слов, а чтобы вам легче было придумать кого изображать, вы можете посмотреть на эти картинки подсказки.
Игра «Кто ты, пришелец?».
Ребёнок вытаскивает одну из карточек и должен без слов показать, что за существо на нём изображено. Задача остальных игроков- догадаться, кто был показан.
Баба Яга. Молодцы! А теперь самое сложное задание: Я буду называть какой- то звук или слог, а вы должны назвать персонажа сказки, в названии которого есть этот звук или слог.
Игра «Где спрятался звук?».
Баба Яга. Ох, засиделась я с вами. Все дока затекли. Выходите- кА на полянку, косточки разомнём.
Динамическая пауза.
В тёмном лесе есть избушка,
Встала задом наперёд.
В той избушке есть старушка-
Бабушка Яга живёт. (Дети хороводом идут по кругу, поворачиваются сначала спиной к центру круга, потом лицом вокруг) .
Нос крючком, глаза в полоску
И, как уголь, все горят.
Ух, сердитая какая,
Дыбом волосы стоят! (Показывают длинный нос, щурятся, руки сжимают в кулаки, подносят к глазам, резко выпрямляют пальцы, хмурятся, широко раскрывают пальцы над головой, хмурятся) .
И поломана нога,
Не простая- костяная.
Вот вам бабушка Яга! (Прыгают на одной ноге, прихрамывают, топают, разводят руки в стороны) .
Баба Яга. Да, ничего не скажешь- молодцы! И играть умеете и танцевать! Но я вообще- то противная, люблю всё делать наоборот. А ну- кА, где тут моя большая шишка? Я буду говорить слова, а тот, кому я эту шишку брошу, должен сказать наоборот. Вот, например, скажу я слово «далеко», а ты ответишь (близко) .
Игра «Наоборот».
Высоко- низко, Старый- новый (молодой, сладкий- горький, холодный- горячий, белый- чёрный, чистый- грязный, длинный- короткий, больной- здоровый, узкий- широкий, правда- ложь, тихо- громко, темно- светло и т. д.
Баба Яга. Молодцы! Нравится вам в сказочном лесу? (Да). И мне тоже всё понравилось, только долго быть доброй а не могу- и сейчас кого- нибудь съем, если вы не скажете мне ласковые и нежные слова.
Упражнение «Скажи ласково».
Баба Яга. Ох, чего- то я расчувствовалась. Теперь я опять стала доброй, хорошей. Не зря говорят доброе да ласковое слово и Бабе Яге приятно. И на память обо мне я приготовила вам подарок. (Баба Яга дарит книгу) .
Баба Яга. Ребята, а теперь вам пора возвращаться обратно в детский сад. Закрывайте глаза и говорите следующие слова:
До свиданья, мудрая страна,
Что отсюда не видна,
Ты верни нас в детский сад,
Очень ждёт он всех ребят!