Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию речи «Весна, весна на улице»

Дина Савинова
Конспект занятия по развитию речи «Весна, весна на улице»
▼ Скачать + Заказать документы

ТЕМА: Весна, весна на улице!

ЦЕЛЬ: Уточнение представлений о весне.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

1. Заучить названия весенних месяцев: март, апрель, май.

2. Способствовать самостоятельному установлению причинно - следственных связей: почему снег тает, почему бегут ручьи.

3. Подводить детей к осознанному пониманию зависимости пробуждения природы от погодных условий.

4. Закреплять знания основных признаков весны.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Весна, весна на улице“» размещена в разделах

Коррекционно - развивающие :

1 .Побуждать детей к образованию и использованию в речи сложно - подчиненных предложений с союзом - потому что.

2. Обогащать речь детей образными выразительными средствами, выраженными в словах - признаках: лучистое, ласковое, звонкая, веселая радостная; сравнениях: как барашки, как свечки.

3. Упражнять в образовании прилагательных, зависимых от существительного в женском, мужском, среднем роде: день весенний, капель весенняя, солнце весеннее.

4. Упражнять в согласовании существительного множественного числа в родительном падеже с другим словом: много тюльпанов, нарциссов, маков.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес, бережное отношение к природе.

2. Воспитывать чувство уважения к труду людей весной. Вызвать желание самому трудиться.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ: предметный словарь: капель, оттепель, капель, проталины, сосульки, март, апрель, май.

словарь признаков: зеленый, солнечный, теплый, жаркий, холодный, пасмурный.

словарь действий: оживает, просыпается, пробуждается, оттаивает, идет, моросит, льет, капает, набухают, лопаются, раскрываются.

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ: название весенних месяцев: март, апрель, май; спячка, капель.

МАТЕРИАЛЫ: мяч, иллюстрации с животными, иллюстрации о груде людей весной, загадки о весенних цветах.

ХОД:

Игра «Почемучка» - употребление в речи союза потому что, логическое мышление.

Дети в кругу. Воспитатель с мячом. Ребенок ловит мяч и отвечает на вопрос воспитателя. Педагог задает детям вопросы, требуя употребления союза потому что.

Почему тает снег? - Снег тает, потому что пригревает солнце.

Почему журчат ручьи?

Почему появились проталины?

Почему зеленая травка появляется на проталинах?

Почему появляются сосульки?

Почему набухают почки?

Почему прилетают птицы?

Почему первые весенние цветы называются подснежники?

Почему животные просыпаются от зимней спячки?

Почему радуются люди?

Почему люди одеваются легче?

Вопрос: Что мы с вами сейчас назвали? - Мы назвали приметы весны. А происходит так потому, что солнце весной поднимается все выше и выше, светит ярче в голубом безоблачном небе.

Игра «Назови какая, какое?» - подбор определений.

Солнышко (какое) — яркое, весеннее, лучистое, теплое, ласковое, блестящее, веселое, большое, радостное, нежное.

Травка (какая) - зеленая, молодая, первая, нежная, душистая, долгожданная.

Весна (какая) - ранняя, поздняя, дружная, красивая, долгожданная, дождливая, сухая, солнечная, шумная, веселая, звонкая, цветущая, холодная, затяжная, неодетая, голая, теплая.

Логоритмика. «Цветы весны»

На дворе стоит весна! - прыгают с ноги на ногу по кругу

После зимней лютой стужи

Просыпается от сна - потягиваются

Вся природа. Даже лужи - идут по кругу на носочках

Не покроет лед за ночь, - делают повороты туловища вправо - влево

Гонит солнце зиму прочь. - машут руками.

Игра «Что делает? Что делают?» - глагольный словарь

Трава (что делает) - пробивается, зеленеет, растет, сохнет, вянет, радует, колышется…

Дождь (что делает) - идет, моросит, льет, капает, умывает, оживляет, шумит, стучит по крыше.

Почки (что делают) - наливаются, набухают, лопаются, развертываются в зеленые листочки, растут, раскрываются,

Словарь: солнце, сосульки, ручей, цветы, листья, птицы, деревья, сады, яблони.

Воспитатель: Как про все это можно сказать со словом «весенний»?

Игра «Скажи со словом «весенний» - образование прилагательных женского, мужского и среднего роза.

День (какой) весенний,

погода (какая) весенняя,

настроение (какое) - весеннее.

Так же со словами: дождь, гроза, солнце, месяцы, лес. трава, небо, цветы. Воспитатель: Сколько весенних месяцев? - три.

Назовите их. - март, апрель, май. Каждый месяц примечателен по - своему.

«Когда так говорят?» - объяснение поговорки:

Март - с водою.

Апрель - с правою,

А май с листвою.

Воспитатель: Заканчивается зимняя спячка зверей.

А какие звери спали зимой? - ежи, барсуки, медведи.

Из берлоги выходит медведица с подросшими медвежатами и бродит по лесу в поисках пищи: вырывает из земли луковицы и корневища растений, ищет личинки.

И у других животных появляются детеныши:

Игра «У кого_кто?» - образование названий детенышей во множественном числе с суффиксами - ат. - ят.

У волчицы - волчата,

у лисицы - лисята,

у зайчихи - зайчата.

у ежихи - ежата,

у бельчихи – бельчата.

Взрослые звери линяют. Их зимняя шерсть заменяется на летнюю, а белка и заяц изменяют и цвет своей шубки.

Воспитатель продолжает рассказ: Весной у людей много работы. Обратить внимание на иллюстрации на доске. Расскажите, чем заняты люди весной на полях, в садах, в огородах.

Расскажи о труде людей весной. - Согласование слов в распространенных предложениях.

В поле люди готовят почву для посева.

Трактора вспахивают землю на полях.

В полях люди сеют весной рожь, ячмень, просо.

В огородах готовят грядки для посева укропа, моркови, лука, петрушки.

В садах и парках люди обрезают сухие сучки и ветки.

Весной люди сажают деревца, белят стволы деревьев.

Весной люди украшают клумбы красивыми цветами.

Игра «Назовите весенние цветы, которыми можно украсить клумбы» - согласование существительного в родительном падеже с другим словом, в словосочетании.

Много (чего) - тюльпанов, нарциссов, маков.

Воспитатель: Весной деревья тоже цветут, их можно назвать как? - цветущие.

Вспомните, какие деревья цветут яркими крупными цветами и соцветиями? - черемуха, сирень, яблони, вишни, жасмин.

Любование иллюстрациями цветущих деревьев. Можно использовать загадки.

1. Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала.

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

(Черемуха).

2. Мы часто срываем

Лиловые ветки

С высоких кустов

У садовой беседки.

Наверно, весною ты

Тоже их рвешь,

И эти цветы

Без груда назовешь.

(Сирень)

Чтение рассказа по Г. Скребицкому «Весенний наряд».

Всем деревьям подарила весна цветочный наряд. Кому яркий, кому скромный. Самой первой украсилась верба барашками. Черемуха из своих лесных сестер и братьев самая заметная: словно снегом осыпана. Молоденькая елка как будто новогодняя, праздничная. На каждой ветке яркие желтые цветы - фонарики. Ее сестра - смолистая сосна - украсила себя шишечками. На дубе появились цветы: маленькие, незаметные, хотя дуб-дерево видное, могучее.

Игра «Что как цветёт?» - согласование слов в предложениях, обогащение словаря образными выражениями.

Верба украшена. (барашками,

черемуха -. (словно снегом осыпана,

ёлка -. (вся в свечках, фонариках,

сосна украшена. (шишечками).

дуб распустил. (маленькие незаметные цветы).

Итог:

Рада природа приходу весны :

птицы - прилетают, поют;

ручьи журчат, звенят;

почки - набухают, лопаются;

листочки - разворачиваются, зеленеют; - животные - резвятся;

цветы - благоухают

люди - улыбаются

Предложить детям прослушать отрывок из музыкального произведения Чайковского «Времена года. Весна» и выполнить произвольные движения под музыку.

Публикации по теме:

Презентация к занятию «Путешествие кораблика»Презентация к занятию «Путешествие кораблика» Презентация к занятию «Путешествие кораблика»Лексическая тема "Весна". Предмет: Ознакомление с окружающим миром. Цели и задачи: Систематизировать.

Тематический план работы по экологическому воспитанию (весна)Тематический план работы по экологическому воспитанию (весна) Юркина Галина, воспитатель МБДОУ детский сад "Ромашка" МАРТ. 1 неделя – «Мама»: беседа «Мамы – разные нужны, мамы всякие важны», конструирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Весна, весна на улице»
Опубликовано: 18 мая 2014 в 21:16
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи «Весна, весна на улице»» (включая файлы) размещена пользователем Дина Савинова (УИ 163745) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД