СВЕТЛАНА ГОРЯЧКИНА
«По зимней дорожке». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«По зимней дорожке» в старшей группе
Программное содержание:
Формировать умение детей составлять последовательный рассказ по картинкам;
Развивать умение работать со схемами; активизировать умение согласовывать прилагательные с существительными; Закреплять представления детей о зиме и зимних явлениях; Активизировать в речи однокоренные слова, образованные от слова «снег"; Закрепить умение определять количество слогов в словах и определять первый звук в словах.
Оборудование: елочка, мяч, снежинки,мнемотаблицы, детские рисунки.
Публикация «„По зимней дорожке“, Конспект занятия по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Предварительная работа: наблюдения на прогулке за явлениями в природе, рассматривание картин, иллюстраций о зиме, чтение худ. литературы; обучение рассказыванию с помощью мнемотаблиц;
Ход:
Перед началом занятия проводится организационная физкультминутка «Как на горке снег, снег.»
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Я предлагаю вам отправиться в путешествие, во время которого мы будем выполнить задания. Все готовы (воспитатель перед озвучиванием каждого задания размещает схематичное изображение этого задания).
- У меня на доске схемы знакомых вам загадок, а вы должны определить какая схема, какой загадке принадлежит и озвучить её всем детям.
* Наступили холода,
Обернулась в лёд вода,
Длинноухий зайка серый,
Обернулся зайка белым,
В спячку впал в бору медведь,
Кто скажет, когда это бывает? (зимой)
*
С неба звездочки летят
И на солнышке блестят.
Точно в танце балеринки,
Кружатся зимой. (снежинки)
*
Во дворе стоит с метлой,
Дружит с нашей детворой,
Улыбается хитро,
Вместо шляпы - есть ведро! (снеговик)
*
За окошком снег идёт
Очень близок новый год
А речушка не течёт
Ведь сковал речушку. (лёд)
В: - Молодцы. Сегодня мы с вами совершим зимнее путешествие, и говорить будем только о зиме. Вот вам второе задание.
«Какая? Какой? Какие?»
(воспитатель бросает мяч, ребёнок подбирает прилагательное к словам; зима,снежинки,сугробы,снег,погода,деревья).
В:- Молодцы,ребята,хорошо справились с заданием.
«Придумывание рассказа по рисункам»
-Ребята, вы любите зиму? За что вы её любите (ответы детей)
О зиме написано много стихотворений, сказок и рассказов. Я предлагаю вам тоже стать писателями. Катя принесла нам свои рисунки,они послужат картинками в нашей книге, рассказы вы придумаете сами. Ваши рассказы я напечатаю на компьютере и мы вставим их в нашу книгу. Называться книга будет «Зимние забавы»(дети с воспитателем рассматривают рисунки. Воспитатель обращает внимание на то, что у рассказа должно быть начало (с чего началась история,середина (что происходило) и конец (чем закончилась история) .Дети по рисункам составляют последовательный рассказ. (3-4 ребёнка).Остальным детям предлагается нарисовать свои рисунки и придумать к ним рассказы для книги.
В: - Ой, как весело зимой. Давайте поиграем!
Проводится физминутка
Мы зимой в снежки играем (2 р.)
По сугробам мы шагаем (2р.)
И на лыжах мы бежим (2 р.)
На коньках по льду скользим (2р.)
И снегурку лепим мы (2р.)
Гостью Зиму любим мы (2р. (дети садятся)
«Подбери однокоренные слова, от слова «снег»
Воспитатель обращает внимание детей на ёлочку.
- Ребята, в лесу был сильный ветер, и он раздул весь снег с ёлочки. А без снежной шубки она замёрзнет, давайте её укроем снежным одеялом? От слова «снег» произошло много других слов. Я буду читать предложения, а вы добавляйте слова, в которых спрятано слово “снег”. Каждым снежным словом будем укрывать елочку.
(на столе елочка, снежинки, которыми дети будут ее укрывать)
Тихо-тихо, как во сне Падает на землю (снег)
С неба всё скользят пушинки, Серебристые (снежинки)
На дорожку, на лужок Выпал беленький (снежок)
Вот веселье для ребят, Все сильнее (снегопад)
Словно в белый пуховик Нарядился (снеговик)
На снегу-то, посмотри, В красных грудках (снегири)
Есть внучка у деда, у Деда Мороза,
Не Таня, не Лена и даже не Роза,
Не Аля и не Шурочка… Ее зовут. .(Снегурочка)
В: - Какие слова встретились в отгадках? (снег, снегопад, снеговик, снегири, снежок, снежинки, Снегурочка). На какой звук начинаются все эти слова? (звук «С»).
- Смотрите, как елочка укуталась снежинками, теперь не страшны ей морозы. Я рада что, вы чуткие, добрые и заботливые.
«Раздели слова на слоги и определи какая схема,какому слову принадлежит»
В: - Вот и следующее задание : Перед вами картинки, обозначающие слова: «сани», «снеговик», «Снегурочка» Вы должны разделить слова на слоги и определить какая схема, какому слову принадлежит. (дети выполняют задание)
В : - Вы ребята снова молодцы, быстро справились и с этим заданием.
Вот и заканчивается наше зимнее путешествие. Мы выполнили все задания. Но, я хочу представить вам ещё одну схему стихотворения. Кто может сказать как оно называется и расскажет его всем детям?
(ребёнок по схеме рассказывает стихотворение)
Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались (воспитатель обращает внимание на схемы «заданий» и коротко подводят итог занятия).
-Теперь поколдуем! Глаза закроем. «Раз!Два!Три!Четыре!Пять!Вот и в группе мы опять!»
- Все вы сегодня молодцы!
Длительность 25 минут