Дарья Солодова
Конспект занятия по развитию социально-бытовой ориентировки в средней группе детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию социально-бытовой ориентировки (формирование способов обследования предметов и развитие предметных представлений) в средней группе детей с нарушением зрения.
Лексическая тема: «Посуда».
Форма проведения: подгрупповая.
Публикация «Конспект занятия по развитию социально-бытовой ориентировки в средней группе детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Группа : средняя.
Задачи:
1. Образовательные:
-упражнять в обследовании основных признаков и свойств предметов (чайной посуды) с помощью зрения и осязания;
- учить понимать назначение чайной посуды и называть ее основные детали;
- закреплять умение понимать обобщающее слово «посуда»;
- обогащать словарь по теме (пушистый, колючий, чашка, блюдце, чайник, чайный сервиз, ложка, тарелка, посуда, пить, есть).
2. Коррекционно-развивающие;
- развивать тактильную чувствительность;
- развивать зрительное внимание;
- развивать словесно-логическое мышление;
- развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;
- развивать прослеживающую функцию глаз.
3. Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к предметам посуды.
Предварительная работа: чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе»; сюжетно-ролевая игра «Угостим кукол чаем».
Оборудование: волшебный мешочек, сундучки для полисенсорного обследования предметов, ежик, белка; настоящая и кукольная посуда.
Раздаточный материал: карточки с точечным изображением посуды, карандаши.
Ход занятия:
I. Вводная часть:
1. Дид. игра “Чудесный мешочек”.
П. : В чудесном мешочке необычные гости, которые не подают голоса. Не заглядывая в мешочек, не слыша голосов гостей, постараемся узнать, какие они наощупь. Помогут нам в этом наши ручки. Какие на ощупь наши гости?
Д. : Колючий, пушистая.
(Затем дети вынимают ежа, белку. Называют гостей, соотнося тактильные ощущения и предмет: колючий еж, пушистая белочка.)
II. Основная часть:
2. Дид. упр. «Я загадаю, а ты отгадай».
П. : Эти лесные жители не зря попали в детский сад, они очень любопытные и будут вместе с нами отгадывать загадки. (По мере отгадывания, педагог выставляет на стол предметы.)
Из горячего колодца Сама не ем, а людей кормлю.
Через нос водица льется. (Ложка)
(Чайник)
Меня узнайте, кто же я? Для нас она необходима,
Создана я для питья, Ведь пищу из неё едим мы.
За ручку все меня берут, Глубокая и мелкая зовут её…
Из меня чай, кофе пьют. (Тарелкою)
(Чашка)
П. : Ребята, наши гости удивлены. В лесу они такими предметами не пользуются. Расскажите, как эти предметы можно назвать, одним словом?
Д. : Это посуда.
П. : Для чего нужна посуда?
Д. : Посуда нужна, для того что бы из нее есть, пить.
П. : Хотите научить лесных жителей пить чай?
Д. : Да.
П. : Для этого нам понадобиться чайный сервиз, но сначала белочка хочет вместе с вами сделать зарядку для глазок (дети встают напротив педагога).
3. Зрительная гимнастика «Белочка».
(Вверх-вниз.) 2-3 раза
(Вправо-влево.) 2-3 раза
(Вверх-вниз.) 2-3 раза
(Прослеживание глазами за белочкой по кругу.) в одну и в другую сторону.
Как белка прыгает, следите глазками внимательно.
(Вправо-влево.) 2-3 раза
Зажмурьте глазки, поморгайте (2-3 раза).
4. Рассматриваем чайный сервиз.
П. : Молодцы садитесь за стол, а теперь давайте рассмотрим чайный сервиз. (Педагог расставляет на столе предметы чайного сервиза. Дети сидят вокруг стола).
П. : Это блюдце. Обхватите блюдце двумя руками. Вот так. Какой оно формы?
Д. : Круглой.
П. : Правильно. Проведите пальчиком по краю блюдца, опустите пальчик на дно. Блюдце какое?
Д. : Мелкое.
П. : На него ставят чашку с чаем, что бы не испачкать скатерть.
П. : А это что?
Д. : Это чашка.
П. : Правильно, обхватите чашку двумя руками. Вот так. Она круглая. Проведите пальчиком по стенке чашки. Вот так. Почему ваш пальчик с края чашки не сразу опускается вниз?
Д. : Потому что чашка глубокая.
П. : Еще у чашки есть ручка. Найдите ее и проведите по ней пальчиком. Зачем нужна ручка? (Педагог направляет руки каждого ребенка для обследования предметов чайной посуды).
Д. : Что бы держать чашку.
П. : В чашку наливают чай. На блюдце кладут ложку. Вот она. Эта ложка меньше, чем ложка для супа. Поэтому ее назвали маленькой чайной ложкой. Для чего она нужна?
Д. : Ложкой размешивают сахар в чашке.
П. : Делают это осторожно, не стучат об стенки чашки и не расплескивают чай на блюдце. Вот так. (Педагог показывает все действия, дети повторяют).
П. : А теперь закройте глаза, послушайте, как звенит чашка, когда мы ставим ее на блюдце, послушайте, как звенит ложка, когда мы кладем ее на блюдце.
П. : Это что?
Д. : Это чайник.
П. : Он глубокий, у него есть ручка. У чайника есть носик. Вот он. И крышка. Вот она. (Показывает. Предлагает детям обследовать чайник, направляя их руки). Ребята, закройте глаза и послушайте, как я наливаю чай в чашку.
П. : Что мы положим в чай, что бы он был сладким?
Д. : Мы положим в него сахар.
П. : Сахар хранится в сахарнице. Вот мы и накрыли на стол, теперь наши друзья могут попить чай, а мы с вами немножко подвигаемся.
5. Физкультминутка «Моем посуду».
Моем чашку, моем кружку круговые движения поочередно левой и правой
рукой.
Ставим высоко на сушку тянемся вверх.
Ой, упала кружка с полки наклоны головой вправо-влево.
Будем собирать осколки сметаем осколки в совок.
П. : Мы отдохнули, теперь сделаем зарядку для пальчиков.
6. Пальчиковая гимнастика «Помощники».
Раз, два, три, четыре, (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши;
повторить)
Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибают пальчики по одному, начиная с
большого)
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли, (одна ладонь скользит по другой)
Только чашку мы разбили, (загибают пальчики по одному, начиная с
Ковшик тоже развалился, большого)
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали. (удар кулачками друг о друга, хлопок в
ладоши; повторить)
(Н. Нищева)
7. Дид. игра «Узнай на ощупь».
П. : Ребята, ежик хочет с вами поиграть, пока мы двигались, он что-то спрятал вот в эти сундучки. Запустите обе руки в сундучок и на ощупь определите, какой предмет у вас в руках. (Дети называют предметы.)
П. : Молодцы вы справились с заданием.
8. Упражнение «Обведи по точкам».
П. : А сейчас давайте нашим гостям на память нарисуем красивый чайный сервиз. Называется он так, потому что он нужен для того, что бы пить чай. Скажите, из каких предметов он состоит?
Д. : Чайник, чашка, блюдце.
П. : Вам нужно обвести каждый предмет по точкам, возьмите карандаш в руку и приступайте.
П. : Гостям очень понравился ваш подарок, они говорят спасибо.
П. : Что ж ребята, весело вам было играть с лесными жителями, но им пора возвращаться в лес. Давайте попрощаемся с ними.
III. Заключительная часть:
П. : Кто к нам в гости приходил, какие на ощупь?
П. : Чему мы научили наших гостей?
П. : Что нам понадобилось, что бы угостить их чаем?
П. : Молодцы, вы справились со всеми заданиями! И я скажу вам по секрету, наши друзья, оставили вам сладкий подарок, вот он, угощайтесь.