Ольга Девицкая
Конспект занятия по развитию связной речи и лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Составление описательного рассказа с опорой на схему: «Во саду и в огороде»
Цели занятия:
1. Коррекционно—образовательные:
- учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схему;
- продолжать учить согласовывать местоимения с глаголами настоящего времени;
- продолжать учить образовывать относительные прилагательные;
- совершенствовать навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
2. Коррекционно—развивающие:
Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи и лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
- развивать и активизировать словарный запас детей по теме: «Фрукты», «Овощи»;
- развивать у детей умение подбирать признаки и действия к предметам;
- развивать умение строить предложения с однородными определениями;
- развивать у детей умение согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже;
3. Коррекционно—воспитательные: воспитывать у детей интерес к окружающему, навыки правильного питания.
Предварительная работа: экскурсия в сад и огород; рассматривание муляжей, иллюстраций с изображением овощей и фруктов, отгадывание загадок (смотри презентацию); чтение художественной литературы.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Психогимнастика «Моё настроение»
Логопед: Ребята, я слышу чей-то плач! Кто-то сильно огорчён.
(В группу входит сказочный герой Незнайка).
Логопед: Здравствуй Незнайка, почему ты плачешь?
Незнайка: Заболел мой друг Пончик. И доктор Пилюлькин сказал, что для его здоровья ему нужны эти, как их там …. Витамины. А я не знаю, что это такое и где их взять.
Логопед: Не расстраивайся, Незнайка, мы тебе поможем! Ребята, скажите, где живут витамины?
Дети: в овощах и фруктах
Незнайка: А где они растут? В лесу? И как я их узнаю?
Дети: Фрукты растут в саду, а овощи в огороде.
2. Объявление темы.
Логопед: Давайте пригласим Незнайку с нами на экскурсию в сад и огород и расскажем ему об овощах и фруктах.
Сначала мы отправимся в сад. (СЛАЙД № 3)
Ребята на чём растут фрукты?
Правильно, на плодовых деревьях.
2. Игра «1.2,3 – дерево назови».
Дети становятся в круг, логопед в центре с корзиной фруктов (муляжи).
Под музыку дети идут по кругу в правую сторону, логопед в левую.
Как только музыка замолчала, тот, возле которого остановился логопед с корзиной, берёт из неё фрукт.
Дети хором: 1-2-3 – дерево назови!
Ребёнок отвечает:
Груша (слайд 8) растёт на грушовом дереве.
Слива (слайд 15) растёт на сливовом дереве.
Абрикос (слайд 13) растёт на абрикосовом дереве.
И так дальше по аналогии.
3. Логопед: А теперь, Незнайка мы расскажем тебе, как из этих фруктов можно сварить вкусный витаминный компот!
Упражнение «Компот» (КООРДИНАЦИЯ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЯМИ)
Будем мы варить компот, фруктов нужно много. Вот. Делают помешивающие движения руками.
Будем яблоки крошить, «крошат»
Грушу будем мы рубить. «рубят»
Отожмём лимонный сок, «отжимают»
Слив положим в кипяток. «кладут»
Варим, варим мы компот. приседают
Угостим честной народ! Хлопают в ладоши
Логопед: Незнайка, ты запомнил, что такое фрукты и где их найти? Но, чтобы не болеть, кроме фруктов, необходимо кушать овощи. Они растут в огороде или в поле.
Овощи очень вкусные и содержат все нужные для здоровья витамины и полезные вещества. Поэтому мы отправляемся в огород, туда, где они растут и созревают. Некоторые из них вырастают в земле, а некоторые над землёй.
Логопед: Вот мы и в огороде. (Слайд 18)
4. Пальчиковая гимнастика «У Лариски две редиски…»
У Лариски - две редиски.
У Алёшки – две картошки.
У Серёжки-сорванца– два зелёных огурца.
А у Вовки две морковки.
Да ещё у Петьки – две хвостатых редьки! По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках.
Ох! Хлопок.
Незнайка, наши дети очень любят овощи и часто их называют ласково:
Игра: «У нас сегодня на обед будет…» (Незнайка
не картошка, …. а картошечка (слайд 25, она растёт …
не огурцы, а …. огурчики (слайд 20, они растут ….
не помидоры, …помидорчики (слайд 19, они растут ….
не баклажаны, а …. баклажанчики (слайд 24, они растут …
не лук, а ….лучок (слайд 27, он растёт ….
и т. д. по аналогии.
5. Составление детьми рассказов.
Логопед: Незнайка, а хочешь, ребята расскажут тебе: как выглядят, какие на вкус и на ощупь овощи и фрукты, и что можно из них приготовить?
Логопед: Дети, возьмите по одной картинке (картинки лежат вниз «лицом», посмотрите на схему рассказа (СЛАЙД 16) и опишите тот фрукт или овощ, который изображён на вашей картинке.
Дети переходят к составлению рассказа по схеме:
- Что это?
- Цвет, форма.
- Вкус.
- Где растёт?
- Какой на ощупь?
Что можно приготовить?
6. Рассказы детей.
7. Итог:
Логопед: Незнайка, сегодня ты много узнал о фруктах и овощах. Теперь, ты сможешь помочь своему другу – Пончику, и он снова станет здоровым!
Незнайка: Спасибо вам, ребята! Я побежал собирать фрукты и овощи для Пончика, и сам теперь буду больше употреблять их в пищу! До свидания!