Елена Претцер
Конспект занятия по развитию связной речи с детьми старшей группы по лексической теме «Весна. Перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Вступаем в ряды защитников природы - «Юных орнитологов»
Цель: создание условий для речевого развития детей посредством обобщения и углубления знаний детей по теме «Перелетные птицы», углубления впечатлений, связанных с приходом весны.
Детская цель: вступить в ряды защитников природы и получить удостоверение юных орнитологов.
Задачи:
Образовательные
Создать условия для:
- систематизации знаний детей о весне и весенних явлениях, умения устанавливать простейшие связи между ними;
Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи с детьми старшей группы по лексической теме „Весна, Перелётные птицы“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- закрепления представлений детей о перелетных птицах, их названиях и внешних признаках;
- умения детей составлять небольшие рассказы по картинкам, правильно используя предлоги и согласовывая имена существительные с именами прилагательными и глаголами в роде, числе и падеже.
Развивающие
Создать условия для:
- развития функции образования сложных слов (остроклювый, длинноногий);
- развивать артикуляционной и мелкой моторики, внимания, памяти, мышления;
- развития лексико-грамматического строя речи по данной теме, умения практически употреблять простое распространенное предложения и предложно-падежных конструкций;
- для активизации словарного запаса детей по теме и, умений детей отвечать на вопросы полным предложением.
Воспитательные
Создать условия для:
- воспитания у детей интереса к пернатым обитателям природы и бережного отношения к природе в целом;
- формирования навыков взаимодействия со сверстниками;
- принятия собственных решений при реализации детского замысла.
Методические приёмы: нейроупражнение, мотивация детей, вопросы, наглядный материал, аудиозапись, физминутка.
Оборудование: иллюстрации весны в группе, картинки перелётных птиц, схемы для выполнения заданий
Предварительная работа: рассматривание весенних пейзажей; наблюдение примет весны в природе и птиц на участке в ДОУ, рассматривание и нахождение отличительных особенностей разных перелётных птиц, чтение художественной и познавательной литературы о птицах, рассматривание репродукции А. К. Саврасова "Грачи прилетели", слушанье голосов птиц в аудиозаписи.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Утром ранним кто-то странный
Заглянул в моё окно.
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло:
Будто руку, протянуло
Тонкий лучик золотой.
И, как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной.
Я дарю вам лучик этот,
Пусть вам так же ярко светит!
(Дарят лучики тепла и доброты глазами друг другу).
Проговаривают момент, прочему солнце теперь раньше поднимается – день становится длиннее – это примета весны
(стоя в кругу ребята делают нейроупражнение проговаривая считалочку)
Если снег повсюду тает,
День становится длинней.
Если всё зазеленело и в полях звенит ручей.
Если солнце ярче светит.
Если птицам не до сна,
Если стал теплее вечер,
Значит, к нам пришла Весна!
Воспитатель: давайте и мы с вами немного разомнем наши язычки и четко проговорим чистоговорку
Ла-ла-ла – к нам весна пришла.
Ло-ло-ло – в лесу тепло.
Пель-пель-пель – капает капель.
Ля-ля-ля – расцветай земля!
Леть-леть-леть – просыпайся медведь!
Воспитатель обращает внимание детей, что весной после схода снега на земле обнаруживается много мусора, начинают гореть поля и леса, страдают животные и птицы. А кто в этом виноват? – Человек. Так же педагог объясняет детям, что по электронной почте пришло письмо-приглашение из центра защиты природы к вступлению в ряды её защитников - юных орнитологов. Спрашивает ребят, кто хочет стать орнитологом и защищать природу?
Воспитатель: ребята, а кто такие орнитологи вы знаете?
- ОРНИТОЛОГИЯ – наука о птицах. ОРНИТОЛОГ - это ученый, который изучает пернатых - их строение, жизнь в природе и в неволе. Как вы думаете, почему птиц называют пернатыми? (тело покрыто перьями)
Дети принимают решение вступить в ряды юных орнитологов
- Ну что ж, раз мы с вами принимаем решение стать защитниками природы и юными орнитологами, то нам нужно выполнить ряд заданий. Я распечатала эти задания и составила такой большой бланк–карту наших ответов. Эту карту мы и будем заполнять, выполняя то или иное задание. Готовую карту я сфотографирую и отправлю в Центр Защиты Природы. И будем ждать решения комиссии. Но у нас есть небольшая проблема: заданий, они помещены в конверты, всего 4, а нас с вами 8 человек. Что делать? (дети принимают решение разделиться по 2 человека в команде)
Готовы? Тогда начинаем!
Задание №1. Строение птицы
Вам нужно в специальных окошках нарисовать части птиц
Вопросы детям при презентации их задания
- чем птицы отличаются ещё от других живых существ? (тело птиц покрыто перьями. Птицы могут летать, откладывают и высиживают яйца. Есть птицы, которые хорошо плавают и добывают корм под водой. Перья у таких птиц покрыть слоем жира, поэтому они не намокают при соприкосновении с водой. Есть птицы, которые не умеют летать.)
Задание №2 «Перелётные и зимующие» (дифференциация)
Ребята должны разделить и наклеить картинки зимующих и перелётных птиц в «свои окошки»
Нужно расселить птиц так: под знаком «солнышко» поместить картинки с перелётными птицами, а под знаком «снежинка» с зимующими.
Вопросы детям при презентации их задания
– Возьми картинку, кто у тебя, куда поселишь, почему?
(Дети выполняют задание, отвечают на вопросы).
– Почему этих птиц называют перелётными?
Дети: – Осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.
– Почему птицы улетают осенью?
Дети: – Становится холодно и нечем питаться.
– Что для перелётных птиц страшнее: холод или голод?
Дети: – Голод, потому что они питаются насекомыми, земноводными или свежими плодами, а от холода можно спрятаться.
- Что случиться, если птицы не захотят прилетать в родные края? – экологическая катастрофа (Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат хлеба, фрукты, овощи. Мы никогда не услышим их чудесных песен)
Задание № 3. «Что сначала, что потом»
Составить последовательность наклеив картинки в нужном порядке, а затем по картинке нужно составить небольшой рассказ.
Задание № 4. Д/и «Соедини два слова в одно»
У грача черные крылья – грач чернокрылый
У Лебедя белые крылья – белокрылый лебедь
Птица насекомых ест – насекомоядная птица
У аиста длинный клюв – аист длинноклювый.
У аиста красный клюв – аист красноклювый.
У грача черные глаза – грач черноглазый.
У лебедя длинная шея – лебедь длинношеий.
У журавля широкие крылья – журавль ширококрылый.
У цапли длинные ноги – цапля длинноногая.
У утки короткие лапы – утка коротколапая.
У птенца желтый клюв- птенец желтоклювый.
Д/и «Кто где живёт?»
Не отрывая руки от рисунка нужно обвести линии карандашами разных цветов и рассказать кто где живёт.
Физминутка «Найди стаю»
Улетая на зиму в тёплые края и возвращаясь назад весной, птицы летят разными способами. Вспомните и назовите, какие перелётные птицы и как летят на Родину. (называют птиц и строятся то клином, то шеренгой и т. п.)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с заданием, но тут ещё есть вопросы для всех вас. Сможем ответить?
– Весной у птиц много важных дел. Что делают птицы весной?
Дети: – Строят гнёзда, выводят птенцов, кормят птенцов.
– Давайте вспомним, как называют птенцов.
У грача – грачата,
у галки – галчата,
у журавля – журавлята,
у аиста-аистята,
у стрижа – стрижата,
у утки – утята,
у скворца – скворчата
у кукушки-кукушата.
Отработка приставочных глаголов «Птица в гнезде».
-Что делает птица?
-Птица из гнезда. вылетела. Вокруг гнезда. облетела. Над гнездом. пролетела. Через гнездо. перелетела. К гнезду. подлетела. Под гнездом. пролетела. В гнездо. прилетела.
В: Ребята, давайте поиграем в игру: «где птица?».
В: Я буду передвигать птичку, а вы мне будете говорить, где она сейчас находится.
Воспитатель в одной руке держит макет скворечника, а другой рукой передвигает скворца (на палочке).
В: Скворец подлетел …. Дети: К скворечнику.
В: Скворец подлетел к скворечнику.
В: Скворец залетел … - в скворечник.
В: Скворец вылетел … - из скворечника.
В: Скворец сел …- на скворечник.
В: Скворец слетел …- со скворечника.
В: Скворец пролетел … - под скворечником.
В: Скворец пролетел … - над скворечником.
В: Скворец спрятался … - за скворечник.
В: Скворец выглядывает …. - Из-за скворечника
Все вместе составляют «Правила юных орнитологов» для охраны и защиты птиц.
Воспитатель: (фотографирует готовую карту-схему и «отправляет» её. После говорит, что получен ответ и ребята удостоены чести стать юными защитниками природы – орнитологами и получают удостоверения).
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, для чего мы выполняли все эти задания? Ребята, а чем занимаются орнитологи? Как вы считаете, нам нужно продолжать начатое дело или, может быть, остановимся на этом? А что было самое интересное? Кто считает, что мы здорово провели время, хлопните в ладоши.