Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию связной речи с детьми старшей группы по лексической теме «Весна. Перелётные птицы»

Елена Претцер
Конспект занятия по развитию связной речи с детьми старшей группы по лексической теме «Весна. Перелётные птицы»

Тема: Вступаем в ряды защитников природы - «Юных орнитологов»

Цель: создание условий для речевого развития детей посредством обобщения и углубления знаний детей по теме «Перелетные птицы», углубления впечатлений, связанных с приходом весны.

Детская цель: вступить в ряды защитников природы и получить удостоверение юных орнитологов.

Задачи:

Образовательные

Создать условия для:

- систематизации знаний детей о весне и весенних явлениях, умения устанавливать простейшие связи между ними;

Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи с детьми старшей группы по лексической теме „Весна, Перелётные птицы“» размещена в разделах

- закрепления представлений детей о перелетных птицах, их названиях и внешних признаках;

- умения детей составлять небольшие рассказы по картинкам, правильно используя предлоги и согласовывая имена существительные с именами прилагательными и глаголами в роде, числе и падеже.

Развивающие

Создать условия для:

- развития функции образования сложных слов (остроклювый, длинноногий);

- развивать артикуляционной и мелкой моторики, внимания, памяти, мышления;

- развития лексико-грамматического строя речи по данной теме, умения практически употреблять простое распространенное предложения и предложно-падежных конструкций;

- для активизации словарного запаса детей по теме и, умений детей отвечать на вопросы полным предложением.

Воспитательные

Создать условия для:

- воспитания у детей интереса к пернатым обитателям природы и бережного отношения к природе в целом;

- формирования навыков взаимодействия со сверстниками;

- принятия собственных решений при реализации детского замысла.

Методические приёмы: нейроупражнение, мотивация детей, вопросы, наглядный материал, аудиозапись, физминутка.

Оборудование: иллюстрации весны в группе, картинки перелётных птиц, схемы для выполнения заданий

Предварительная работа: рассматривание весенних пейзажей; наблюдение примет весны в природе и птиц на участке в ДОУ, рассматривание и нахождение отличительных особенностей разных перелётных птиц, чтение художественной и познавательной литературы о птицах, рассматривание репродукции А. К. Саврасова "Грачи прилетели", слушанье голосов птиц в аудиозаписи.

Ход занятия:

Воспитатель:

- Утром ранним кто-то странный

Заглянул в моё окно.

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло:

Будто руку, протянуло

Тонкий лучик золотой.

И, как с первым лучшим другом,

Поздоровалось со мной.

Я дарю вам лучик этот,

Пусть вам так же ярко светит!

(Дарят лучики тепла и доброты глазами друг другу).

Проговаривают момент, прочему солнце теперь раньше поднимается – день становится длиннее – это примета весны

(стоя в кругу ребята делают нейроупражнение проговаривая считалочку)

Если снег повсюду тает,

День становится длинней.

Если всё зазеленело и в полях звенит ручей.

Если солнце ярче светит.

Если птицам не до сна,

Если стал теплее вечер,

Значит, к нам пришла Весна!

Воспитатель: давайте и мы с вами немного разомнем наши язычки и четко проговорим чистоговорку

Ла-ла-ла – к нам весна пришла.

Ло-ло-ло – в лесу тепло.

Пель-пель-пель – капает капель.

Ля-ля-ля – расцветай земля!

Леть-леть-леть – просыпайся медведь!

Воспитатель обращает внимание детей, что весной после схода снега на земле обнаруживается много мусора, начинают гореть поля и леса, страдают животные и птицы. А кто в этом виноват? – Человек. Так же педагог объясняет детям, что по электронной почте пришло письмо-приглашение из центра защиты природы к вступлению в ряды её защитников - юных орнитологов. Спрашивает ребят, кто хочет стать орнитологом и защищать природу?

Воспитатель: ребята, а кто такие орнитологи вы знаете?

- ОРНИТОЛОГИЯ – наука о птицах. ОРНИТОЛОГ - это ученый, который изучает пернатых - их строение, жизнь в природе и в неволе. Как вы думаете, почему птиц называют пернатыми? (тело покрыто перьями)

Дети принимают решение вступить в ряды юных орнитологов

- Ну что ж, раз мы с вами принимаем решение стать защитниками природы и юными орнитологами, то нам нужно выполнить ряд заданий. Я распечатала эти задания и составила такой большой бланк–карту наших ответов. Эту карту мы и будем заполнять, выполняя то или иное задание. Готовую карту я сфотографирую и отправлю в Центр Защиты Природы. И будем ждать решения комиссии. Но у нас есть небольшая проблема: заданий, они помещены в конверты, всего 4, а нас с вами 8 человек. Что делать? (дети принимают решение разделиться по 2 человека в команде)

Готовы? Тогда начинаем!

Задание №1. Строение птицы

Вам нужно в специальных окошках нарисовать части птиц

Вопросы детям при презентации их задания

- чем птицы отличаются ещё от других живых существ? (тело птиц покрыто перьями. Птицы могут летать, откладывают и высиживают яйца. Есть птицы, которые хорошо плавают и добывают корм под водой. Перья у таких птиц покрыть слоем жира, поэтому они не намокают при соприкосновении с водой. Есть птицы, которые не умеют летать.)

Задание №2 «Перелётные и зимующие» (дифференциация)

Ребята должны разделить и наклеить картинки зимующих и перелётных птиц в «свои окошки»

Нужно расселить птиц так: под знаком «солнышко» поместить картинки с перелётными птицами, а под знаком «снежинка» с зимующими.

Вопросы детям при презентации их задания

– Возьми картинку, кто у тебя, куда поселишь, почему?

(Дети выполняют задание, отвечают на вопросы).

– Почему этих птиц называют перелётными?

Дети: – Осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.

– Почему птицы улетают осенью?

Дети: – Становится холодно и нечем питаться.

– Что для перелётных птиц страшнее: холод или голод?

Дети: – Голод, потому что они питаются насекомыми, земноводными или свежими плодами, а от холода можно спрятаться.

- Что случиться, если птицы не захотят прилетать в родные края? – экологическая катастрофа (Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат хлеба, фрукты, овощи. Мы никогда не услышим их чудесных песен)

Задание № 3. «Что сначала, что потом»

Составить последовательность наклеив картинки в нужном порядке, а затем по картинке нужно составить небольшой рассказ.

Задание № 4. Д/и «Соедини два слова в одно»

У грача черные крылья – грач чернокрылый

У Лебедя белые крылья – белокрылый лебедь

Птица насекомых ест – насекомоядная птица

У аиста длинный клюв – аист длинноклювый.

У аиста красный клюв – аист красноклювый.

У грача черные глаза – грач черноглазый.

У лебедя длинная шея – лебедь длинношеий.

У журавля широкие крылья – журавль ширококрылый.

У цапли длинные ноги – цапля длинноногая.

У утки короткие лапы – утка коротколапая.

У птенца желтый клюв- птенец желтоклювый.

Д/и «Кто где живёт?»

Не отрывая руки от рисунка нужно обвести линии карандашами разных цветов и рассказать кто где живёт.

Физминутка «Найди стаю»

Улетая на зиму в тёплые края и возвращаясь назад весной, птицы летят разными способами. Вспомните и назовите, какие перелётные птицы и как летят на Родину. (называют птиц и строятся то клином, то шеренгой и т. п.)

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с заданием, но тут ещё есть вопросы для всех вас. Сможем ответить?

– Весной у птиц много важных дел. Что делают птицы весной?

Дети: – Строят гнёзда, выводят птенцов, кормят птенцов.

– Давайте вспомним, как называют птенцов.

У грача – грачата,

у галки – галчата,

у журавля – журавлята,

у аиста-аистята,

у стрижа – стрижата,

у утки – утята,

у скворца – скворчата

у кукушки-кукушата.

Отработка приставочных глаголов «Птица в гнезде».

-Что делает птица?

-Птица из гнезда. вылетела. Вокруг гнезда. облетела. Над гнездом. пролетела. Через гнездо. перелетела. К гнезду. подлетела. Под гнездом. пролетела. В гнездо. прилетела.

В: Ребята, давайте поиграем в игру: «где птица?».

В: Я буду передвигать птичку, а вы мне будете говорить, где она сейчас находится.

Воспитатель в одной руке держит макет скворечника, а другой рукой передвигает скворца (на палочке).

В: Скворец подлетел …. Дети: К скворечнику.

В: Скворец подлетел к скворечнику.

В: Скворец залетел … - в скворечник.

В: Скворец вылетел … - из скворечника.

В: Скворец сел …- на скворечник.

В: Скворец слетел …- со скворечника.

В: Скворец пролетел … - под скворечником.

В: Скворец пролетел … - над скворечником.

В: Скворец спрятался … - за скворечник.

В: Скворец выглядывает …. - Из-за скворечника

Все вместе составляют «Правила юных орнитологов» для охраны и защиты птиц.

Воспитатель: (фотографирует готовую карту-схему и «отправляет» её. После говорит, что получен ответ и ребята удостоены чести стать юными защитниками природы – орнитологами и получают удостоверения).

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, для чего мы выполняли все эти задания? Ребята, а чем занимаются орнитологи? Как вы считаете, нам нужно продолжать начатое дело или, может быть, остановимся на этом? А что было самое интересное? Кто считает, что мы здорово провели время, хлопните в ладоши.

Публикации по теме:

Конспект занятия по лексической теме «Перелётные птицы» для детей с ЗПРКонспект занятия по лексической теме «Перелётные птицы» для детей с ЗПР Конспект занятия по лексической теме "Перелётные птицы" для детей с ЗПР Цель: обобщение знаний детей по лексической теме. Уточнение и.

Конспект занятия по развитию речи «К нам пришла весна» с детьми старшей группыКонспект занятия по развитию речи «К нам пришла весна» с детьми старшей группы Конспект занятия по развитию речи "К нам пришла весна" с детьми старшей группы. Цель: закрепить знания о весне. Задачи: - учить детей.

Конспект занятия по развитию речи по лексической теме «Мебель» с детьми средней группы 4–5 летКонспект занятия по развитию речи по лексической теме «Мебель» с детьми средней группы 4–5 лет Конспект занятия составлен с опорой на методику О. С. Ушаковой. Подготовила и провела воспитатель МБДОУ детского сада N 76, г. Рязань, первой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию связной речи с детьми старшей группы по лексической теме «Весна. Перелётные птицы»
Опубликовано: 7 апреля 2024 в 17:16
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД