Приложение МААМ

Конспект занятия по развитию ЗКР «Влияние русского народного фольклора на совершенствование звуковой культуры речи»

Надежда Молканова
Конспект занятия по развитию ЗКР «Влияние русского народного фольклора на совершенствование звуковой культуры речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: продолжать знакомить детей с формами русского народного фольклора, формировать умение дифференцировать звуки [с] и [ш] на слух, в изолированном виде, словах, фразах, текстах (потешках, скороговорках, дразнилках, определять место звука в слове.

Совершенствовать речевое дыхание, силу голоса, выразительность речи, фонематический слух.

Публикация «Конспект занятия по развитию ЗКР „Влияние русского народного фольклора на совершенствование звуковой культуры речи“» размещена в разделах

Прививать любовь к русскому фольклорному слову, воспитывать уважение к русским традициям, развивать чувство юмора.

Предварительная работа: в средней группе отработан звук [с], в старшей группе - звук [ш], дети запоминали потешки о косах, разучивали скороговорки со звуками [с] и [ш].

Материал к занятию : оборудованное пространство, стилизованное под интерьер русской избы, поставленные стулья, на спинки которых надеты чехлы с кармашками сзади, в них вложены зеркала с ручкой; картинки с изображением предметов, имеющих в названии звук [с] или звук [ш](примерно пополам) или оба звука одновременно по количеству детей; русские костюмы для детей : рубашки-косоворотки для мальчиков, сарафаны для девочек); бумажные снежинки с привязанными нитями, чистый лист бумаги; шапка-ушанка; павловопосадский платок; заранее испечёные оладьи.

Ход занятия : занятие начинается с выполнения пальчиковой гимнастики стоя в кругу.

Воспитатель: - Ребята, сегодня я вас приглашаю на посиделки. В старину, когда наши прабабушки и прадедушки были молодыми, они устраивали посиделки. Проходили они у кого-нибудь в избе после сбора урожая, когда на полях и огородах была закончена вся работа. Начинались посиделки с Покрова дня - это 14 октября, а заканчивались к весне. Как вы думаете, почему придумали такое название:"посиделки"? (от слова "сидеть", "посидеть"). Да, на эти посиделки собирались парни и девушки длинными осенними и зимними вечерами. Они садились на длинные лавки и занимались какой-нибудь работой - девушки пряли, шили, вышивали, вязали, а парни плели лапти, корзины. Давайте и мы с вами присядем. (Садятся на лавки).

- Вот так они и сидели, а чтобы не скучно было - рассказывали разные истории, сказки, прибаутки, пели песни, частушки, играли в весёлые забавные игры. Поэтому и появилась поговорка: "Мели, Емеля, твоя неделя". Очень часто шутили и поддразнивали кого-то. Ох! И шустро же работали язычки в то время! А давайте и мы с вами разомнём наши язычки, а заодно и губки, и щёчки. Берите зеркала.

- Уж я колышки тешу, огород я посажу. Давайте построим из колышков заборчик. Дети выполняют артикуляционное упражнение "Заборчик"

- А сейчас угадайте, какое упражнение будем делать: - ой, повешу трубу на зелёном дубу?

Вено, выполним упражнение "Трубочка"

- А сейчас новая загадка: кошка лапкой меня катала, на мне все нитки размотала. Что это (Катушка). Дети выполняют упражнение "Катушка"

-А теперь оставим язычок за нижними зубами. Посередине язычка у нас дорожка. Подуем по дорожке, пустим ветерок, подставим ладошку. Какой воздух? Холодный или тёплый (холодный). Какой звук получился? (Звук [с]). Давайте ещё его произнесём и поморозим ручки.

- А сейчас выходите скорее в круг. Заведё м хоровод: "Как на нашем на лугу".

Дети становятся в круг, заранее выбираются дети-тетери. Ходьба по кругу с произнесением слов: "Как на нашем на лугу стоит чашка творогу.

Прилетели две тетери, поклевали, улетели. "

С последними словами выбранные дети вбегают в круг и выполняют действия по тексту. Игра повторяется 2-3 раза.

Воспитатель: - Давайте сядем, возьмём зеркала и выполним упражнение "Чашечка". (Выполняют артикуляционное упражнение "Чашечка")

- А сейчас оставим" чашечку", округлим губки и подуем в чашечку. Какой звук получился"(звук [ш]). Произнесём его ещё раз, подставим ладошку. Какой ветерок (тёплый). А у какого звука был холодный звука[ с]). Вот мы и отогрели ручки.

Дети убирают зеркала, а воспитатель раскладывает на полу снежинки:

- Ой, ребята, а кто это окно открыл? Посмотрите, сколько снежинок намело! Давайте их соберём. Выходите, возьмите по одной снежинке. С какого звука начинается слово "снежинка"(со звука [с]). Давайте подуем на снежинки, посмотрим, как они кружатся. Сейчас подул лёгкий ветерок, снежинки тихонько колышутся. Но вот ветер стал сильнее, снежинки летят выше. И совсем буря поднялась, закружились снежинки. (Дети держат снежинки за ниточку перед собой и дуют на них, увеличивая силу выдоха). Садятся.

-Ребята, вы сегодня пришли на посиделки очень нарядными, надели национальные русские костюмы. Что надели девочки (сарафаны). Какой знакомый звук слышится в этом слове (звук[ с]). Где он расположен? (В начале слова). Что надели мальчики? (Рубашки) Какой знакомый звук слышится в этом слове? (звук[ш]). Где он находится (В середине слова). Вот какие хитрые у нас мальчики и девочки: мальчики себе звук ш забрали, а девочки звук с. Вот мы сейчас посмотрим, смогут ли они их удержать, не убегут ли от них звуки. Сейчас поиграем. Правила такие: я буду произносить звуки. Если услышите звук [с] - встанут девочки, если звук[ ш ]- встанут мальчики. (Воспитатель прикрывает рот чистым листом бумаги и проводится игра.)

- А сейчас то же самое, только я буду произносить слова. ( Воспитатель произносит слова: шапка, сапог, шуба, миска, мышка, нос, нож, санки, шашки, сушка).

- Последнее слово было хитрым, услышав его должны были встать и мальчики и девочки. Почему? (В этом слове есть и звук [с], и звук[ ш]).

Вот и до игр дошло на наших посиделках. Ну что ж, сейчас ещё в одну игру поиграем - очень весёлую. Это тоже старинная игра, только мы её немного изменим и назовём её "Смешинка". С какого звука начинается название игры (со звука[с]). А какой находится в середине слова? (звук[ ш]).

Детям раздаются картинки, в названии которых есть звуки [с] или [ш], или же оба. Воспитатель задаёт каждому ребёнку вопрос, на который ребёнок должен ответить тем словом, которое обозначает изображение на картинке. Например. "Что ты ел сегодня за завтраком?"(ответ, например - "кошку", или же: "На чём ты сидишь (на слоне) и т. д. Попутно спрашивается:"Какой звук слышится в этом слове, где он расположен?"

-Ну что-то мы засиделись. Давайте заведём хоровод "Как у дядюшки Семёна" Дети становятся в круг, в центре круга - водящий. Дети ходят по кругу со словами:

"Как у дядюшки Семёна было семеро детей, семеро сыновей.

Они не пили, они не ели, друг на друга всё глядели, разом делали, как я. "

Водящий выполняет любое движение. Дети повторяют за ним. Выбирается новый водящий, игра повторяется. Затем садятся на стульчики.

Воспитатель: _ У нас сегодня девочки не только в сарафаны нарядились, но и косы заплели. Какой знакомый звук мы слышим в слове "коса"(звук [с]). Где он находится (в середине слова). В старину коса считалась украшением девушки. Люди любовались густыми, красивыми, длинными косами. Про косы сочиняли стихи, песни. Давайте расскажем потешки про косу. Дети могут рассказать потешки:

"Уж я косу заплету, уж я русу заплету.

Ты расти, расти, коса - всему городу краса. "

"Расти, коса до пояса - не вырони ни волоса.

Расти, косынька, до пят - все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся, маму, дочка, слушайся"

Воспитатель: - Послушайте, я ещё раз повторю последние строчки потешки:

"Расти, коса, не путайся, маму, дочка, слушайся. "

- Здесь 4 слова со звуком [с], а в одном слове есть звук [ш]. Вот у меня 5 матрёшк - одна большая и четыре маленькие. Назовите слово со звуком ш, и я поставлю большую матрёшку (слово "слушайся", а теперь слова со звуком с ("расти", "коса", "не путайся", я буду выставлять по очереди маленькие матрёшки.

Воспитатель: - Ребята, а никто у нас не замёрз? А то у меня есть шапка-ушанка. Что у меня есть (дети по очереди повторяют). Давайте на кого-нибудь примерим. Воспитатель надевает шапку на мальчика и говорит: "Шапка да шубка - вот и весь Мишутка!" Дети по очереди повторяют скороговорку.

За дверью слышится шум и стук. На лошади-палочке "въезжает" взрослый персонаж, одетый в русский костюм. Воспитатель тихонько говорит детям: "Ребята, это Саша приехал. Давайте его подразним.

Детивстают вокруг персонажа и проговаривают дразнилку с выполнением движений:

"Саша, Саша, простота, купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперёд и поехал в огород. "

Саша отвечает: -Ну-ну, дразниться-то вы все мастера. А я вот посмотрю, какие вы умные да ловкие. Вот отгадайте, какие звуки в моём имени спрятаны и где они находятся (Звуки [с] и [ш], в начале и середине слова).

Саша: - Молодцы, знаете. А давайте теперь "Голосянку тянуть". Кто кого перетянет.

Дети вместе с Сашей произносят слова и тянут последнюю гласную:

"Станем мы, ребят, голосяночку тянуть.

А кто не дотянет, того самого-о-о-о-о. "

Воспитатель хвалит детей, который дольше всех "тянули голосянку".

Сша: - Ну и это вы можете. А зато меня никто не переговорит, не перевыговорит.

Воспитатель: - Не хвастайся, Саша, наши дети тебя переговорят, перевыговорят.

Саша: - Ну-ка, ребята, какие вы знаете скороговорки?

Дети с Сашей соревнуются в том, кто быстрее и правильнее произнесёт скороговорку. Саша иногда ошибается, дети смеются. Примерные скороговорки со звуками [с] и [ш] :

"У Степана есть сметана".

"Что за сани - едут сами. "

"Шесть мышат в камышах шуршат".

"Вымыли мышки миски для мишки. "

Воспитатель предлагает Саше немного позаниматься, поупражняться и приходить в гости к ребятам. Саша прощается и уходит. Дети садятся.

Воспитатель: -Ребята, у меня есть сундучок. Он не простой, а волшебный. Что это у меня? Какой сундучок? И всё, что лежит в сундучке, тоже волшебное. Я открою сундучок и достану. шаль. Что я достала? Посмотрите, какая она красивая. Она тоже волшебная. Я её сейчас надену и превращусь. в. бабушку. А все бабушки сладкие. (оладушки). Вот и я вам их испекла. (Воспитатель демонстрирует блюдо с оладушками).

Воспитатель: - Ребята, помните, когда вы были маленькими, мы с вами пели песенку: "Ладушки, ладушки"? Давайте её вспомним.

Дети поют песенку:

"Ладушки, ладушки! Где были? У бабушки!

Испекла нам бабушка сладкие оладушки,

Маслом поливала, деткам давала:

Тане - два, Ване - два,

Саше - два, Маше - два.

Всем дала!

Воспитатель объявляет об окончании занятия, подводит итог, хвалит детей и предлагает вымыть руки и отведать оладушек.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для автоматизации звуков «Весёлая дорожка».Дидактическая игра для автоматизации звуков «Весёлая дорожка». Хочу предложить игру, которая поможет автоматизировать поставленный звук (в данном случае звук [Л], можно сделать и для других звуков,.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию ЗКР «Влияние русского народного фольклора на совершенствование звуковой культуры речи»
Опубликовано: 27 сентября 2014 в 21:27
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию ЗКР «Влияние русского народного фольклора на совершенствование звуковой культуры речи»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Молканова (УИ 215954) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД