Надежда Молканова
Конспект занятия по развитию ЗКР «Влияние русского народного фольклора на совершенствование звуковой культуры речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать знакомить детей с формами русского народного фольклора, формировать умение дифференцировать звуки [с] и [ш] на слух, в изолированном виде, словах, фразах, текстах (потешках, скороговорках, дразнилках, определять место звука в слове.
Совершенствовать речевое дыхание, силу голоса, выразительность речи, фонематический слух.
Публикация «Конспект занятия по развитию ЗКР „Влияние русского народного фольклора на совершенствование звуковой культуры речи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Прививать любовь к русскому фольклорному слову, воспитывать уважение к русским традициям, развивать чувство юмора.
Предварительная работа: в средней группе отработан звук [с], в старшей группе - звук [ш], дети запоминали потешки о косах, разучивали скороговорки со звуками [с] и [ш].
Материал к занятию : оборудованное пространство, стилизованное под интерьер русской избы, поставленные стулья, на спинки которых надеты чехлы с кармашками сзади, в них вложены зеркала с ручкой; картинки с изображением предметов, имеющих в названии звук [с] или звук [ш](примерно пополам) или оба звука одновременно по количеству детей; русские костюмы для детей : рубашки-косоворотки для мальчиков, сарафаны для девочек); бумажные снежинки с привязанными нитями, чистый лист бумаги; шапка-ушанка; павловопосадский платок; заранее испечёные оладьи.
Ход занятия : занятие начинается с выполнения пальчиковой гимнастики стоя в кругу.
Воспитатель: - Ребята, сегодня я вас приглашаю на посиделки. В старину, когда наши прабабушки и прадедушки были молодыми, они устраивали посиделки. Проходили они у кого-нибудь в избе после сбора урожая, когда на полях и огородах была закончена вся работа. Начинались посиделки с Покрова дня - это 14 октября, а заканчивались к весне. Как вы думаете, почему придумали такое название:"посиделки"? (от слова "сидеть", "посидеть"). Да, на эти посиделки собирались парни и девушки длинными осенними и зимними вечерами. Они садились на длинные лавки и занимались какой-нибудь работой - девушки пряли, шили, вышивали, вязали, а парни плели лапти, корзины. Давайте и мы с вами присядем. (Садятся на лавки).
- Вот так они и сидели, а чтобы не скучно было - рассказывали разные истории, сказки, прибаутки, пели песни, частушки, играли в весёлые забавные игры. Поэтому и появилась поговорка: "Мели, Емеля, твоя неделя". Очень часто шутили и поддразнивали кого-то. Ох! И шустро же работали язычки в то время! А давайте и мы с вами разомнём наши язычки, а заодно и губки, и щёчки. Берите зеркала.
- Уж я колышки тешу, огород я посажу. Давайте построим из колышков заборчик. Дети выполняют артикуляционное упражнение "Заборчик"
- А сейчас угадайте, какое упражнение будем делать: - ой, повешу трубу на зелёном дубу?
Вено, выполним упражнение "Трубочка"
- А сейчас новая загадка: кошка лапкой меня катала, на мне все нитки размотала. Что это (Катушка). Дети выполняют упражнение "Катушка"
-А теперь оставим язычок за нижними зубами. Посередине язычка у нас дорожка. Подуем по дорожке, пустим ветерок, подставим ладошку. Какой воздух? Холодный или тёплый (холодный). Какой звук получился? (Звук [с]). Давайте ещё его произнесём и поморозим ручки.
- А сейчас выходите скорее в круг. Заведё м хоровод: "Как на нашем на лугу".
Дети становятся в круг, заранее выбираются дети-тетери. Ходьба по кругу с произнесением слов: "Как на нашем на лугу стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери, поклевали, улетели. "
С последними словами выбранные дети вбегают в круг и выполняют действия по тексту. Игра повторяется 2-3 раза.
Воспитатель: - Давайте сядем, возьмём зеркала и выполним упражнение "Чашечка". (Выполняют артикуляционное упражнение "Чашечка")
- А сейчас оставим" чашечку", округлим губки и подуем в чашечку. Какой звук получился"(звук [ш]). Произнесём его ещё раз, подставим ладошку. Какой ветерок (тёплый). А у какого звука был холодный (у звука[ с]). Вот мы и отогрели ручки.
Дети убирают зеркала, а воспитатель раскладывает на полу снежинки:
- Ой, ребята, а кто это окно открыл? Посмотрите, сколько снежинок намело! Давайте их соберём. Выходите, возьмите по одной снежинке. С какого звука начинается слово "снежинка"(со звука [с]). Давайте подуем на снежинки, посмотрим, как они кружатся. Сейчас подул лёгкий ветерок, снежинки тихонько колышутся. Но вот ветер стал сильнее, снежинки летят выше. И совсем буря поднялась, закружились снежинки. (Дети держат снежинки за ниточку перед собой и дуют на них, увеличивая силу выдоха). Садятся.
-Ребята, вы сегодня пришли на посиделки очень нарядными, надели национальные русские костюмы. Что надели девочки (сарафаны). Какой знакомый звук слышится в этом слове (звук[ с]). Где он расположен? (В начале слова). Что надели мальчики? (Рубашки) Какой знакомый звук слышится в этом слове? (звук[ш]). Где он находится (В середине слова). Вот какие хитрые у нас мальчики и девочки: мальчики себе звук ш забрали, а девочки звук с. Вот мы сейчас посмотрим, смогут ли они их удержать, не убегут ли от них звуки. Сейчас поиграем. Правила такие: я буду произносить звуки. Если услышите звук [с] - встанут девочки, если звук[ ш ]- встанут мальчики. (Воспитатель прикрывает рот чистым листом бумаги и проводится игра.)
- А сейчас то же самое, только я буду произносить слова. ( Воспитатель произносит слова: шапка, сапог, шуба, миска, мышка, нос, нож, санки, шашки, сушка).
- Последнее слово было хитрым, услышав его должны были встать и мальчики и девочки. Почему? (В этом слове есть и звук [с], и звук[ ш]).
Вот и до игр дошло на наших посиделках. Ну что ж, сейчас ещё в одну игру поиграем - очень весёлую. Это тоже старинная игра, только мы её немного изменим и назовём её "Смешинка". С какого звука начинается название игры (со звука[с]). А какой находится в середине слова? (звук[ ш]).
Детям раздаются картинки, в названии которых есть звуки [с] или [ш], или же оба. Воспитатель задаёт каждому ребёнку вопрос, на который ребёнок должен ответить тем словом, которое обозначает изображение на картинке. Например. "Что ты ел сегодня за завтраком?"(ответ, например - "кошку", или же: "На чём ты сидишь (на слоне) и т. д. Попутно спрашивается:"Какой звук слышится в этом слове, где он расположен?"
-Ну что-то мы засиделись. Давайте заведём хоровод "Как у дядюшки Семёна" Дети становятся в круг, в центре круга - водящий. Дети ходят по кругу со словами:
"Как у дядюшки Семёна было семеро детей, семеро сыновей.
Они не пили, они не ели, друг на друга всё глядели, разом делали, как я. "
Водящий выполняет любое движение. Дети повторяют за ним. Выбирается новый водящий, игра повторяется. Затем садятся на стульчики.
Воспитатель: _ У нас сегодня девочки не только в сарафаны нарядились, но и косы заплели. Какой знакомый звук мы слышим в слове "коса"(звук [с]). Где он находится (в середине слова). В старину коса считалась украшением девушки. Люди любовались густыми, красивыми, длинными косами. Про косы сочиняли стихи, песни. Давайте расскажем потешки про косу. Дети могут рассказать потешки:
"Уж я косу заплету, уж я русу заплету.
Ты расти, расти, коса - всему городу краса. "
"Расти, коса до пояса - не вырони ни волоса.
Расти, косынька, до пят - все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся, маму, дочка, слушайся"
Воспитатель: - Послушайте, я ещё раз повторю последние строчки потешки:
"Расти, коса, не путайся, маму, дочка, слушайся. "
- Здесь 4 слова со звуком [с], а в одном слове есть звук [ш]. Вот у меня 5 матрёшк - одна большая и четыре маленькие. Назовите слово со звуком ш, и я поставлю большую матрёшку (слово "слушайся", а теперь слова со звуком с ("расти", "коса", "не путайся", я буду выставлять по очереди маленькие матрёшки.
Воспитатель: - Ребята, а никто у нас не замёрз? А то у меня есть шапка-ушанка. Что у меня есть (дети по очереди повторяют). Давайте на кого-нибудь примерим. Воспитатель надевает шапку на мальчика и говорит: "Шапка да шубка - вот и весь Мишутка!" Дети по очереди повторяют скороговорку.
За дверью слышится шум и стук. На лошади-палочке "въезжает" взрослый персонаж, одетый в русский костюм. Воспитатель тихонько говорит детям: "Ребята, это Саша приехал. Давайте его подразним.
Детивстают вокруг персонажа и проговаривают дразнилку с выполнением движений:
"Саша, Саша, простота, купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперёд и поехал в огород. "
Саша отвечает: -Ну-ну, дразниться-то вы все мастера. А я вот посмотрю, какие вы умные да ловкие. Вот отгадайте, какие звуки в моём имени спрятаны и где они находятся (Звуки [с] и [ш], в начале и середине слова).
Саша: - Молодцы, знаете. А давайте теперь "Голосянку тянуть". Кто кого перетянет.
Дети вместе с Сашей произносят слова и тянут последнюю гласную:
"Станем мы, ребят, голосяночку тянуть.
А кто не дотянет, того самого-о-о-о-о. "
Воспитатель хвалит детей, который дольше всех "тянули голосянку".
Сша: - Ну и это вы можете. А зато меня никто не переговорит, не перевыговорит.
Воспитатель: - Не хвастайся, Саша, наши дети тебя переговорят, перевыговорят.
Саша: - Ну-ка, ребята, какие вы знаете скороговорки?
Дети с Сашей соревнуются в том, кто быстрее и правильнее произнесёт скороговорку. Саша иногда ошибается, дети смеются. Примерные скороговорки со звуками [с] и [ш] :
"У Степана есть сметана".
"Что за сани - едут сами. "
"Шесть мышат в камышах шуршат".
"Вымыли мышки миски для мишки. "
Воспитатель предлагает Саше немного позаниматься, поупражняться и приходить в гости к ребятам. Саша прощается и уходит. Дети садятся.
Воспитатель: -Ребята, у меня есть сундучок. Он не простой, а волшебный. Что это у меня? Какой сундучок? И всё, что лежит в сундучке, тоже волшебное. Я открою сундучок и достану. шаль. Что я достала? Посмотрите, какая она красивая. Она тоже волшебная. Я её сейчас надену и превращусь. в. бабушку. А все бабушки сладкие. (оладушки). Вот и я вам их испекла. (Воспитатель демонстрирует блюдо с оладушками).
Воспитатель: - Ребята, помните, когда вы были маленькими, мы с вами пели песенку: "Ладушки, ладушки"? Давайте её вспомним.
Дети поют песенку:
"Ладушки, ладушки! Где были? У бабушки!
Испекла нам бабушка сладкие оладушки,
Маслом поливала, деткам давала:
Тане - два, Ване - два,
Саше - два, Маше - два.
Всем дала!
Воспитатель объявляет об окончании занятия, подводит итог, хвалит детей и предлагает вымыть руки и отведать оладушек.