алла куркина
Конспект занятия по составлению рассказа
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по составлению рассказов из личного опыта детей на тему: «Спасатели Изумрудного города» в подготовительной к школе группе для детей с ТНР.
Программное содержание:
1. Закрепить знания и представления детей о признаках ранней весны (март, о взаимосвязи живой и неживой природы.
2. Упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений с союзом потому что.
3. Продолжать формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде.
4. Упражнять в подборе родственных слов, определений к заданным словам.
Публикация «Конспект занятия по составлению рассказа» размещена в разделах
5. Закреплять навыки звуко-слогового анализа слов (март, грач, трава, ручей, птицы).
6. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
7. Развивать умение живо и связно, сохраняя логическую последовательность рассказывать о весне, используя наблюдения, впечатления, полученные на прогулках, экскурсиях в природу.
8. Развивать долговременную память, словесно-логическое мышление, воображение.
9. Продолжать формировать доброжелательное отношение к сверстникам, к окружающим людям.
Словарная работа:
Активизировать словарь детей по лексической теме «Весна» продолжать учить подбирать родственные слова, обогащать речь детей яркими художественными признаками, эпитетами, характеризующими весну.
Индивидуальная работа:
Активизировать на занятии Алешу.
Предварительная работа:
Чтение сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города», рассматривание иллюстраций к этой сказке.
Наблюдение за весенней погодой и природой.
Беседы о признаках ранней весны.
Чтение книг, загадывание загадок, рисование весенних пейзажей.
Заучивание стихотворений о весне.
Оборудование:
Картинки с изображением различных времен года (зима, весна, лето, осень). Карточки к дидактической игре «Четвертый – лишний», звуко-слоговые схемы, листы бумаги с опорными линиями, фломастеры, корзина с угощением, очки зеленого цвета.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Логопед говорит:
- Дети, к нам сегодня пришли гости. Я хочу вам напомнить, что поздороваться, значит пожелать здоровья. Давайте разными добрыми, вежливыми, приятными словами поздороваемся с нашими гостями.
(Здравствуйте, доброе утро, добро пожаловать, желаем здоровья, мы рады вас видеть, будьте здоровы, спасибо, что вы к нам пришли).
- А теперь, давайте познакомимся с нашими гостями. Назовите им свои имена. (Логопед и дети представляются гостям).
- Молодцы! Даже в группе стало как-то солнечнее, теплее от ваших добрых улыбок, от ваших красивых поступков.
2. Введение в тему:
- Ребята, сегодня утром, когда я шла в детский сад, я встретила нашу старую знакомую – тетку Сороку. На заборе сидит на всю округу трещит. Она мне показалась такой взволнованной, расстроенной. Я хотела мимо пройти, да не тут- то было. Она с забора слетела, ко мне подскочила и как давай трещать. И рассказала мне тетка – Сорока о том, что в сказочном Изумрудном городе случилась беда.
- Вы помните сказку «Волшебник Изумрудного города»?
- Назовите героев этой сказки. (Элли, Тотошка, Железный дровосек, Лев, Страшила).
- Чем отличались жители Изумрудного города?
- (Они носили зеленые очки).
Так вот в Изумрудном городе появилась новая злая волшебница. Она пообещала жителям этого города, что отберет у них прекрасные зеленые очки, если они не расскажут ей, что такое весна, и не преодолеют ее препятствий. А дело в том, что весны в Изумрудном городе никогда не было, вот и не знают жители, что рассказать. Им нужна помощь. Ребята, как вы думаете, почему тетка – сорока решила рассказать об этой беде нам?
(потому что мы добрые, смелые, знаем, что такое весна, умеем помогать, умные, не боимся трудностей).
Ну что ж постараемся избавиться от чар злой колдуньи и преодолеть все трудности.
3. Основная часть.
* Составление сложноподчиненных предложений:
Дети, подойдите к столу. Здесь лежат картинки с изображение разных времен года.
- Выберите только те, на которых изображена весна и расскажите об отличительных признаках весны, изображенных на этих картинках и, объясните, почему вы взяли эту картинку. (Дети отмечают характерные признаки весны, весенние явления). Например: Я взял эту картинку, потому что здесь ярко светит солнышко и тает снег. Это признаки ранней весны.
* Чтение стихотворений о весне.
- Наши замечательные русские поэты очень хорошо рассказали о весне в своих стихах. (2 -3 стихотворения в исполнении детей).
- Издавна у русского народа существуют поговорки, приметы, в которых говорится о признаках весны. Назовите их.
(вода с гор потекла – весну принесла, грач на горе – весна на дворе, увидел грача – весну встречай, зима хоть и злится, а весне покорится, в марте курица напьется из лужицы).
• Дидактическая игра: «Четвертый – лишний».
- Ребята, посмотрите, что натворила злая волшебница. Она запутала картинки и думает, что никто не сможет их распутать.
А я уверена, что вы у меня взрослые, умные и легко найдете лишнюю картинку. Приступайте.
* Отгадывание загадок и составление звуко-слоговых схем.
- Стихотворения о весне вы прочитали, приметы весны вы вспомнили. А ведь еще есть загадки про это время года. Загадайте друг другу загадки. Кто отгадает загадку, тот составит схему этого слова и предложение со словом - отгадкой.
* Подбор эпитетов к заданному слову:
- Скажите, ребята, а весна какая? (нежная, ранняя, долгожданная, звонкая, радостная, солнечная, лучистая).
- А чем пахнет весна? (талым снегом, капелью, ручейками).
- Какие звуки у весны? (капель, журчание ручейка, пение птиц).
* Подбор родственных слов:
-Назовите родственные слова к слову «весна» (веснянка, весняночка, веснушка, весенний).
- к слову «солнце» (солнышко, солнечный, солнечный)
- к слову «облако» (облачко, облачный, облака)
* Согласование прилагательных с существительными в роде:
- Давайте поиграем в весенние слова:
О чем можно сказать весенний? (дождь, снег, ручей, звон, щебет.)
О чем можно сказать весенняя? (лужа, проталина, погода)
О чем можно сказать весеннее? (облако, дерево, небо, настроение.)
* Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
- Как можно ласково назвать солнце (солнышко, лужа (лужица, проталина (проталинка?
- Молодцы! Вот сколько красивых слов вы вспомнили. Наверное, злая волшебница уже собралась покинуть Изумрудный город.
* Физкультминутка.
«Солнышко, солнышко – золотое донышко,
гори, гори ясно, чтобы не погасло,
побежал в саду ручей, прилетело сто грачей,
а сугробы тают, тают, а цветочки подрастают.
* Развитие воображения:
- А вот еще какие-то рисунки. А что с ними случилось? Наверное, злая колдунья стерла их, чтобы никто не смог рассказать о весне по рисункам. Ребята, давайте восстановим стертые элементы.
Вам надо подумать, как дополнить уже имеющиеся линии. Подумайте, какие предметы могут получиться.
- Теперь эти рисунки можно послать жителям Изумрудного города.
* Составление коротких рассказов о весне по рисункам детей, по плану логопеда:
- Давайте расскажем красивыми словами о весне по этим рисункам. А чтобы всем было интересно и понятно, что такое весна, расскажите :
О солнышке весной
О небе с облаками
О первых проталинах и ручейках
О деревьях и растениях
О птицах и животных весной
Об играх детей весной
О весеннем настроении. (Рассказы детей о весне)
- Молодцы! Какие у вас интересные, красивые рассказы. А чей рассказ вам понравился больше? Что особенного было в этом рассказе? (дети оценивают свои рассказы).
4. Итог занятия :
- Как вы думаете, ребята, помогли мы жителям Изумрудного города? Хоть бы они по телефону позвонили или знак какой-нибудь подали. (Стук в дверь). Входит взрослый, вносит корзину и говорит:
- Проходила я по детскому саду и увидела сороку. Она принесла к вашей двери корзину. Это случайно не ваша корзина?
- Это, наверное тетка-сорока принесла нам известия от жителей Изумрудного города. Спасибо.
Посмотрите сверху очки какие-то лежат, зеленого цвета.
Так ведь это жители Изумрудного города нам подарили свои зеленые очки. Давайте их примерим.
(Детям дается возможность высказать свои впечатления)
- А под очками еще что-то. Это – яблоки. А почему яблоки?
(они полезные, в них много витаминов, яблоки зеленые, они полезные для здоровья).
- Конечно, они желают нам здоровья и благодарят нас за помощь.
- А теперь давайте попрощаемся с гостями.
(до свидания, всего доброго, спасибо, что к нам пришли, приходите к нам еще, будьте здоровы, счастливо оставаться, были рады вас видеть).