Приложение МААМ

Конспект занятия по составлению рассказа

алла куркина
Конспект занятия по составлению рассказа
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по составлению рассказов из личного опыта детей на тему: «Спасатели Изумрудного города» в подготовительной к школе группе для детей с ТНР.

Программное содержание:

1. Закрепить знания и представления детей о признаках ранней весны (март, о взаимосвязи живой и неживой природы.

2. Упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений с союзом потому что.

3. Продолжать формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде.

4. Упражнять в подборе родственных слов, определений к заданным словам.

Публикация «Конспект занятия по составлению рассказа» размещена в разделах

5. Закреплять навыки звуко-слогового анализа слов (март, грач, трава, ручей, птицы).

6. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

7. Развивать умение живо и связно, сохраняя логическую последовательность рассказывать о весне, используя наблюдения, впечатления, полученные на прогулках, экскурсиях в природу.

8. Развивать долговременную память, словесно-логическое мышление, воображение.

9. Продолжать формировать доброжелательное отношение к сверстникам, к окружающим людям.

Словарная работа:

Активизировать словарь детей по лексической теме «Весна» продолжать учить подбирать родственные слова, обогащать речь детей яркими художественными признаками, эпитетами, характеризующими весну.

Индивидуальная работа:

Активизировать на занятии Алешу.

Предварительная работа:

Чтение сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города», рассматривание иллюстраций к этой сказке.

Наблюдение за весенней погодой и природой.

Беседы о признаках ранней весны.

Чтение книг, загадывание загадок, рисование весенних пейзажей.

Заучивание стихотворений о весне.

Оборудование:

Картинки с изображением различных времен года (зима, весна, лето, осень). Карточки к дидактической игре «Четвертый – лишний», звуко-слоговые схемы, листы бумаги с опорными линиями, фломастеры, корзина с угощением, очки зеленого цвета.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Логопед говорит:

- Дети, к нам сегодня пришли гости. Я хочу вам напомнить, что поздороваться, значит пожелать здоровья. Давайте разными добрыми, вежливыми, приятными словами поздороваемся с нашими гостями.

(Здравствуйте, доброе утро, добро пожаловать, желаем здоровья, мы рады вас видеть, будьте здоровы, спасибо, что вы к нам пришли).

- А теперь, давайте познакомимся с нашими гостями. Назовите им свои имена. (Логопед и дети представляются гостям).

- Молодцы! Даже в группе стало как-то солнечнее, теплее от ваших добрых улыбок, от ваших красивых поступков.

2. Введение в тему:

- Ребята, сегодня утром, когда я шла в детский сад, я встретила нашу старую знакомую – тетку Сороку. На заборе сидит на всю округу трещит. Она мне показалась такой взволнованной, расстроенной. Я хотела мимо пройти, да не тут- то было. Она с забора слетела, ко мне подскочила и как давай трещать. И рассказала мне тетка – Сорока о том, что в сказочном Изумрудном городе случилась беда.

- Вы помните сказку «Волшебник Изумрудного города»?

- Назовите героев этой сказки. (Элли, Тотошка, Железный дровосек, Лев, Страшила).

- Чем отличались жители Изумрудного города?

- (Они носили зеленые очки).

Так вот в Изумрудном городе появилась новая злая волшебница. Она пообещала жителям этого города, что отберет у них прекрасные зеленые очки, если они не расскажут ей, что такое весна, и не преодолеют ее препятствий. А дело в том, что весны в Изумрудном городе никогда не было, вот и не знают жители, что рассказать. Им нужна помощь. Ребята, как вы думаете, почему тетка – сорока решила рассказать об этой беде нам?

(потому что мы добрые, смелые, знаем, что такое весна, умеем помогать, умные, не боимся трудностей).

Ну что ж постараемся избавиться от чар злой колдуньи и преодолеть все трудности.

3. Основная часть.

* Составление сложноподчиненных предложений:

Дети, подойдите к столу. Здесь лежат картинки с изображение разных времен года.

- Выберите только те, на которых изображена весна и расскажите об отличительных признаках весны, изображенных на этих картинках и, объясните, почему вы взяли эту картинку. (Дети отмечают характерные признаки весны, весенние явления). Например: Я взял эту картинку, потому что здесь ярко светит солнышко и тает снег. Это признаки ранней весны.

* Чтение стихотворений о весне.

- Наши замечательные русские поэты очень хорошо рассказали о весне в своих стихах. (2 -3 стихотворения в исполнении детей).

- Издавна у русского народа существуют поговорки, приметы, в которых говорится о признаках весны. Назовите их.

(вода с гор потекла – весну принесла, грач на горе – весна на дворе, увидел грача – весну встречай, зима хоть и злится, а весне покорится, в марте курица напьется из лужицы).

Дидактическая игра: «Четвертый – лишний».

- Ребята, посмотрите, что натворила злая волшебница. Она запутала картинки и думает, что никто не сможет их распутать.

А я уверена, что вы у меня взрослые, умные и легко найдете лишнюю картинку. Приступайте.

* Отгадывание загадок и составление звуко-слоговых схем.

- Стихотворения о весне вы прочитали, приметы весны вы вспомнили. А ведь еще есть загадки про это время года. Загадайте друг другу загадки. Кто отгадает загадку, тот составит схему этого слова и предложение со словом - отгадкой.

* Подбор эпитетов к заданному слову:

- Скажите, ребята, а весна какая? (нежная, ранняя, долгожданная, звонкая, радостная, солнечная, лучистая).

- А чем пахнет весна? (талым снегом, капелью, ручейками).

- Какие звуки у весны? (капель, журчание ручейка, пение птиц).

* Подбор родственных слов:

-Назовите родственные слова к слову «весна» (веснянка, весняночка, веснушка, весенний).

- к слову «солнце» (солнышко, солнечный, солнечный)

- к слову «облако» (облачко, облачный, облака)

* Согласование прилагательных с существительными в роде:

- Давайте поиграем в весенние слова:

О чем можно сказать весенний? (дождь, снег, ручей, звон, щебет.)

О чем можно сказать весенняя? (лужа, проталина, погода)

О чем можно сказать весеннее? (облако, дерево, небо, настроение.)

* Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

- Как можно ласково назвать солнце (солнышко, лужа (лужица, проталина (проталинка?

- Молодцы! Вот сколько красивых слов вы вспомнили. Наверное, злая волшебница уже собралась покинуть Изумрудный город.

* Физкультминутка.

«Солнышко, солнышко – золотое донышко,

гори, гори ясно, чтобы не погасло,

побежал в саду ручей, прилетело сто грачей,

а сугробы тают, тают, а цветочки подрастают.

* Развитие воображения:

- А вот еще какие-то рисунки. А что с ними случилось? Наверное, злая колдунья стерла их, чтобы никто не смог рассказать о весне по рисункам. Ребята, давайте восстановим стертые элементы.

Вам надо подумать, как дополнить уже имеющиеся линии. Подумайте, какие предметы могут получиться.

- Теперь эти рисунки можно послать жителям Изумрудного города.

* Составление коротких рассказов о весне по рисункам детей, по плану логопеда:

- Давайте расскажем красивыми словами о весне по этим рисункам. А чтобы всем было интересно и понятно, что такое весна, расскажите :

О солнышке весной

О небе с облаками

О первых проталинах и ручейках

О деревьях и растениях

О птицах и животных весной

Об играх детей весной

О весеннем настроении. (Рассказы детей о весне)

- Молодцы! Какие у вас интересные, красивые рассказы. А чей рассказ вам понравился больше? Что особенного было в этом рассказе? (дети оценивают свои рассказы).

4. Итог занятия :

- Как вы думаете, ребята, помогли мы жителям Изумрудного города? Хоть бы они по телефону позвонили или знак какой-нибудь подали. (Стук в дверь). Входит взрослый, вносит корзину и говорит:

- Проходила я по детскому саду и увидела сороку. Она принесла к вашей двери корзину. Это случайно не ваша корзина?

- Это, наверное тетка-сорока принесла нам известия от жителей Изумрудного города. Спасибо.

Посмотрите сверху очки какие-то лежат, зеленого цвета.

Так ведь это жители Изумрудного города нам подарили свои зеленые очки. Давайте их примерим.

(Детям дается возможность высказать свои впечатления)

- А под очками еще что-то. Это – яблоки. А почему яблоки?

(они полезные, в них много витаминов, яблоки зеленые, они полезные для здоровья).

- Конечно, они желают нам здоровья и благодарят нас за помощь.

- А теперь давайте попрощаемся с гостями.

(до свидания, всего доброго, спасибо, что к нам пришли, приходите к нам еще, будьте здоровы, счастливо оставаться, были рады вас видеть).

Публикации по теме:

ПобедителиПобедители Хочу поздравить наших девочек: Рыженко Светлану Ивановну, Панину Галину Алексеевну, Медведеву Ларису Сергеевну. Они стали победителями Всероссийского.

Составление описательных рассказов с использованием графо-сенсорной схемыСоставление описательных рассказов с использованием графо-сенсорной схемы При обучении составлению рассказов – описаний на занятиях  эффективно использую  сенсорно – графическую схему В. К. Воробьевой,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект занятия по составлению рассказа
Опубликовано: 3 марта 2012 в 22:02
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по составлению рассказа» (включая файлы) размещена пользователем алла куркина (УИ 4999) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД