Чодураа Долаан
Развитие речи на основе нацинального фольклора. Рассказывание тувинской народной сказки «Оскус-оол и Золотая дангына»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
по теме "Рассказывание тувинской народной сказки "Оскус-оол и Золотая дангына'
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с тувинским
народным творчеством : сказками, пословицами. Способствовать пониманию
народной мудрости. Закрепить пословицы о дружбе, познакомить с
тувинской пословицей : "Чадагчорба, аъттыгчор, чааскаанчорбаэштигчор"
Имеешь коня - пешком не ходи. Есть друзья - один не сиди. Учить
грамматически правильно строить предложения. Воспитывать у детей
Публикация «Развитие речи на основе нацинального фольклора, Рассказывание тувинской народной сказки „Оскус-оол и Золотая дангына“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
интерес к тувинскому устному творчеству, дружелюбие.
Словарная работа: Булатный нож, гнедой конь, горы Эвирге и
Хавырга, Золотая дангына, караванщик, иноходец, поводья, плетка, уздечка,
юрта, арат, переметная сума, шулбус, аал, подпруги /нагрудные и
подхвостные.
Оборудование: иллюстрации о Туве, к сказкам, картинкам, грамзапись
тувинского горлового пения /в стиле сыгыт или хоомей/.
Ход занятия:
Во время вступительной беседы тихо звучит горловое пение.
Воспитатель: Дети, вы уже слушали несколько тувинских народных
сказок. Назовите эти сказки. Вспомните, о ком говорится в этих сказках о
людях, о животных. Как вы думаете, почему их называют народными?
Правильно, народ хранил в памяти сочиненные сказки и передавал их из уст
в уста, поэтому они называются народными. Скажите, что воспевал народ в
своих сказках дружбу и верность, ум и смекалку? Что высмеивал?
/хвастовство и зазнайство/. А сейчас послушайте тувинскую народную сказку
"Оскус-оол и Золотаядангына".
Герой сказки - Оскус-оол, ЗолотаяДангына является другом и
советником героя сказки. В этой сказке есть темная, злая сила - шулбус. В
борьбе со злом Оскус-оолу помогают его добрые друзья: гнедой конь, по-
лосатая змея и могучие орлы с гор Эвирге и Хавырга.
Необычны зачины и концовки тувинских сказок, интересны по
содержанию повторы. Послушайте, как начинается эта сказка :
"Давным-давно это было, когда рога животных отсыхали, дул сильный
ветер, трава росла выше верблюда, а караганники были выше горы Каргы. "
Далее следует рассказ сказки в ходе, которого разъясняются трудные
слова /иноходец, караванщик, шулбус /отрицательный сказочный герой,
который всем вредит/ и т. д. После рассказывания сказки показать детям
иллюстрации из сказки.
Вопросы по тексту: Кто главные герои сказки? На кого из героев
сказки вы хотели бы походить и почему? Кого можно назвать настоящими
друзьями? Какие, вы знаете пословицы о дружбе?
Послушайте тувинскую пословицу : "Чадагчорбааъттыгчор, Чааскаан
чорбаэштигчор" - "Имеешь коня - пешком не ходи, есть друзья - один не
сиди". Относится ли эта пословица к пословицам о дружбе? Почему?
Итог занятия: Как называется сказка, с которой мы познакомились?
Вам понравилась сказка?
Литература
1. Лопатина А., Скребцова М. Мир единства и любви. Мир твоей
души. Азбука мудрости. Сказки о буквах и словах. - М. : Всемирно духовно-
нравстенный центр,-200 1 г. I
,.,
2. Лазарев М. В. ЗдравствуЙ!-М. ,-2000 г.
3. Рувинский Л. И. Духовное совершенствование,-
Педагогический вестник,-2002 г.
4. Вайнштейн С. И. Историческая этнография тувинцев. М., 1972.
5. Заянчковский И. Ф. Животные, приметы и предрассудки.
М. ,1991.
М. :
Потапов Л. П. Очерки народного быта, тувинцев. М., 1969;
Соколова З. П. Культ животных в религиях М; 1972г.
Кенин-Лопсан М. Б. Традиционная культура тувинцев К. ,2006.