Римма Жаркова
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Лекарственные растения нашего края»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• закрепить знания детей о лекарственных растениях нашего края, их лечебных свойствах;
• различать лекарственные растения по цвету, внешнему виду;
• познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений.
• активизировать словарь: мать-и-мачеха, одуванчик, ромашка, подорожник.
Материалы и оборудование:
Публикация «Конспект занятия по экологии в старшей группе „Лекарственные растения нашего края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Растения. Изучаем мир растений
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
иллюстрации и фотографии растений, гербарий цветов, аптечные упаковки с травяными сборами, чай с шиповником в кружках по количеству детей.
Место проведения занятия : территория детского сада.
Ход занятия:
- Ребята, вы много знаете о лекарственных растениях нашего края. Эти растения помогают нам лечиться от различных болезней. Нужно только знать и уметь ими пользоваться. Уже много лет люди передают своим потомкам знания о лечебных свойствах разных трав. И мы с вами попробуем составить свои «Рецепты от болезней».
- Ребята отгадайте загадку: На поляне за ручьями Солнце с белыми лучами. В серединке – желтый глаз Смотрит ласково на нас!
- Правильно, это ромашка. Найдите ее на иллюстрации.
- Ромашка – это лекарственное растение. Отваром из ромашки можно полоскать горло, лечить ангину. Ромашка растет на солнечных местах.
Упражнение на расслабление.
- А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза. Представьте себя лепестками ромашки. И послушайте стихотворение: Нарядные платьица, Желтые брошки, Ни пятнышка нет на красивой одежке. Такие веселые эти ромашки – Вот-вот заиграют, Как дети, в пятнашки. (Е. Серова)
- А вот еще загадка про цветок: Есть один такой цветок: Не вплетешь его в венок. На него подуй слегка, Был цветок - и нет цветка.
- Правильно, это одуванчик. Что вы знаете об этом цветке?
- Одуванчик - тоже лекарственное растение. Его заваривают для улучшения аппетита, лечат зубную боль. А из цветков одуванчика варят вкусное варенье. Одуванчики растут по всей нашей земле. И на территории нашего сада они тоже растут.
Игра «Раз, два, три, к одуванчику беги!»
- А кто угадает это растение? Тонкий стебель у дорожки, На конце его - сережки. На земле лежат листики – Маленькие лопушки. Нам он – как хороший друг Лечит раны ног и рук.
- Да, это подорожник. Найдите его на участке.
- Как вы думаете, почему это растение так называется?
-Действительно, подорожник растет вдоль дорог. А еще его называют лесным путешественником. Потому, что он шагает с нами по всем лесным тропинкам и даже на наших улицах растет вдоль дорог и тротуаров. У него очень прочные корни и упругие листики с крепкими прожилками. В народе про него говорят: «Мал, да с хитринкой: летом солнце печет, а под его листиками влага сохраняется».
- Может быть кому-то из вас приходилось лечиться с помощью подорожника?
- Всем известное лекарственное растение подорожник поможет остановить кровь, если вы случайно поранили руку или ногу, а у вас нет с собой бинта. Нужно взять листочек этого растения, промыть его и приложить к ране. Подорожник обладает противовоспалительным, ранозаживляющим, кровоостанавливающим свойством.
-Ребята, посмотрите, а какие маленькие скромные цветочки еще растут у нас в детском саду. На что они похожи?
- Мать-и-мачеха обыкновенное — многолетнее травянистое растение. Растет на береговых обрывах, в оврагах. Сырьем являются листья. Настой листьев мать-и-мачехи применяется как отхаркивающее средство.
Пригрело весеннее солнышко и рассыпались на проталинках круглые золотые монетки. «Весну цветов открывает сверхранний первенец — мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растет на солнечных глинистых оврагах и распускается раньше всех трав — до выставки ульев, вылета первых пчел, до ледохода» - Так высказывался о мать-и-мачехе фенолог и писатель Д. Зуев.
-Почему же цветок получил такое название? Да потому, что нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала тебя ласковая матушка.
А верхняя часть листа гладкая, холодная, словно прикосновение суровой мачехи.
- Еще очень много лекарственных растений можно найти в окрестностях нашего города Мариинска : на лесных полянах, на лугах, в лесу, в горах. Май является началом бурного развития растительности. Повсюду люди могут найти помощь у природы. Только нужно изучать, любить, и беречь природу своего края. На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Самая лучшая здравница для человека – это природа!
- Растения – наши самые верные, но и самые беззащитные друзья. Поэтому лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. А дети могут только помогать.
Правила сбора лекарственных растений :
• Нельзя вырывать растение с корнями, так как такие «заковки» ведут к полному уничтожению растений.
• Нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста.
• Лекарственные растения следует собирать строго в указанные календарные сроки.
• Необходимо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.
• Собирать лекарственное растение нужно в сухую погоду, утром, после того, как высохнет роса.
• Собирать растения нужно в лесу или на лугу, где нет вблизи дорог, чтобы растения не были отравлены газами из выхлопных труб транспорта.
• Сушить растения нужно в тени.
• Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу.
- Все свое богатство природа щедро дарит людям. А нам нужно научиться беречь ее!
- А сейчас лекарственные травки нас угостят вкусным и полезным чаем. Угощайтесь на здоровье! (Дети пьют чай с шиповником)
Дидактическая игра «Узнай по запаху». ( Детям предлагаются мешочки наполненные листьями: смородины, мяты, мелиссы)
Дидактическая игра «Аптека». (Один воспитанник описывает лекарственное растение, а другой угадывает и называет его лечебные свойства и подает упаковку).
-Молодцы, теперь вы знаете от каких болезней и какими лекарственными травами можно лечиться. И ваши рецепты и советы помогут вашим родителям!