Лучший педагог года

Конспект занятия по экологии

Людмила Мамонова
Конспект занятия по экологии

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ

в подготовительной группе

(совместно с родителями)

«ЭКСПЕДИЦИЯ ПО СПАСЕНИЮ «КОЛОБКА»

ЦЕЛЬ: Воспитывать бережное отношение к окружающему нас живому миру. Воспитать доброго и отзывчивого человека.

ЗАДАЧИ:

Воспитательные:

• продолжать воспитывать у детей любовь к природе; стремление заботиться о растениях и животных; нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожению животных;

• развивать представление о навыках безопасного поведения;

Публикация «Конспект занятия по экологии» размещена в разделах

• развивать умение слушать ответы друг друга, воспитывать дружеские отношения между детьми и взрослыми;

Образовательные:

• закрепить знания детей о растениях и животных;

• закрепить умение вести себя в природе, расширять

представления об охране природы;

Развивающие:

• привлечь детей к поиску разрешения проблемных ситуаций, рассуждению;

• показать положительные и отрицательные моменты и убеждать в преимуществе позитивных отношений, замечать и поощрять правильные поступки;

Действующие лица: дети, гости, Бабушка, Колобок.

Атрибуты и реквизит: карта с маршрутом; рюкзаки; конверты с загадками; модель «сухое» дерево, зеленые «листочки»; сундук, игрушка животного; игра «Клуб знатоков»; кормушки; макеты деревьев, грибов; знаки «Правила поведения в лесу»; аптечка; чай из мяты; гимнастические палки; платки.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ:

Знакомство с природой нашего края, систематические наблюдения в природе, чтение природоведческой литературы, экскурсии и целевые прогулки в природу совместно с родителями.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

Ознакомление родителей с планом работы детского сада по экологическому воспитанию на год; выставка природоведческой литературы; вопросы викторины с ответами; проведение «Конкурса по изготовлению кормушек к празднику «Синичкин день»; складывание из бумаги, совместно с детьми, головных уборов для похода.

Ход СОБЫТИЙ:

С утра на зарядку к детям прибегает взволнованная Бабушка с запиской от Колобка, где сообщается, что он отправился в поход. Она просит разыскать Колобка и предлагает детям маршрут, где может быть Колобок.

После завтрака проводится беседа «Туристические походы».

Туристические походы – это маленькие путешествия, они имеют большое значение, прививают любовь к спорту, дают возможность овладеть техникой туризма. Туризм бывает разный: пеший, на велосипедах, на лодках, на поезде, автобусе, самолете и другое.

«Помощник-рюкзак» - знакомство со снаряжением туриста.

Проводится игра «Собери рюкзак». (Из предложенных предметов дети должны выбрать необходимые для туриста).

Дети с воспитателем готовятся к походу: рассматривают карту, собирают рюкзачок, проверяют соответствующую обувь и одежду. Следуя по маршруту, дети встречают различные препятствия, которые решают как преодолеть.

Воспитатель: Ну вот, наши рюкзаки собраны и мы готовы отправиться в нашу спасательную экспедицию. Путь наш будет сложным и интересным, а чтобы нам было веселее - предлагаю идти с песней. (А. Шаинский «Вместе весело шагать»)

(на двери висит конверт)

А вот и первое препятствие на нашем пути - ЗАГАДКИ:

1. В дверь взойдет, 4. Сам дней не знает,

В трубу вылетит. А другим указывает.

(Лето) (Календарь)

2. Прилетела пава, 5. Махнула птица крылом

Села на лаву, И покрыла весь свет одним пером.

Распустила перья (Зима) Для всякого зелья.

(Весна)

3. С зарей родился, 6. Пришла без красок и без кисти,

Чем больше рос, И перекрасила все листья.

Тем меньше становился. (Осень)

(День)

(дверь открывается, на лестничной площадке 2-го этажа работа с моделью «Сухое (несчастное) дерево»)

- Можно ли помочь этому дереву?

Дети берут зеленые «листочки». Им предлагается подумать, как можно помочь дереву (полить, окапать, обрезать сухие ветки, замазать раны, еще раз полить, пожалеть и т. д.). Воспитатель берет листочек у ребенка, который вносит предложение, и прикрепляет его к дереву. Когда все дети внесут свои предложения, воспитатель обращает их внимание на дерево: оно зазеленело, на нем «выросло» много листочков от добрых пожеланий ребят. Сухое дерево от заботы и доброты стало «счастливым».

На следующей площадке сундук (загадка-описание). Дети, чтобы узнать что в ней, задают воспитателю наводящие вопросы:

Например:

- Это живое или не живое?

- Это растение, животное, насекомое, рыба или птица?

- Дикое или домашнее?

- Пушистое или колючее?

- Хвост длинный или короткий?

- Бегает или прыгает?

- Чем питается? И т. д.

ИГРА «КЛУБ ЗНАТОКОВ» (игра детей со взрослыми)

На площадке коридора стоит стол, на нем шесть коробочек разного цвета: красного, зеленого, желтого, белого и черного. В них карточки с вопросами:

в зеленой - о растениях;

в красной - о животных;

в синей - о птицах;

в желтой - о насекомых и пресмыкающихся;

в белой - вопросы-фотозагадки, вопросы-иллюстрации;

в черной - педагогические ситуации.

Кубик, грани которого цветные.

Цель игры: нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете нашу природу. Она, как никогда, сегодня нуждается в защите, заботе, любви.

В игре победит тот, кто лучше знает жизнь зверей, растений, насекомых, птиц, кто умеет правильно вести себя в природе, готов ее оберегать.

Вопросы на белых карточках:

1. Что означает этот знак?

«Не разжигать костры в лесу»

«Не разорять лесные муравейники»

«Не мусорить»

«Не уносить диких животных домой»

2. Фотозагадка: Какое время года изображено на картинке? (Весна)

3. Фотозагадка: Какое животное изображено на картинке? (Лось)

4. Что неправильно художник нарисовал на картинке?

(На фоне зимнего леса серый заяц)

5. С какого дерева лист?

(На листе бумаги листочки березы, дуба, клена).

Вопросы на зеленых карточках:

1. *Что будет если исчезнут все растения?

2. Дерево – символ нашей Родины? (Береза)

3. Какой цветок 4 раза меняет свой цвет?

( Медуница: розовый, пурпурный, фиолетовый, синий)

4. Какие цветы расцветают у нас первыми?

5. Какая ягода бывает черной, белой, красной? (Смородина)

6. Самой сладкое дерево наших лесов? (Липа)

7. Чьи листья опадают осенью зелеными? (Сирень, ольха)

Вопросы на красных карточках:

1. Что теряет лось каждую зиму? (Рога)

2. Когда ёж не колется? (Когда только родится)

3. *Каких зайцев называют «листопадничками»?

(Которые родятся осенью во время листопада)

4. *Что означает выражение «волка ноги кормят»?

5. У кого каждый день растут зубы? (У бобра, у зайца)

6. Какие животные спят зимой? (Медведь, барсук, ёж)

Вопросы на синих карточках:

1. Для чего птице хвост? (Держаться на деревья, управлять полетом)

2. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка)

3. Пингвин птица или нет? (Птица)

4. Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет, там сквозняки)

5. *Что будет, если исчезнут все птицы?

6. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)

Вопросы на желтых карточках:

1. *Какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят землю)

2. Где раки зимуют? (Под водой, под корягами)

3. Кто может пить ногой? (Лягушка)

4. У кого уши на ногах? (У кузнечиков)

5. Есть у комаров зубы? (Есть, около 22)

6. Можно ли назвать паука насекомым? (Нет, у него 8 ног)

Вопросы на черных карточках:

1. Гуляя с родителями по лесу, Аня и Олег увидели большой муравейник.

- Давай посмотрим, что внутри муравьиного домика, - сказал Олег.

- Давай, - с интересом ответила Аня.

Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник.

Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала палку и сказала: «Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам, что…»

Вопрос: Что сказали бы муравьи Ане и Олегу?

2. Рома и Кирилл нашли в кустах маленького птенчика, который выпал из гнезда.

- Давай возьмем его домой, - сказал Кирилл, - пусть живет у нас дома.

- Нет, - ответил Рома. – Нужно залезть на дерево и посадить его в гнездо.

Вопрос: Кто из детей прав?

Ответ: Рома. Маленького птенчика трудно выкормить людям, дома бы он погиб. В домашних условиях можно содержать певчих и декоративных птиц: попугаев, канареек. Остальные птицы часто погибают в неволе. Птица-мать вернувшись в гнездо и не найдя там птенца, тосковала бы по нему и «плакала».

3. Вова стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.

- Что ты делаешь? – спросила проходящая мимо старушка.

- Пчел прогоняю, они цветы жалят, - ответил Вова.

Старушка улыбнулась и, подозвав к себе мальчика, что-то рассказала ему. После этого Вова выбросил прутик и, удивленно пожав плечами, сказал: - «А я и не знал об этом».

Вопрос: Что рассказала Вове старушка?

4. Лена вместе с мамой ухаживала за выращенной ими капустой. Каждое утро они поливали ее, рыхлили землю. Однажды на листьях капусты они увидели желтые ребристые яички. Лена обратилась к маме с вопросом: «Что это?» Мама ответила так: - Эти яички отложила бабочка-капустница. Все лето она летала, искала самый сочный кочан капусты, куда можно было бы отложить яички – из них появятся ее детки. И вот наш кочан понравился ей больше всех. Яички надо убрать, иначе из них появятся гусеницы и съедят наш кочан.

Вопрос: Найдите ошибку в ответе мамы?

Правильный ответ: Целое лето одна бабочка не летает. Она живет всего 15-16 дней.

На следующей площадке коридора импровизированная «ПТИЧЬЯ СТОЛОВАЯ». Выставка кормушек, сделанных родителями вместе с детьми к празднику «Синичкин день».

Воспитатель: Что за дом среди ветвей под открытым небом?

Угощает птичек он и зерном, и хлебом?

(Кормушка)

Звучат птичьи голоса (аудиозапись, дети читают стихотворение А. Яшина «Покормите птиц».

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма:

Горсть зерна нужна.

Горсть зерна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать –

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну.

Чтоб без песни не пришлось

Нам встречать весну!

У входа в зал воспитатель загадывает загадку:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех подряд;

Ваню – земляникой,

Аню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Катеньку – малинкой,

Васю – хворостинкой.

(лес)

Дети входят в зал. В зале лес, растут грибы. Дети здороваются с лесом, читая стихотворение С. Погорельского «ЛЕС».

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Что за зверь? Не утаи:

Ты же видишь, мы свои.

Воспитатель: Если правильно вести себя в лесу, то он раскроет много своих тайн. А вы знаете как нужно вести себя в лесу?

Ответы детей: ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ.

Дети встречают в лесу Колобка в затруднительном положении: ссадины, укусы насекомых. Дети оказывают первую помощь, использую походную аптечку. Чтобы Колобок не плакал, ему дают успокаивающий чай. Дети рассказывают какие лекарственные растения можно использовать для заварки чая (мята, шиповник, зверобой, жасмин, листья Иван-чая, брусники, малины, черники, земляники); как можно определить какой чай (по вкусу, по запаху). Детям предлагается определить: какой чай они будут пить.

Дети: Колобок, а почему ты в лес пошел один?

Колобок: я решил пойти в поход, но заблудился, и мне стало очень страшно.

Дети: Колобок, но в поход нельзя ходить одному.

Дети: А почему?

Далее дети рассказывают Колобку, что в поход надо ходить группой, потому что: веселее, есть кому оказать первую помощь, помочь в трудных местах перехода, страховать при переходе через горы и т. д.

Затем дети предлагают Колобку продолжить вместе с ними путешествие. Проводится игра «Трудный маршрут» (полоса препятствий).

Во время прохождения этого препятствия Колобок устает, и дети учат его проводить «Точечный массаж и дыхательную гимнастику» :

1. Соединить ладони, потереть ими до нагрева.

2. Указательными пальцами нажимать точки около ноздрей.

3. «Уколоть» указательным и большим пальцами, как «клешней», перегородку носа.

4. Указательными пальцами с нажимом «рисуем» брови.

5. Указательным и большим пальцами «лепим» уши снизу вверх.

6. Вдох через левую ноздрю (правая в это время закрыта указательным пальцем, выдох через правую ноздрю (при этом закрывается левая).

7. Вдох через нос, медленный выдох через рот.

Повеселевший Колобок предлагает детям провести эстафету

«Костер». (Бег с гимнастической палкой, по сигналу (удар палкой по полу) бежит следующий участник, пока все игроки не станут в круг).

Дети, в свою очередь, предлагают Колобку поиграть с ними в игру «Ищи».

Воспитатель предлагает детям вместе с Колобком провести подвижную игру «Разбей палатку». (Необходимо четыре платка; дети бегают врассыпную, по сигналу бегут к платкам и поднимают их за уголки над головой.

Воспитатель: Дети, а что еще растет в лесу, кроме деревьев и кустарников?

Дети: грибы, ягоды и т. д.

(под елкой дети находят конверт от «старичка-лесовичка» с загадками)

1. В чаще леса, вдоль тропинок 4. Белый гриб-боровик

Он стоит среди осинок. Всех грибов отличнее:

Шляпка есть, но нет пальто. Богатырь-лесовик

Отгадай, это кто? С головой коричневой.

(подосиновик)

2. Вдоль лесных дорожек 5. Сорвал красивый гриб в лесу, Много белых ножек. Любуюсь на его красу:

В шляпках разноцветных, Он на белой ножке,

Издали заметных, собирай, На шляпке белые горошки…

Не мешкай, - это… А люди говорят, что в нем

(сыроежки) смертельный яд.

(мухомор)

3. Нет грибов дружней, чем эти.

Знают взрослые и дети – 6. Грибы эти вовсе не надо искать

На пеньках растут в лесу, А если увидели, не стоит их брать

Как веснушки на носу. Почти на каждой полянке

(опят) Растут противные…

(поганки)

Дети объясняют, почему нельзя сбивать и топтать несъедобные грибы.

Воспитатель: А теперь я хочу загадать последнюю и, пожалуй, самую главную загадку:

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица,

Но знают все: и млад, и стар,

Что она огромный шар. (ЗЕМЛЯ)

А в народе еще говорят «Никого не родила, а все матушкой зовут». Земля – общий для всех большой дом. Живя в этом доме, человек должен быть добрым, должен заботиться о других живых существах.

1-й ребенок: Рыбы, птицы и звери

В душу людям смотрят,

Как будто просят нас:

«Люди не убивайте зря,

Ведь море без рыб – не море,

Ведь небо без птиц – не небо,

Земля без зверей – не земля,

А нам без Земли нельзя!»

Воспитатель: Наша Земля очень красивая. Давайте же будем беречь эту красоту.

2-й ребенок: Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и мы, и вы,

Если все сорвут цветы,

Не останется цветов

И не будет красоты.

3-й ребенок: Давайте улыбнемся!

Как хорошо вокруг!

Природа – наш хороший,

Наш добрый, верный друг.

Для нас лесной кузнечик

Споет среди травы,

А ветер нам сыграет

На клавишах листвы.

(Звучит песня Г. Савельева «Большой хоровод». Дети исполняют танцевальную композицию, привлекая в общий танец всех гостей)

Воспитатель: Дорогие дети, уважаемые гости! Было очень приятно встретиться с вами. Мы рады, что вы приняли участие в нашей спасательной экспедиции. Надеемся, что дети еще больше будут любить родную природу, проявлять большой интерес к ней, оберегать ее.

Любить можно то, что хорошо знаешь.

Наше путешествие показало, что у детей много знаний о природе. Наша задача: обогащать и расширять эти знания. Но главное – воспитывать бережное отношение к окружающему нас живому миру.

На прогулке:

- Наблюдение: «Дерево флюгер» (определение силы и направления ветра, «Природный компас» (рассматривание крон деревьев, расположение мха на дереве).

- Игры оп ориентировки на местности с компасом «Составь план участка».

- Подвижные игры: «Цветные автомобили», «Трудный переход», «Опасный спуск» (катание с горки, «Осторожно! Камнепад» («Пройди бесшумно»).

2-я половина дня:

Музыкальные игры: «Море и ручеек», «Ловишки» (русские народные мелодии).

Игра-драматизация: «Путешествие Незнайки на воздушном шаре» (по мотивам сказки Н. Носова, с использованием театра шляп).

Развлекательный марафон «Путешествие по родному краю».

Выпуск журнала: «Справочник туриста» с использованием фотохроники.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. История развития человечества неразрывно связана с развитием природы. То, что человек не царь природы, люди поняли уже давно. И в настоящее время активно пропагандируют природоохранную деятельность.

Многие вопросы охраны природы, глобальные экологические проблемы обращают на себя внимание все большего количества людей. Воспитание экологически развитого и образованного человека необходимо начинать с дошкольного возраста. Так как именно в этом возрасте ребенку легче всего показать необходимость охраны окружающей среды, вселить надежду и уверенность, что от его добрых дел зависит будущее планеты. Развитие экологической культуры у детей характеризуется несколькими противоречиями. Но при целенаправленном педагогическом процессе именно в этом возрасте закладываются основы экологической воспитанности.

Музыкальное оформление: аудиозапись «Пение птиц», музыкальная игра «Ищи», песня Г. Савельева «Большой хоровод», русские народные мелодии.

Публикации по теме:

Экологический светофорЭкологический светофор http://www.maam.ru/users/Nikila12111958 В прошлом году мы сделали для детей экологический светофор. Идею мы взяли из папки с демонстрационным.

Занятие познавательно-творческого характера для подготовительной группы детского сада: «Вороний день — праздник весны, любви и встреч» Цель: Познакомить детей подготовительной группы с одним из весенних праздников северных народов, создание образа вороны через лепку. Задачи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по экологии
Опубликовано: 25 ноября 2012 в 22:15
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД