Симонова Алла Геннадьевна
Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Мастера книжных дел»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование представления детей о начале экологической культуры.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения бумаги.
2. Уточнить и дать знания о роли деревьев в жизни человека и животных.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
4. Воспитывать в детях экономно-бережное отношение к чистой бумаге, книге.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие.
Публикация «Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста „Мастера книжных дел“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Оборудование и материал: презентации «Как изобрели бумагу», «От куда к нам пришла бумага», клей, иллюстрации сказок для изготовления коллективной работы «Книжка-малышка», цифры для нумерации страниц, выставка различных видов книг, изделий из бумаги, мультимедийное оборудование, деревья, пеньки (3 шт., изображения животных и птиц.
Методы: наглядный, игровой, словестный, погружение в сюжет, проблемные вопросы.
Приё мы: Инсценировка, игра, беседа, обсуждение.
Ход занятия
Дети приходят в гости к профессору Любознайкину.
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут профессор Любознайкин. Я думаю, что не просто так вы ко мне в гости пришли и очень вовремя. Сейчас, у меня открыта выставка, а вот какая, вам предстоит узнать, если отгадаете загадку:
Хоть не шляпа,а с полями,
Не цветок,а с корешком,
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (книга)
-Правильно, ребята! Это книга. А хотите узнать как книга появилась на свет? Тогда садитесь по удобнее и внимательно слушайте!
Презентация" Как изобрели бумагу?" (слайд 1)
Самым первым предметом письменности были глиняные дощечки. На них писали выцарапывая острым предметом. (слайд 2)
Очень важным шагом вперёд стало изобретение папируса – величайшего и самого значимого открытия того времени. (слайд 3) Обработанный стебель папируса острым ножом разрезали на тонкие полоски. Уложенные слои покрывали тканью и деревянным молотком осторожно расплющивали волокна.
Разные народы применяли для письма (слайд 4) материалы, которые были у них под рукой. Наши далёкие предки писали на бересте - верхнем слое коры. Но такой способ письма был неудобным так как свитки берёзы занимали много места. И тогда люди придумали листы из тонкой кожи животных - пергамент. (слаид 5) На нём писали птичьим пером. Чтобы написать одну книгу необходимо сотни шкур животных (слайд 6).
Первые книги возникли не сразу,
Писец переписывал каждую фразу,
Глаза уставали, дрожала рука.
И так продолжались века.
Но вот появился новый материал, который на много тоньше пергамента. На нём легко и просто писать (слайд 7).
- Что же это за материал? Кто мне подскажет? Дети: Бумага.
Профессор Любознайкин: Да, это бумага. А из чего её делают? (Ответы детей)
Профессор Любознайкин: Да. А вы знаете как её изготавливают?
Дети: Нет.
Профессор Любознайкин: Тогда я предлагаю вам отправиться на
экскурсию на бумажную фабрику.
Фрагмент мультфильма" Фиксики. Бумага"
На бумажную фабрику из леса привозят брёвна - в основном сосновые и еловые. С них сдирают кору, измельчают в щепки, отправляют на варку.
Потом древесина попадает в бумагодельную машину, у которой много-
много валиков. Один валики отжимают, другие высушивают, третье полируют. Так, приходя с валика на валик древесина превращается в бумагу.
- Ребята, так из чего же делают бумагу,
Дети: из дерева.
Профессор Любознайкин: Я смотрю вы немного устали. Давайте чуть - чуть отдохнём.
Физминутка
Вот полянка,а вокруг (Широким жестом развести руки в стороны.)
Липы выстроились в круг. (Округлённые руки сцепить над головой.)
Липы кронами шумят. (Руки вверху, покачать ими из стороны в сторону.)
Ветры в их листве гудят. (Наклониться вперёд.)
В низ верхушки пригибают. (Наклонившись вперёд покачать туловищем из
стороны в сторону.)
И качают их качают.
После дождика и гроз. (Выпрямиться, руки поднять)
Липы льют потоки слёз. (Плавно опустить руки перебирая пальцами.)
Каждый листик по слезинке. (Руки вниз, энергично потряхивать кистями.)
Должен сбросить на тропинке.
Кап и кап, кап и кап. (Хлопать в ладоши.)
Капли, капли, капли - кап!
До чего же листик слаб! (" Уронить " руки.)
Он умоется дождём. (Погладить по очереди руки.)
Будет крепнуть с каждым днём! (Сжать кулаки.)
- Вот вы отдохнули.
Сейчас самое время посмотреть мою выставку. (Книги, альбомы, салфетки.)
- Ребята, как вы думаете, чему посвящена моя выставка? Почему здесь так много книг?
Дети: чтобы много знать. Из книг люди узнают много нового интересного.
Профессор Любознайкин: правильно. Ребята, я хочу рассказать вам одну
поучительную сказку. А вы мне в этом поможете. Согласны? (да.)
Сказка о лесе
Жил - был на планете Земля красивый, густой лес. А кто живёт в лесу? (ответы детей.)
Д/И " Кто где живёт?" Давайте поможем найти свои дома. (Рассаживают на веточки.)
- Молодцы ребята! На чём это я остановился? Ах да! Жили они жили не тужили. Но однажды людям понадобилось много бумаги. Пришли они в лес и срубили дерево, ещё одно. От этого шума лесные жители разбежались кто куда. И только когда шум стих звери и птицы решили вернуться в свои дома.
Прилетела птичка: "Где мне прятаться и вить гнездо?"
Белка: "А где мой домик? Где мне жить? Что мне есть?"
Cели они на пеньки и грустят.
- Ребята, что же делать? Нам же тоже нужны деревья для бумаги?
Давайте срубим оставшиеся деревья?" (Предложения детей).
Профессор Любознайкин: Но ведь должен быть какой-то выход из этой ситуации, может, вы, придумаете?
Дети: А давайте сделаем из старой ненужной бумаги?
Профессор Любознайкин: И то правда, вот голова моя седая, как же я забыл об этом! Ведь можно собрать старую ненужную бумагу и сделать из неё новую.
- Ребята, давайте спросим у наших гостей, есть ли у них не нужная бумага.
(Дети собирают макулатуру.)
Игра" Макулатура"
1. Берём старые газеты и начинаем их рвать. (Рвём и говорим - ВЖИК.)
2. Взобьём в миксере с водичкой (круговые вращения рук Р- Р- Р)
3. Выливаем массу в сито (показываем и говорим БУЛЬ-БУЛЬ)
4. Накрываем газетной бумагой (прихлопываем руками ХЛОП-ХЛОП)
5. Переворачиваем и накрываем с другой стороны (показываем и
говорим ВОТ- ТАК.)
6. Проглаживаем утюгом (ВЖИК-ВЖИК)
7. И бумага готова. (Прыжки с хлопками)
- Ну вот, теперь у нас есть новая бумага и деревья рубить не надо! Я вас
приглашаю в матерскую, где изготавливают книги. Теперь вы не просто
дети, а мастера книжных дел. Перед вами стоит задача сделать 2-е книги.
Поэтому надо разделится на две команды. У каждой команды лежат
листы для создания книги, иллюстрации к сказкам.
Для начала надо выбрать обложку, потом подобрать картинки по порядку,
Д/И «Что сначала, что потом?» Приступаем. (Дети собирают книги, наклеивают нумерацию страниц, воспитатель степлером закрепляет полученные книги).
- Какие замечательные получились у вас книги. Я думаю, что это будет
очень хорошим подарком для малышей. И они будут рады " почитать "
их.
Профессор Любознайкин: Молодцы ребята! Вы сегодня потрудились на
славу. Что нового вы узнали? Что вам понравилось больше всего?
- Я очень рад, что вы пришли ко мне в гости. И перед тем как мы
Попрощаемся, хочу сделать вам небольшой подарок. (Сюрпризный момент.)