Минина Галина Ивановна
Конспект занятия по экологии для детей старшей группы «Перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологии для детей старшей группы «Перелётные птицы».
Цели:
Образовательные: Уточнить название зимующих птиц,расширить знание детей о перелётных птицах, их образе жизни.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия по экологии для детей старшей группы „Перелётные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. Определить возможность прилёта ласточек в Ростовскую область.
2. Развивать связную и монологическую речь.
Воспитательные:
Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.
Предварительная работа.
Беседы на темы «Жизнь птиц зимой», «Что мы знаем о птицах?», «Что было бы, если бы не было птиц?». Чтение «Птичья столовая» С. Михалкова, «Появились синички» Скребицкого, «Скворец на чужбине» Ладонщикова, «Ласточка» Т. Нужина.
Чтение русских народных песенок, закличек, загадывание загадок про птиц, д /игры, подвижные игры. Рассматривание картин с изображением перелётных и зимующих птиц.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о птицах. Каких зимующих птиц вы знаете?
Дети. Сорока, ворона, галка, синичка, дятел, сова, воробей,голубь.
Воспитатель. Правильно эти птицы остаются у нас зимовать.
Сюрпризный момент. Стук в окно, появляется на окне письмо, воспитатель берёт и читает стих.
Кто-то бросил мне в окошко, посмотрите письмецо.
Может это воробьишко пролетая, обронил.
Может кот как мышку на окошко заманил?
Воспитатель. Ребята от кого письмо пришло вам хотелось бы узнать? Тогда отгадайте загадку.
Загадка. Я проворна, легкокрыла, хвост раздвоен точно вилы. Если я летаю низко – значит дождик где-то близко.
Дети - ласточка.
Воспитатель читает письмо ласточки.
Дорогие ребята! Пишет вам ласточка из далёкого края. Все перелётные птицы, зимовавшие в тёплых краях, торопятся вернуться на Родину. Вот и я спешу прилететь к вам. Ведь там моя Родина! Но я не знаю когда мне можно лететь. Я решила обратиться за помощью к вам в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы для птичек не найти.
Ребята, помогите, пожалуйста. Напишите когда мне можно возвращаться?
Ваша подруга ласточка.
Воспитатель. Ребята, вы хотите помочь ласточке разобраться, когда же ей можно лететь к нам. В какой весенний месяц?
Дети - да, хотим.
Воспитатель. Дети, а когда птицы возвращаются на Родину?
Дети - птицы возвращаются весной.
Воспитатель. Давайте вспомним куда улетают птицы осенью,когда наступают холода.
Дети. Птицы улетают на юг, в тёплые края.
Воспитатель. А почему они улетают?
Дети. Для них нет корма.
Воспитатель. Так в какое время года птицы возвращаются на Родину? Как называются такие птицы?
Дети. Перелётные птицы возвращаются весной.
Воспитатель. Почему возвращаются перелётные птицы?
Дети. Птицы возвращаются потому, что корма стало достаточно, появились насекомые, можно найти семена, прошлогодние плоды.
Воспитатель. Какие насекомые появляются первыми?
Дети. Те, которые зимуют под листочками, травкой, корой деревьев: это жуки, бабочки, мухи.
Воспитатель. Когда появляются первые весенние цветы, насекомых становится больше - почему?
Дети. Есть корм для них, это нектар цветов. Насекомые начинают размножаться. Они откладывают яйца. Из них вылупляются гусеницы у бабочек и личинки у жуков, мух, стрекоз.
Физминутка.
Лебеди летят, крыльями машут
Прогнулись над водой
Качают головой,
Прямо и гордо умеют держаться
Очень бесшумно на воду садятся.
Игра «Улетают - не улетают».
Когда дети слышат название перелётных птиц - машут руками словно крыльями. Когда дети слышат название зимующих птиц - они обнимают себя руками, словно согревают себя.
Ворона, грач, воробьи, сорока, лебедь, дятел, кукушка, галка, синичка, голубь, сова и. т. д.
Воспитатель. Грачи прилетают первыми, они ходят по земле и собирают семена, плоды, червяков. Грачей называют вестниками весны. В народе говорят – грач на горе, весна на дворе. За грачами прилетают и другие птицы. Отгадайте, о ком идёт речь в загадке?
Загадка. На шесте дворец, во дворце певец,как зовут его?
Дети. Скворец.
Воспитатель. И так вслед за грачами прилетают скворцы, жаворонки, дикие утки, гуси, лебеди.
А сейчас дети – птички расскажут о себе.
Скворец. Прилетели мы скворцы молодой весны гонцы. Червяков мы клюём и поём, поём. Я возвращаюсь домой, когда ещё холодно. Апрельское солнышко только начинает пригревать. Моя весёлая трель означает конец зимы и наступление долгожданного тепла.
Хотя я отлично пою сам, но люблю подражать пению других птиц. Я питаюсь червяками, гусеницами, личинками. И помогаю огородникам уничтожать вредных жуков.
Воспитатель. Когда деревья оденутся листвою, прилетает следующая птица.
Загадка. Эта птичка никогда, для птенцов не вьёт гнезда. Сядет где-то на суку и кричит ку-ку.
Дети - это кукушка.
Кукушка. Я на ёлке на суку счёт веду – ку-ку-ку-ку. Я прячусь на самой макушке высоких деревьев, в густых зелёных ветвях. Я приношу нашим лесам большую пользу: так, как уничтожаю мохнатых гусениц,они опасные враги леса. Они поедают листья, стебли и почки растений и лес может засохнуть.
Воспитатель. Позже всех прилетают ласточки. Почему?
Дети. Потому, что высоко в небе, где они обитают и питаются, насекомые: комары, мошки, появляются позднее.
Ласточка. Меня вы можете узнать по длинным острым крыльям и длинному раздвоенному хвосту. Я ласточка - птица воздуха. Летаю высоко в небе, неустанно ловлю мошек, мух, комаров. Но когда на небе появляется много туч, я тогда низко к земле опускаюсь. Особенно нам ласточкам плохо в дождливую погоду, когда насекомые прячутся. Жизнь моя тесно связана с жизнью человека. Я своё гнездо строю под крышей домов. Считается, что если ласточка поселилась под крышей дома - это к счастью.
Воспитатель. Ребята, так что мы ответим ласточке? Можно ли ей лететь к нам?
Дети. Да, можно.
Воспитатель. Я написала письмо ласточке, чтобы она прилетала.
Письмо. Дорогая ласточка! Пишут тебе ребята из детского сада «Теремок». У нас сейчас март, первый месяц весны. Но скоро наступит апрель и май. Май месяц зелени и цветов, это самый красивый и тёплый весенний месяц. Цветут сады. В лесу раздаётся голос кукушки и трель соловья. В воздухе будет много мелких мошек, мух и комаров. Всё будет готово к твоему возвращению. Когда ты получишь письмо лети, ласточка лети. Мы тебя ждём. Ребята мы отправим это письмо, ласточка получит его и прилетит к нам, а мы будем её ждать.
Итог занятия.
Воспитатель. О каких птицах мы сегодня говорили?
Дети. О перелётных.
Воспитатель. Какое полезное дело для леса делают птицы?
Дети. Птицы уничтожают гусениц, мух. Комаров и других вредных насекомых.
Игра «Кто лишний?»
На магнитной доске два дерева: одно весеннее с листьями, другое с голыми ветками зимнее. На столе лежат картинки с зимующими и перелётными птицами и несколько (2) домашних птиц. Дети по очереди берут птиц и ставят на дерево с листьями перелётных птиц, на зимнее зимующих птиц, а остаются на столе домашние птицы, они лишние.
Воспитатель проверяет, правильно - ли дети выполнили задание.
Даёт оценку, как дети работали на занятии.
Игра «Не ошибись»
Воспитатель называет зимующих и перелётных птиц. Дети слушают внимательно и хлопают в ладоши, если услышат что-то другое.
Ворона, синица, спица, кукушка, игрушка, сорока, ласточка, бабочка, воробей, голубь, глобус, страус,снегирь, кактус, дятел, муха, галка, грач, мяч.
Материал: Два письма, дерево зимнее и весеннее, магнитная доска, магнит, силуэты птиц, шапочки для птиц.
Сюрпризный момент: загадывание загадок, игра «Улетают не улетают», игра «Кто лишний» игра «Не ошибись», физминутка «Лебеди».