Валентина Родькина
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Поможем природе»
▼ Скачать + Заказать документы
в подготовительной группе на тему :
«Поможем природе».
Выполнил:
Родькина В. Г воспитатель
высшей квалификационной категории.
МБДОУ «Атемарский детский сад №1»Теремок»
Республики Мордовия.
Публикация «Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе „Поможем природе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи: способствовать углублению и обобщению представлений детей о природе, установлению причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания; развитию умения слушать друг друга, дополнять ответы товарища, уточнять их, доказывать свое мнение, рассуждать.
Оборудование: Макет леса, водоема, лесной поляны. Стаканы с водой, тарелки (для опыта).
Картины: деревянная избушка, каменный дом, пшеничное поле, завод.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята! Сегодня я расскажу вам еще одну сказку про Знайку и Незнайку. И так, слушайте сказку,
«Надоело Незнайке быть Незнайкой и пошел к Знайке с просьбой, чтобы тот научил его всему тому, что знает и умеет он. Знайка согласился, и взялся за дело. Они успели даже подружиться, но ненадолго хватило терпения у Незнйки - сказав, что он уже все знает и умеет, ушел от своего учителя. А Знайка взял отпуск и уехал отдыхать на природу.
Жил он на краю леса, в маленькой бревенчатой избушке. Гулял по лесным тропинкам, любовался красотой природы, слушал пение птиц, воздухом свежим дышал, воду родниковую пил - наслаждался своим отдыхом.
Вот однажды приехал к нему в гости Незнайка. Пожил у него день, пожил два и говорит: «Не нравится мне жить в таких условиях - нет ни воды в доме, ни света»,- и ушел от Знайки, прихватив при этом его волшебную палочку, которую он когда- то изобрел для полезных дел.
(Воспитатель обращается к детям с вопросом) :
-Дети, как вы думаете, сможет он правильно воспользоваться этой волшебной палочкой? (Ответы детей.)
Воспитатель продолжает. «Давайте посмотрим, для чего ему нужна была эта волшебная палочка.
«Надоело мне жить в деревянной избушке, — говорит Незнайка - хочу дом каменный с электричеством и отоплением. Только успел взмахнуть волшебной палочкой, видит, дом каменный стоит, даже машина около дома есть. (Воспитатель укрепляет на фланелеграфе картинку, с изображением каменного дама.) Деревьев и цветов вокруг поубавилось, зато столбы с проводами появились».
- Вот о какой жизни я мечтал! – подумал Незнайка. Внутри дома мебель расставлена. Из крана вода течет. Реже стал Незнайка по лесу гулять. А потом решил: «Зачем это я пешком ходить буду, если на машине можно ездить». С помощью волшебной палочки проложил асфальтированную дорогу вместо лесных тропок. Везде ездит на машине, запахом бензина дышит, в реке ее моет.
Воспитатель обращается к детям: - Как вы думаете, успокоился Незнайка? (Варианты детей.)
Но ему все было мало - «Хочу, чтобы на месте лесов зеленых поля бескрайние росли, хочу богатым стать» и взмахнул палочкой. Исчез лес. На его месте пшеница колосится. Вдруг, откуда ни возьмись, налетели на поля вредные букашки. Так и норовят весь урожаи съесть.
Испугался Незнайка, стал их всякими ядами травить. Всех извел, а вместе с ними - других насекомых и птиц. Но Незнайка не огорчился - он решил завод приобрести, который будет приносить ему большие деньги. Очередной раз взмахнул палочкой. И вот стоит перед ним огромный завод. Из труб дым идет. Грязная вода в реку льется. Чихнул Незнайка с непривычки, закашлялся от дыма. Но заснул в этот день счастливым.
Воспитатель обращается к детям: - А теперь закройте глаза и попробуйте представить себе, что стало со всем окружающим, пока он спал? Ответы детей:
- Кругом копоть, дым, нечем дышать.
-Вода стала грязной.
-Везде валяется мусор,
-Не видно ни одного цветочка.
Утром он проснулся от едкого дыма, открыл окно, чтобы подышать свежим воздухом, а там копоть, дым, дышать нечем. Побежал к крану воды попить, а из крана вода грязная идет. Побежал он к роднику - а там мусор плавает, вокруг ни одного цветочка не видать.
Тут он понял, что натворил, и побежал к Знайке за помощью,
А Знайка написал нам письмо. Послушайте, что он пишет: «Ребята, Незнайка просит помощи, чтобы вернуть природе прежний вид, а я очень занят. Прошу вас, помогите ему исправить его ошибку».
В. - Хотите помочь? (Ответы детей.)
В. -Ребята, Знайка даже план нам прислал, по которому мы должны работать,
(1. Лаборатория, 2. Лес. 3. Опушка леса. 4. Водоем.)
(Дети читают схемы, куда они должны отправиться)
Дети отправляются в лабораторию.
В. - Давайте вспомним, что вы знаете о воде
Первый ребенок:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Второй ребенок:
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Третий ребенок;
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Четвертый ребенок:
Растворяет сахар в час,
Мы ее не замечаем.
Пятый ребенок:
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться
Шестой ребенок:
Смею вам я доложить,
Без нее нам не прожить.
Седьмой ребенок:
Вы в пруду ее найдете
И в сыром лесном болоте!
Восьмой ребенок;
Путешествует всегда
Наша спутница вода!
А сейчас проходите за рабочие столы, и вспомним свойства воды и проверим их на опытах. Дети занимают рабочие места, самостоятельно проводят и объясняют опыты, устанавливают свойства воды).
1. Вода льется.
2. Вода растекается и не имеет форму.
3. Вода прозрачная,
4. Воду можно покрасить.
5. Вода не имеет запаха.
6. Вода не имеет вкуса.
7. Вода может иметь разную температуру.
8. Вода хорошо впитывается.
Воспитатель :- Теперь отправляемся в лес.
Ой, ребята, что же мы с вами видим в нашем лесу? (Везде валяется мусор). Видно и тут побывал Незнайка со своими друзьями.
Первый ребенок:
Тут сидят и там сидят.
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят!
Второй ребенок:
Но на солнечной полянке.
Тут и там пустые банки.
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Воспитатель: - Разве можно так себя вести? Какие правила поведения в лесу и у речки вы знаете? (Ответы детей.) Дети убирают мусор.
Какие же мы сегодня молодцы: все правила вспомнили!
Ребята! Вы заметили, что в нашем лесу снова птицы запели?
(Звучит фонограмма «пение птиц»).
А нам пора дальше идти. Идут к лесной опушке.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, чего тут не хватает? (Нет цветов).
Давайте мы оживим поляну. (Дети, сидя на коленях перед лавочкой, делают цветы из проволоки и ниток).
Любуются результатом своего труда.
Физкультминутка.
Вот высокая сосна. К верху тянется она.
На поляне дуб старинный ветки в сторону раскинул.
Приседаем, приседаем, ноги полностью сгибаем.
Чтобы мышцы укреплять - раз, два, три, четыре, пять.
Воспитатель. А нам пора дальше идти. Идут к водоему.
Ребята, посмотрите, чего тут не хватает? (Нет рыбок).
Давайте мы оживим и водоем
Дети на полу лежа рисуют пальцем на бумажном полотне рыбок.
Дети анализируют результаты своего труда.
Воспитатель,
Дети, а теперь посмотрите на эту схему, и по ней расскажите, кому же мы сегодня помогли?
( На схеме изображены силуэты: человека, зверей, рыб, насекомых).
(Ответы детей.)
Ребята, вы сегодня сделали многое, но я хочу сказать, что быстро дела делаются только в сказке, а в жизни намного сложнее, поэтому надо помнить, что природу надо любить и оберегать.
А теперь нам пора домой.
Литература:
1. «Дошкольное образование». Апрель 2002.
2. «Система экологического воспитания детей в ДОУ». Горбатенко О. Ф.