Светлана Вячеславна Цунаева
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Тема: Рассказ о лягушке.
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе
Тема : Рассказ о лягушке.
Программные задачи:
1. Изменить у детей традиционно-неприязненное отношение к лягушкам.
2. Уточнить и расширить представления детей о лягушке как безобидном и полезном в природе существе.
3. Показать развитие лягушки от икринки до взрослой особи.
Публикация «Конспект занятия по экологии в подготовительной группе, Тема: Рассказ о лягушке,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лягушка. Конспекты занятий на тему лягушек
- Лягушки, лягушата
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
4. Обратить внимание на внешний вид, строение лягушки как на отражении ее приспособления к условиям окружающей среды и образу жизни.
5. Воспитывать бережное и уважительное отношение к образу жизни, как к лягушки, так и к другим живым организмам.
Развивающая среда: игрушка-лягушка, картинка лягушки, картинки с изображением развития лягушки от икринки до взрослой особи, карточки с изображением пищевой пирамиды-цепочки, атрибуты к п/игре – шапочки лягушек и аиста, шнур- «Болото», стакан с водой и трубочки, шапочки: «комара», «лягушек», «скрипка», «смычок»; фланелеграф, квадраты зеленого цвета 10х10 для конструирования оригами поделки лягушка, фломастеры, книги – сказки: «Теремок», «Царевна-лягушка», «Лягушка путешественница».
Предварительная работа: чтение сказок: «Царевна-лягушка» русская народная, «Теремок» русская народная, «Жаба» Погодина, «Лягушка путешественница» Гаршина. Разучивание песни про лягушек и комара Филипенко, конструирование оригами лягушка, рисование лягушки, разучивание правил п/игры «Лягушки и аист».
Ход занятия.
Воспитатель приглашает всех войти в группу, сесть на коврик.
Загадка: У болотной мягкой кочки,
Под зелененьким листочкам
Притаилась попрыгушка-
Пучеглазая … (лягушка)
Конечно, это лягушка, о которой мы с вами сегодня и поговорим.
Ставлю в центр игрушку-лягушку мягкую.
Воспитатель:
-Посмотрите, какой гость сегодня у нас в группе.
Дети называют, любуются лягушкой, гладят ее.
Воспитатель:
-А вот в природе, как встречают лягушку, немногим хочется ее погладить, потому что у нее голая, скользкая и холодная кожа, и нередко ее считают противным, неприятным, безобразным существом. Но это мнение ошибочное. На самом деле- это самое безобидное, полезное и необходимое в природе существо. Почему?
Дети:
Потому что лягушка поедает наших вредителей: мух, комаров, тлю. Лягушки могут жить и в воде и на земле.
Воспитатель:
-Правильно. Лягушку относят к классу земноводных. В народе лягушку называют квакушкой и делают ее доброй героиней многих сказок. Какие сказки о лягушках вы знаете?
У воспитателя на столе лежат книги со знакомыми сказками. Дети вспоминают по картинкам названия сказок и их авторов: «Лягушка путешественница» Гаршина, «Царевна-лягушка» русская народная, «Теремок» русская народная, «Жаба» Погодина.
Воспитатель: Лягушек можно встретить летом во многих местах, потому что они бывают разные. Жить могут в болоте, в озере, в реке и в траве. Отсюда и произошли их названия. В болоте живет болотная лягушка, а в озере- какая? (озерная, в траве? (травяная, в реке? (речная). От цвета окружающей среды зависит и цвет лягушки. Если лягушка живет в траве, на земле (показываю картинку) ее окраска бурая- под цвет земли, а вот в воде лягушки – зеленого цвета, под цвет водорослей, листьев кувшинок и других растений (показываю картинку). Такая окраска делает ее незаметной от хищников, которые могут лягушку съесть.
- А теперь давайте рассмотрим лягушку игрушку. Сколько у нее лапок? (четыре)
-Какие они? (передние короче задних)
-Какое строение лапок позволяет лягушке передвигаться? (перепончатое)
- Как? (прыжками)
Физминутка, покажите, как прыгает лягушка.
Дети встают и прыгают под музыку «Вот лягушки вдоль дорожки
Скачут, вытянувши ножки…»
Продолжаем рассматривать лягушку.
Воспитатель:
-Посмотрите на ее голову. Она какая? (большая и нет шеи)
-А какие у нее глаза? (выпуклые, потому и зовут ее пучеглазая)
-А какой у нее рот? (большой)
Во рту у лягушки язык длинный и липкий (рассматриваем картинку, где лягушка выбрасывает свой длинный язык и ловит пищу- комара)
-А чем питается лягушка? (рассматриваем картинки с изображениями насекомых, которыми питается лягушка)
-А кто знает, чем дышит лягушка? (воздухом)
У лягушки, как и у человека, есть легкие и ноздри.
Предлагаю детям глубоко вздохнуть.
-Чем мы дышим? (тоже воздухом)
Воздух невидим, но его много вокруг нас, он есть и в воде, и там мы можем его увидеть.
Опыт «Как увидеть воздух»
Предлагаю детям подойти к столам, где стоят стаканы с водой и трубочками. Дети дуют в трубочки и видят много пузырьков воздуха.
-В любом водоеме есть воздух, им дышат водные животные, в том числе и лягушки.
А теперь давайте вновь вернемся на коврик. Итак, мы уже знаем, чем дышат лягушки, что едят. Давайте попробуем построить пищевую пирамиду.
Выкладываю на ковре карточки, дети с помощью стрелок выкладывают пирамиду-цепочку: лягушки, чтобы выжить, нужны комары, бабочки, т. е. насекомые, насекомым растения- цветы, цвета- свет, солнце, влага.
-А вот кто это? (аист)
-Можем мы его добавить к этой цепочке? (можем)
-Это все сообщество, живущих у воды. А человека можем сюда добавить? (нет)
Но человеку необходимо общение с этим сообществом. Он приходит к реке, отдыхает, ловит рыбу, любуется красотой природы и должен беречь эту красоту.
Воспитатель уточняет-кого боятся лягушки? (аиста, цапли, журавля)
Проводится п/игра «Лягушка и аист»
-Предлагаю детям сесть на стулья.
-Какое сейчас время года?
-Поздняя осень.
-Как вы думаете, что сейчас происходит с лягушками?
-Они готовятся к зиме.
Чтение «Как зимуют лягушки» Николаева «Воспитание экологической культуры».
После чтения, воспитатель сообщает, что лягушек разбудит весна, солнце. И тогда у лягушек появляются детки.
Рассказываю и показываю на фланелеграфе развитие лягушки- от икринки до взрослой особи.
Весной на реке, на камышах, водорослях, в воде можно увидеть икринки, словно желе на воде. Вначале икринка яркая, вокруг нее круглая яйцеклетка- желе, потом икринка темнеет, растет, у нее появляется хвостик, потом задние лапки, позднее и передние (рассказ сопровождаю показом рисунка). Это головастик. У него хвостик, который потом исчезает. Вот так появляются на свет лягушата, которые радуются весне, теплу и принимают участие в лягушачьих концертах. В народе есть примета: если лягушки запели, значит, пришла настоящая весна и можно все садить в огородах.
Инсценирование песни Филипенко «Про лягушек и комара»
А чтобы наше занятие нам запомнилось, давайте сконструируем игрушку-лягушку (напоминаю последовательность изготовления лягушки оригами).
Дети самостоятельно конструируют игрушку. По окончанию работы воспитатель берет в руки игрушечную лягушку. Лягушка что-то шепчет воспитателю на ушко.
Итог:
-Ребята, вы очень понравились нашему гостю- лягушке. Она надеется, что вы запомните все, о чем мы говорили, никогда не будете обижать ее друзей.