Наталья Пестрякова
Конспект занятия по экологии. Тема: «Человек в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект проведения занятия по экологии (программа Л. А. Венгера «Развитие»)в старшей группе № 8 «Яблонька»
воспитатель: Пестрякова Н. Е. первая квалификационная категория
Тема : «Человек в лесу»
Программное содержание:
• Учить детей раскрывать взаимосвязи растений и животных леса и человека, используя соответствующие модели;
Публикация «Конспект занятия по экологии, Тема: „Человек в лесу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Продолжать развивать у детей представления о значении леса в жизни человека, о природоохранительной деятельности человека.
• Воспитывать у детей желание беречь природу, соблюдать правила поведения в лесу.
Словарная работа: древесина, лесник
Индивидуальная работа:
• Активизировать при работе с моделями взаимосвязи растений и животных леса;
• Во время обсуждения правил поведения человека в лесу повторить с то, что нельзя ломать ветки, обрывать листья на деревьях.
Предварительная работа:
• рассматривание иллюстраций художников о лесе,
• чтение художественной литературы о лесе,
• отгадывание загадок о растениях и животных леса, работа с моделями взаимосвязи растений и животных леса,
• рисование на тему: «Как лес помогает человеку?», «Как человек помогает лесу?»
Оборудование:
• игрушка старичок Лесовичок;
• мультимедийная презентация «Лес», проектор, экран;
• модели взаимосвязи растений и животных леса (растений и птиц, растений и насекомых, растений и животных);
• рисунки детей, отражающие примеры взаимодействия человека и лесной природы;
• доска.
Ход:
Орг. момент: - Ребята, я приготовила для вас загадку. Если вы отгадаете её, то узнаете, о чём мы будем говорить на занятии. Слушайте внимательно.
«Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой.»
- Что это? Где человек может найти и собрать ягоды, грибы, орехи? Ответы детей. Конечно в лесу.
Сейчас весна и лес только «просыпается» ото сна. Посмотрите на экран, вы увидите изображение весеннего леса.
- А в какое время года изображён лес на этих слайдах? Ответы детей Правильно, летом. Как вы догадались? Ответы детей.
- Сегодня на занятии мы поговорим о растениях и животных леса. Больше всего о лесных обитателях знает их добрый хозяин – старичок Лесовичок. Он пришёл к нам в гости и хочет узнать, а что известно вам о лесе?
I часть
- Сейчас на экране будут появляться изображения лесных растений и животных. Вы внимательно смотрите и говорите Лесовичку название растения или животного.
- Молодцы, ребята, Лесовичок даже удивился, что вы знаете так много названий растений и животных леса. Ему стало немного стыдно за то, что он не спросил ваших имён. Представьтесь Лесовичку.
- Вот вы и познакомились. Лесовичку очень интересно, как живут дети в детском саду. Расскажите ему, чем вы занимаетесь в детском саду? Ответы детей. Наверное, это трудно целый день играть, заниматься. Помогаете ли вы друг другу? Расскажите, как? Ответы детей.
- Ребята, а как вы думаете, обитатели леса: животные, растения живут также дружно как вы или нет? Ответы детей.
- Давайте попробуем рассказать по моделям о дружбе растений и птиц, растений и насекомых, растении и животных. А Лесовичок послушает ваши рассказы, может что-нибудь добавит.
- Первая модель о дружбе растений и птиц. Модель появляется на экране. Кто хочет рассказать по модели? Педагог выслушивает ребёнка, дополнения других детей, при необходимости поправляет ответы, хвалит за рассказ. Аналогично описываются модели взаимосвязи растений и насекомых, растений и животных.
Физ. минутка
II часть
- Лесовичку очень понравились ваши рассказы. А как вы думаете, может ли лес дружить с человеком? Ответы детей.
- Вспомните нашу загадку, что даёт лес человеку? Ответы детей. Появляется слайд с дарами леса.
- Что ещё человек добывает в лесу? Слайд с изделиями из дерева. Правильно, древесину.
- Когда человек гуляет в лесу, любуется природой, какое у него становится настроение? Ответы детей. Чтобы поделиться своим настроением с другими люди рисуют природу, пишут стихи о лесе, сочиняют музыку. Например, великий русский художник Иван Шишкин нарисовал картину, которая так и называется «Лес». А детский поэт написал для вас стихи: «Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы.
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый
И родник с живой
Ключевой водой.»
Слайд с изображением иллюстрации И. Шишкина «Лес»
- Вот видите, как много лес даёт человеку. Этот знак обозначает, что лес помогает человеку.
- А как человек может помочь лесу и его обитателям? Ответы детей. Чтобы вам было легче рассказывать, на экране будут появляться картинки с изображением правил поведения человека в лесу.
- Правильно, ребята: «Звери домом Лес зовут
В нем уют все стерегут.
Лес за этим наблюдает
И зверюшкам помогает.
Но не любит Лес добряк
Когда ходит тут чужак
И вокруг кусты ломает,
Мусор, грязь не убирает.
Лес за это будет строг,
Не покажет вам дорог.
И гостям придется вновь
Возвращаться без грибов
Надо Лес беречь как дом
И заботится о нем!»
- О том, чтобы в лесу был порядок, забоится не только наш знакомый старичок Лесовичок, но и человек, профессия которого называется лесник. Лесник живёт в лесу в своём доме, носит специальную форму. Он знает в своём лесу каждое деревце, каждую птицу, каждое животное. Лесник следит, чтобы люди не наносил вред природе: не разжигали костры, не рубили деревья, не охотились без разрешения на животных и птиц.
- Этот знак обозначает, что человек помогает лесу.
Итог:
- До занятия вы нарисовали рисунки о лесе. Некоторые из вас нарисовали, как лес помогает человеку, другие – как человек помогает лесу. Поставьте на своём рисунке нужный знак и расскажите Лесовичку, что у вас изображено. Дети прикрепляют свои рисунки на доску и рассказывают, что на них изображено.
- Молодцы, ребята. Я думаю, что Лесовичку было приятно услышать, как много вы знаете о лесе и его обитателях. А сейчас ему пора назад, в свой лес.