Получи документы

Конспект занятия по экологическому воспитанию дошкольников в старшей группе «Перелетные птицы»

галина леонова
Конспект занятия по экологическому воспитанию дошкольников в старшей группе «Перелетные птицы»

Программное содержание:

1. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах, о частях тела птиц.

2. Познакомить детей с понятиями: «лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».

3. Упражнять детей в образовании сложных прилагательных;

4. Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь;

5. Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям.

Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию дошкольников в старшей группе „Перелетные птицы“» размещена в разделах

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, музыка, коммуникация, чтение художественной литературы.

Предварительная работа: Беседы на темы: «Перелётные птицы», «Наши пернатые друзья», «Приметы весны» и др. ; рассматривание иллюстраций, репродукций картин на весеннюю тему; чтение художественной литературы С. Городецкий «Как птицы учились строить гнёзда», Т. Нужина «Ласточка», «Воробьи», чтение русских народных песенок, закличек на весеннюю тематику; загадывание загадок про времена года, птиц, животных; дидактические и подвижные игры: «Совушка – сова», «Зимующие и перелётные», «Воробушки», «Когда это бывает», «Покажи без слов» и др.

Ход занятия

В. Какое сейчас время года?

Д. Весна.

В. Что происходит весной в природе?

Д. Всё оживает: тает снег, набухают почки на деревьях, прилетают птицы.

В. Ребята, а каких птиц вы знаете?

Д. (перечисляют птиц)

В. Что общего есть у всех птиц. Назовите, пожалуйста, части тела птиц.

Д. Туловище, голова, хвост, клюв, лапы

В. У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают?

Д. По оперению, внешнему виду, размеру

В. А как называются птицы, которые остаются с нами на зиму?

Д. Зимующие

В. Ребята, чем питаются птицы зимой?

Д. птицы питаются семенами и другой растительной пищей, плодами

В. Чем мы с вами можем помочь птицам?

Д. делаем и вешаем кормушки,

В. Не все птицы остаются зимовать, большинство улетают в теплые края. Ребята, а почему птицы улетают в теплые края?

Д. Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых, птицам нечего есть.

В. А как называются птицы, которые возвращаются к нам из теплых краёв?

Д. Перелетные

В. Давайте вспомним перелетных птиц

Слайд 1 Ласточка мелкая птица. Питается летающими насекомыми, которых ловит в воздухе. Семейные пары сохраняются в течение всей жизни.

Слайд 2 Грач Перья у грача чёрные, с фиолетовым отливом. У взрослых птиц основание клюва лысое. Грачи питаются червями и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Любят большими стаями следовать за тракторами, пашущими землю.

Слайд 3 Скворец певчая птица. У скворца чёрное оперение с металлическим блеском иногда с фиолетовым, зеленоватым или синеватым оттенком. В зимнее время на теле появляются многочисленные белые крапинки. Обладает широким диапазоном звуков, которые могут включать в себя свисты, скрипы, мяуканье, различные шумы и дребезжания. Способен подражать пению других птиц.

Слайд 4Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Обитает в кустарниковых зарослях, в долинах рек. Гнёзда строит на земле или очень низко, в кустах.

Слайд 5 Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.

Слайд 6Журавль - крупные, длинноногие и длинношеие птицы. Журавлиные семейные пары сохраняются в течение всей жизни.

В. Правильно, эти птицы относятся к перелетным. Осенью они улетают на юг. А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда?

Д. не знаем.

Слайд 7В. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Слайд 8,9,10 Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Это зависит от повадок птиц : некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

В. Сегодня мы отправимся в путешествие в лес и посмотрим, какие птицы возвращаются домой.

В. Ребята! А на чем можно доехать до леса? Давайте поедем на паровозике.

Слайд 11 В. Вот мы и в лесу

В. Ребята, что вы слышите (пение птиц)

В. Почему птицы так радуются?

Д. Потому что пришла весна.

Слайд 12 В. Посмотрите, все птицы собрались на дереве. Назовите их

Д. воробей, синица, снегирь, сорока, ворона.

В. Как одним словом назвать этих птиц?

Д. зимующие

В. А вот еще одна птица прилетела. Что это за птица?

Д. Скворец

В. Чем она отличается от птиц на дереве?

Д. Она перелетная

В. Скворец принес нам письмо. Давайте его прочитаем.

«Дорогие ребята, пишут вам перелетные птицы. Мы не сможем к вам прилететь, так как нас заколдовал злой волшебник. Помогите нам, расколдуйте нас. Выполните задания волшебника и злые чары исчезнут. И тогда мы сможем к вам вернуться. Перелетные птицы»

В. Ребята, поможем перелетным птицам? Волшебник спрятал конверты с заданиями в нашей группе. Давайте найдем конверт с первым заданием. (Дети находят конверт с цифрой 1)

1. Мы с вами должны отгадать загадки про перелетных птиц.

Слайд 13 Чёрный, проворный,

Кричит «Крак»,

Червям враг.

Кто это? (грач)

Слайд 14На шесте дворец.

Во дворце певец,

А зовут его…. Скворец.

Слайд 15 Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка)

Слайд16 Кто на ёлке, на суку,

Счёт ведё т: «Ку-ку. Ку-ку?» (кукушка)

Слайд 17 Пестрая крякуша

Ловит лягушек.

Ходит в развалочку -

Спотыкалочку. (утка)

В. С первым заданием справились. Найдите конверт с цифрой 2.

Упражнение «Скажи одним словом»

- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом. Например:

У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая

У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.

У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.

и др.

В. Молодцы! и с этим заданием справились. Давайте найдем следующий конверт №3. А вот и задание «Назови лишнюю птицу»

Слайд 18 (картинка с изображением птиц : скворец, журавль, синица, цапля).

В: - Какая птица лишняя? Почему?

Слайд 19 (картинки с птицами снегирь, воробей, ворона, аист)

В - Какая птица лишняя? Почему?

Слайд 20 (следующая картинка журавль, грач, ласточка, скворец)

- Какая птица лишняя? Почему? .

Слайд 21 (следующая картинка соловей, лебедь, аист, цапля)

- Какая птица лишняя? Почему? .

Пора найти следующее задание волшебника. Четвертое задание – назвать птенцов перелетных птиц.

- Когда у птиц появляются птенцы? (весной) Я называю вам взрослую птицу, вы должны назвать её птенца.

У грача – грачонок, у скворца – скворчонок, у кукушки – кукушонок, у утки – утенок, у гуся – гусенок, у аиста – аистенок, у журавля- журавленок

(Игра проводится с мячом)

В. Ребята, а как вы думаете, почему перелетные птицы из теплых стран возвращаются обратно?

Д. У птиц здесь родина. Они здесь вылупились, научились летать, добывать пищу. Обратно птиц зовет любовь к родине

В. Мы с вами выполнили все задания злого волшебника. Теперь птицы могут вернуться

Подошло к концу наше путешествие, пора возвращаться в детский сад.

В. Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

О каких новых перелетных птицах вы узнали?

Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии : внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по лепке из теста «Перелетные птицы» (старшая группа детей с ОНР) ТЕМА: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ» Программное содержание: 1. Познакомить детей с понятиями: «лететь «клином», «цепочкой», «стайкой». 2. Расширить.

Работа с детьми с ОНР по лексической теме «Перелетные птицы»Работа с детьми с ОНР по лексической теме «Перелетные птицы» Работа по лексической теме: "Перелетные птицы" С 15 по 19 октября наша логопедическая группа работала по лексической теме "Перелетные птицы".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по экологическому воспитанию дошкольников в старшей группе «Перелетные птицы»
Опубликовано: 2 октября 2014 в 22:10
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД