Елена Гаврилова
Занятие по экологическому воспитанию с использованием средств художественной литературы «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- закрепить и уточнить представление детей о зимующих птицах;
- рассказать о том, какая зависимость между внешним видом птиц и их питанием, движением и образом жизни;
- воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них, помогать им;
Предварительная работа:
- наблюдение за птицами на прогулке;
- просмотр иллюстраций, чтение рассказов о птицах;
Материалы:
- иллюстрации птиц;
Публикация «Занятие по экологическому воспитанию с использованием средств художественной литературы „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Зимующие птицы. Сказки, стихи, детская литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
- аудиозапись с пением птиц.
Ход занятия:
Воспитатель :
- Пришла зима, хлопочет:
Укутала в снега
Все кочки и пенечки,
Скамейки и стога.
Накинуть пышный мех,
На ель надела шубу,
Тепло укрыла всех.
Краснеют свиристели
На веточках берез,
Они не улетели,
А выдержат мороз?
(О. Высотскоя. «Мастерица зима»)
- Как называют птиц, остающихся на зиму? (Ответы детей.)
Звучит музыка (на выбор воспитателя, появляется Зима.
Зима:
- Здравствуйте, ребята! Проверила я, как к зиме приготовились реки и озера. Как вы думаете, что я видела? (Ответы детей.)
- Земля и деревья тоже ждут зиму. А вы знаете как? (Малыши рассказывают.)
- Животные и те приготовились к встрече со мной. Кто мне про них поведает? (Ребята отвечают.)
- А сейчас хочу устроить смотр другим обитателям лесов и полей. Что это за птицы, смелые да выносливые, что меня не боятся и остаются зимовать? Вы их знаете? Назовите. (Воробей, ворона, сорока, синичка, снегирь, чиж, дятел, клест, галка, голуби, свиристели, щеглы, овсянки.)
- Как они выглядят, где селятся, чем питаются и какие звуки издают?
- Вот, например, кто это?
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крошки собирает,
По ночам кочует,
Коноплю ворует. (Воробей.)
Воспитатель :
- Верно, а кто мне расскажет, как он выглядит? (Ставит иллюстрацию.) (Воробей — маленькая, очень подвижная птичка с округлой головой, короткой шеей, толстым яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв тонкий, твердый, к концу заостренный.)
- У него короткие, но сильные ножки. Хвостик держит поднятым вверх. В холодную пору воробушки сидят прижавшись друг к другу, нахохлившись. Они чистоплотные, охотно купаются в лужах, песке, пыли. (Далее, беседа строится в форме диалога: вопрос воспитателя, ответы ребят.)
- Где же они зимуют? (В щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнездах.)
- Где же они пищу находят? (во дворах, на свалках, в кормушках)
- Вы слышали, какие они звуки издают? (Запись чириканья)
Зима:
- Эта птица – непоседа
Одного с березой цвета.
Кто это? (Сорока)
Воспитатель :
- Как она выглядит? (Иллюстрация сороки)
(Сорока — крупная птица с красивым черно-белым оперением. Окраска перьев на голове, крыльях и хвосте с зеленоватым отливом, а на боках белая, отсюда ее прозвище "сорока-белобока". Хвост длинный. Ноги большие, сильные, клюв изогнут книзу.)
- Летают сороки не очень хорошо, предпочитая перепрыгивать с места на место. Ходит сорока небольшими шажками, с приподнятым хвостиком, а летая, хвост держит веером. Кто знает, почему ее называют сорокой –воровкой?
(Любит блестящие вещи, уносит их и прячет.)
- Где же она гнездо устраивает? (В густых ветвях деревьев или кустарников.) Гнездо имеет шарообразную форму, а вход располагается сбоку. Послушайте, какие звуки издает сорока. (Запись.) Напоминает треск, стрекот.
Зима:
- Сороки приносят пользу. Они истребляют насекомых и грызунов, переносят семена растений, в брошенных сорочьих гнездах селятся более мелкие птицы.
(Ставит иллюстрацию синички.)
Она маленькая птичка,
И зовут ее. (Синичка.)
Воспитатель :
- Как они выглядят? (На голове черная шапочка, щеки белые, на горле и брюшке черная полоса, галстучек, спина желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост серые.) Свои гнезда синицы устраивают в дуплах мелких дятлов, углублениях и щелях гнилых пней и стволов, синичниках.
- Какие звуки издают, знаете? Послушайте. (Запись.) "СИ-СИ-СИ-СИ". Представьте себе: синички уничтожают насекомых столько, сколько весят сами.
Зима: (иллюстрация снегиря) :
- Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Кто это? (Снегирь.)
Воспитатель :
- Почему эта птица называется снегирь? (От слова снег.) Опишите его. (Верх головы, крылья, хвост и пятно под клювом черные. Спина голубовато-серая, надхвостье и подхвостье белые, брюшко у снегиря красное, а у снегирихи — серое, клюв к толстый, черный.)
- Как вы думаете, ребята, зачем снегирю толстый, короткий клюв? (Чтобы расклевывать ягоды и есть зернышки, что бы справиться с семена липы.) Посмотрите, птичка подвижна, по земле скачет прыжками, ныряет в снег. Послушайте, какие она звуки издает.
(Запись.) "Фью-фью".
Зима: (иллюстрация дятла)
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу
Хоть и скрылся под корой
Все равно ты будешь мой.
Кто это? (Дятел.)
Воспитатель :
- Кто хочет описать его?
Беседа аналогична предыдущим описаниям птиц.
Зима: (иллюстрация вороны) :
Носит серенький жилет,
Но у крыльев черный цвет.
Видишь, кружат 20 пар
И кричат:Кар-кар-кар. (Ворона.)
Воспитатель :
- Опишите ее. (Черные голова, горло, крылья и хвост, остальная часть туловища серая.) Днем вороны промышляют в городе, а на ночь улетают в парк и ночуют на деревьях.
Физкультминутка
Воспитатель :
- Давайте поиграем в ворон.
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
Кар-кар-кар.
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали
Кар-кар-кар.
(Дети бегают, размахивают руками.)
Только к ночи умолкают И все вместе засыпают.
(Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Зима:
-Много интересного вы про птиц знаете, я хочу вам по-другому загадки загадать. Отгадайте, что за птица? (Воспитатель ставит в ряд иллюстрации птиц. Дети отгадывают.)
Маленький, серенький, невзрачный, скромный.
Но все же драчливый, боевой, удалой! (Воробей.)
Красногрудый, толстый, малоподвижный. (Снегирь.)
Твердоклювый, красноголовый, пестрокрылый, трудолюбивый. (Дятел.)
Ловкая, непоседливая, чернохвостая, белобокая. (Сорока.)
Чернохвостая, чернокрылая горластая разбойница. (Ворона.)
Маленькая, на брюшке черная полоса, юркая, ловкая. (Синица.)
С крестообразным клювом, только она зимой птенцов выводит. (Клест.)
Если дети путают названия птиц, можно построить разговор иначе.
Воспитатель :
- Птицы разные. Продолжите фразу, начатую мной.
- У синицы клюв тонкий, а у дятла (толстый).
- Ворона большая, а воробей (маленький).
- Вот снегирь малоподвижный, а синица (шустрая).
- Клест нарядный, а воробей (невзрачный).
- Синицы высиживают птенцов летом, а клест (зимой).
- Если снегирь мало двигается, то он какой? (Малоподвижный.)
- Если у синицы черная голова, то она какая? (Черноголовая.)
- Если у сороки белый бок, то она какая? (Белобокая.)
- Если у сороки черный хвост, то она какая? (Чернохвостая.)
- Если у снегиря красная грудь, то он какой? (Красногрудый.)
- Вы запомнили, кто как поет?
- Воробей — чирикает. Клест — свистит. Сорока — стрекочет. Ворона — каркает.
- Давайте устроим птичью ярмарку! Кто кем хочет быть?
Устроим похвалюшки (каждая птица себя хвалит, рассказывает о своих достоинствах).
- Какую пользу птицы приносят людям?
— Спасают от вредителей деревья, поля, огороды;
— радуют песней;
— украшают природу.
- Как и чем мы можем помочь птицам зимой? (Подкормить.)
Покормите птиц.
Подкормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будем им зима.
Сколько гибнет их — не счесть!
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А. Яшин)
Зима:
- Теперь я спокойна, что вы не оставите птиц в беде. Пойду я — дел много, но вас я не забуду: когда выйдете на прогулку, поиграем. Пощипаю вам носы и щеки, да и бегать, чтобы согреться, заставлю! До свидания!