Марьяна Телишева
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе «Растения лечат»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе
Цель:
Познакомить детей с лекарственными растениями.
Дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения.
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе „Растения лечат“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Растения. Изучаем мир растений
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Формировать представления детей о лесе, как «зеленой аптеке».
Развивать образное восприятие, воображение, творчество.
Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Материал:
картинки с лекарственными растениями, разрезные картинки ромашки, тропинка, полянка, речка.
Ход занятия:
Воспитатель : Жили – были в одной деревушке дедушка да бабушка. Дедушка весной в поле трудился, летом по грибы, по ягоды в лес ходил, рыбу в озере ловил, осенью охотился – лису да белку бил, а зимой лапти плел. Бабушка хозяйство вела, да за скотиной ухаживала, а зимой шерсть пряла, да теплые вещи вязала. Так они и жили, не тужили. Но шли годы, стали бабушка с дедушкой стареть, да сильно уставать.
Бабка: Вот уже и устала,
А раньше, бывало,
Я таких слов и вовсе не знала.
Дед: А меня, видать, продуло,
Знобит так, что мочи нету,
То ноги, то живот, то голова!
Что поделаешь, старость пришла.
А таблетки аптечные мне пить непривычно,
Мне отвары растений целебных
Помогают отлично.
Бабка: Нет у меня сил, за травами идти,
Ты, старик, лечись, чем есть
И не ворчи!
Воспитатель : - Ребята, как же нам помочь бабушке и дедушке? (ответы детей). Давайте сами отправимся в лес за лекарственными растениями. Вы согласны (ответы детей). Начнем наше путешествие. (Дети встают и идут по «тропинке»)
По тропинке в лес пойдем шагают
Лужу мимо обойдем обходят воображаемую лужу
Перепрыгнем ручеек, перепрыгивают через «ручеек»
Посмотрели мы налево, смотрят налево
Посмотрели мы направо, смотрят направо
Посмотрели вверх на солнышко. смотрят вверх, стоя на носочках
Ах, какая красота! удивляются, разводят руки в стороны
Воспитатель : - Чтобы найти нужное лекарственное растение нам нужно знать, как оно выглядит. А в этом нам поможет Тетушка природа, она будет оставлять подсказки. А вот и первая подсказка под кустиком. (Конверт с загадкой) Давайте прочитаем, о каком же растении здесь написано. (Дети садятся на «полянку»)
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его — серёжки.
На земле лежат листки —
Маленькие лопушки.
Нам он — как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. Что это? (Подорожник).
На доску выставляется картинка подорожника.
Воспитатель : - Ребята, почему это растение назвали подорожник? (ответы детей).
Посмотрите, у подорожника много широких листьев на длинных ножках — черешках, они неострые — округлые и плотные, с прожилками. Посмотрите, какие плотные листья, прожилки можно почувствовать пальчиками. Подорожник цветет, цветочек у него похож на колосок. (Дети рассматривают картинку). Колосок расцветет и начнут созревать семена. Подорожник расселяется там, где ходят люди и животные. Его семена осенью вместе с грязью прилипают к обуви и копытам животных и путешествуют вместе с ними. Там, где они упадут, там и произрастут в следующем году, в основном вдоль дороги, поэтому и название такое – подорожник. Он – великий путешественник, потому что его семена очень давно переправились в Северную Америку. Возьмем его с собой. И идем дальше. Снова на нашем пути препятствие – речка. Давайте ее перепрыгнем. (Дети по очереди перепрыгивают «речку»).
И здесь Тетушка природа оставила нам подсказку. (Конверт с загадкой). Прежде, чем я загадаю вам загадку давайте поиграем в игру «Скажи наоборот»
Игра «Скажи наоборот» (Дети встают в круг, воспитатель по очереди кидает мяч каждому ребенку)
Деревья высокие – деревья низкие
Трава мокрая – трава сухая
Тропинка длинная – тропинка короткая и т. д. Молодцы! Вот и загадка.
Горел в траве росистой,
Фонарик золотистый,
Потом померк, потух
И превратился в пух. Что это? (Одуванчик).
- Ложитесь на полянку и послушайте историю про одуванчик.
Ранней весной на опушке старого леса появился маленький одуванчик. Был он желтенький, тихий и очень внимательный. Слушал голоса трав и цветов, запоминал разговоры птиц, их рассказы о дальних странах и долгих перелетах. Сам был не очень разговорчивым. У него был единственный друг – забавный ветерок. Одуванчик очень хотел бы летать как ветерок, но корни крепко держали его на земле. Прошло целое лето. Одуванчик подрос и был уже не желтенький, а белый и пушистый. Вдруг прилетел ветерок, чтобы рассказать Одуванчику о новых приключениях, как семена одуванчика, как на парашютиках поднялись вверх и разлетелись в разные стороны. Одуванчик был очень горд, что его семена прорастут и на других лугах и лесах.
Одуванчик — очень полезное растение. Из одуванчика делают варенье! Да, настоящее, похожее на мед. Так его и называют «мед из одуванчиков». Но для такого варенья нужно собирать цветки очень далеко от города и от дорог. Как вы думаете, почему? Корни одуванчика осенью выкапывают и применяют для лечения разных болезней. Ведь одуванчик – лекарственное растение, им лечились люди еще в древности. Из молодых листьев одуванчика делают салаты. Но чтобы листья не были горькими, их сначала держат полчаса в соленой воде. Вот какой одуванчик!
Воспитатель : Нам пора отправляться дальше. Что же нас ждет? Посмотрите, паук сплел паутину прямо на нашем пути, давайте не будем ее портить и просто наклонимся. (Идут гусиным шагом). Вы не видите подсказку от Тетушки природы. (Дети находят подсказку). А это не загадка. Нам нужно собрать это растение из частей.
Игра «Собери ромашку». (Дети делятся на 3 команды и собирают растение за столами). Что же это такое? (Ромашка). Хорошо, все справились с заданием от Тетушки природы. Как вы думаете почему ромашка тоже лекарственное растение? Что оно лечит? (ответы детей). Ромашка очень полезное растение для организма. Трудно перечислить все лечебные и целебные свойства ромашки. Она останавливает кровь, утоляем боль и когда у нас болит горлышко, мы полощем его настоем ромашки. И это растение возьмем с собой.
Ну, вот наше путешествие подошло к концу. Отправляемся в деревню в бабушке и дедушке.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели - встали, сели - встали
И на месте побежали.
- Вот мы и пришли. Дедушка и бабушка мы вам принесли растения, которые помогут вам поскорее выздороветь. Не болейте. А мы пойдем в садик, мы обязательно приедем к вам еще.
Литература:
1. Дьякова Н. М. «Лекарственные растения — детям», Барнаул 1992 г.
2. А. В. Кочергина «Сценарий занятий по экологическому воспитанию», Москва 2005 г.
3. Н. А. Рыжова «Экологические рассказы, сказки, праздники», Москва 2002.
4. С. Н. Николаева «Юный эколог», Москва 2002.