Светлана Артемьева
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание правильного звука [с] изолированно, в слогах, словах, фразах.
Цели:1. Познакомить детей со звуком [с].
2. Показать артикуляцию звука [с].
3. Учить произносить звук [с] изолированно, в слогах, словах, фразах.
4. Развивать фонематический слух.
5. Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи.
Материал:зеркало, полоски бумаги, игрушки в названии которых есть звук [с].
Ход занятия.
Публикация «Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе,» размещена в разделах
1. Организационный момент (линия).-Ходьба по линии (под музыку).
-Дыхательные упражнения :а)"Заморозь ладошки" (вдох-выдохают холодный воздух 3 раза).
б)"Согрей ладошки" (вдох- на выдохе произносят "ха-ха-ха" 3 раза).
-Голосовые упражнения :
а)изобразить завывание зимнего ветра :
у-у-у-у-у. (громко, тихо).
б)распеваем гласные звуки :
ау,ау,аукаем
весну приаукиваем
-Упражнения с пальчиками :Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики)
Мы во двор пришли гулять. ("идут" по столу указательным и средним пальцами)
Бабу снежную лепили ("лепят" комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили ("крошат хлеб" всеми пальцами)
С горки мы потом катались (ведут указательным пальцем правой руки по ладони)
А ещё в снегу валялись. (кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли. (отряхивают ладошки)
Съели суп, и спать легли. (движения воображаемых ложек, руки под щёку)
2. Основная часть.
Дети садятся на пол в кружок.
а) Ребята, послушайте, что я вам расскажу. Однажды девочка Ира осталась одна дома. И вдруг она услушала :"кап-кап-кап". Девочка пошла на кухню и увидела, что из крана капает вода. Ира была аккуратной и знала, что воду нужно беречь. Девочка решила закрыть кран. Она повернула его, но вода полилась сильной струёй и с шумом :"с-с-с". Оказывается,Ира повернула кран не в ту сторону. Но ей песенка водички понравилась, и она стала играть - открывать и закрывать кран. Вода текла и пела :"с-с-с".
-А вам, ребята, приходилось слышать песенку водички (Да)
-А как она поёт? Давайте все вместе споём эту песенку!
-Не у всех ещё хорошо получается.
-Давайте научим наш язычок правильно произносить звук [с].(Воспитатель показывает артикуляцию и комментирует)
-Сначала нужно немножко улыбнуться. Вот так. Язычок становится тонким и широким. Кончик языка прижимается к нижним зубам. (показ перед зеркалом)
-Произнесите хором звук [c] (подгруппой, мальчики\девочки,индивидуально)
-Когда водичка течет небольшой струйкой, она негромко поёт песенку. Спойте (хором, индивидуально)
-Теперь водичка потекла сильной струёй и зашумела громче. Спойте (хором, индивидуально)
-И опять тихо, совсем тихо. и закрыли кран.
б) Ребята, а вы знаете,что когда язычок поёт песенку водички, получается ветерок. Давайте подставим ладошку к домику язычка и скажем, какой получается ветерок : тёплый или холодный. (Холодный)
-А теперь возьмём полоски бумаги и язычок подует на неё .
-Что происходит с бумагой (она зашевелилась)
(Дети произносят отрывисто звук [с] подгруппой и индивидуально выполняют упражнения с полосками бумаги.)
в) Шутки - чистоговорки.
-Вот наш язычок и научился произносить "с-с-с-с".
-А теперь чётко повторяйте за мной :
Са-са-са-вот летит оса.
Ас-ас-ас-мне купили квас.
Су-су-су-мы видели лису.
Иска-иска-иска-сидит на стуле киска.
(все вместе, затем подгруппой и индивидуально)
г) Физкультминутка " Снежок ".
Посмотри, как блестит (руки вверху качаются)
Под ногами хрустит (топают ногами)
Беленький снежок, (опускаются на корточки)
Лёгкий, как пушок (показывают как идёт снег)
Дует, дует ветерок (плавные движения руками -вправо и влево)
И летит, летит снежок (плавные движения - вверх и вниз)
Закружился, заблестел (кружаться)
Над поляной полетел. (руки вверх - вниз)
А потом на землю пал. (присесть)
До весны там пролежал. (обнять колени)
д)Упражнения на внимание (развитие фонематического слуха).
-Ребята, будьте очень внимательны. Я буду говорить разные слова. В некоторых из них слышится песенка водички. Как только вы услышите её, то хлопайте.
-Санки,салют, Света, Таня, сарафан, платье, слон, поросёнок, корова, солнышко, лупа.
-Молодцы!
е) Игра " Магазин" .
-На столе стоят разные игрушки, в названиях которых есть звук [c]:самолёт, лиса, слон, киска, сова. Игрушку продадут тому, кто расскажет стишок.
Получив игрушку, дети громко называют её индивидуально, хором и подгруппой.
3. Итог занятия.
-Занятие подошло к концу.
-Понравилось оно вам?
-А что особенно понравилось?
-С каким новым звуком вы познакомились?