Наталья Лаврова
НОД по звуковой культуре речи
▼ Скачать + Заказать документы
Лаврова Наталья Валентиновна
Воспитатель
МДОУ № 5 «Ромашка»
НОД звуковая культура речи в подготовительной к школе группе
Программное содержание. Учить различать звуки [ш]-[ж] на слух, понимать, чем они отличаются: при звуке [ж] голос «поет», а при звуке [ш] «спит». Уметь выделять звуки [ш] и [ж] из слова и не смешивать их; уметь находить место звука в слове (в начале, середине, конце). Упражнять детей в правильном произношении звуков [ш] и [ж] в словах и в фразовой речи.
Публикация «НОД по звуковой культуре речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Продолжать учить делить слова на слоги, называть первый, второй…. слог (игра «Купи игрушку»)
Продолжать учить детей составлять предложения из двух-трех слов называя первое,второе…. слово, графически изображать предложения(|__ __ __ .) .
В игре «Доскажи словечко» - умение подбирать слова по смыслу.
Материал: картинки с иллюстрациями предметов со звуками [ш] и [ж]; игрушки: мишка, мышка, петушок, флажок, жаба, машина, матрешка. Иллюстрации: птица на кормушке, фишки, карточки.
План
1. Игра «Прогулка в лес»
2. Артикуляционная гимнастика для языка
3. Игра «Найди место своей картинке»
4. Игра «Кто внимательный?»- место звука в слове (работа с карточками)
5. Физкультминутка
6. Скороговорки, потешки
7. Игра «Купи игрушку» - деление слов на слоги
8. Составление предложений по схеме
9. Пальчиковая игра
10. Игра «Доскажи словечко»
НОД
1. Ребята, сейчас мы пойдем в лес. Там постоим, отдохнем, послушаем, что делается в лесу. Пришли. В лесу тихо. Но вот налетел легкий ветерок, закачал деревья. Они зашумели: «ш-ш-ш». Как зашумели верхушки деревьев? («ш-ш-ш»). Пролетел ветерок и опять в лесу стало тихо. Слышите, как в высокой траве на поляне жужжат жуки «ж-ж-ж». Как жужжат жуки? («ж-ж-ж»). Отдохнули ребята в лесу и пошли домой. Сели за столы. Вспомните, как шумели деревья, жужжали жуки. Произносим звуки. Обращаю внимание на артикуляцию. При артикуляции : [ш]-произносится глухо, а [ж]-звонко. Прикладываем руку тыльной стороной к шее спереди. (Когда произносим звук [ш] голос «спит», а когда звук [ж] голос «звенит»).
Внимательно посмотрите и выполните задание. Если услышите звук [ж], то помашите руками, а если [ш], то поднимите руки вверх и покачайте ими, подражая деревьям на ветру.
2. Артикуляционная гимнастика для языка:
[ш] Произносим звук мы [ш];
Губы тянутся уже.
Их слегка мы округлили,
Зубы сблизить не забыли.
Широкий кончик языка
Вверх мы подняли пока.
Посредине языка
Есть воздушная река:
Теплый воздух создает,
Ну, а голос не звучит,
Потихоньку лишь шипит.
[ж] Произносим звук мы [ж]
Точно так, как звук [ш]
Только голос подключаем –
Звонкий [ж] мы получаем.
3. Игра «Найди место своей картинке»
Показываю картинку, где изображена шина. Как шипит воздух, когда выходит из шины? (ш-ш-ш). Правильно, эту картинку я повешу на одну доску. Затем, показываю картинку, где изображен жук, предлагаю вспомнить, как жук жужжит (ж-ж-ж). Правильно, эту картинку я повешу на другую доску. А теперь посмотрите, у каждого есть карточка, в названии которой есть звук [ш] или [ж]. Тот, кого я позову, подойдет к столу и покажет картинку, громко назовет, что изображено. Если в слове есть звук [ш], ее надо поставить на доску, где картинка «шина», а если звук [ж],где картинка «жук».
4. Игра «Кто внимательный?» - место звука [ш] в словах (работа с карточками и фишкой, (слова шуба, карандаш, машина, шкаф, шарф, шапка, шнурки)
Место звука [ж] в словах : ужи, снежинка, лыжи, жук, еж, ножницы, жаба, варежки (дети выполняют задание самостоятельно, я только смотрю и проверяю)
5. Физкультминутка. Петушок стоит на ножке
И клюет в саду горошки
(стоят на одной ноге, руками изображают, как петушок клюет)
-Ой, устала ножка,
Похожу немножко (ходьба на месте; то же другой ногой)
6. Скороговорки,потешки,загадки.
• Ша-ша-ша- моет мама малыша;
• Шу-шу-шу- я письмо пишу;
• Аш-аш-аш- у Вовы карандаш.
• Тише, мыши,кот на крыше;
• Нашей Маше дали манной каши.
• Не найду я ушки у нашей лягушки.
• Жа-жа-жа-есть иголки у ежа;
• Жу-жу-жу-молоко дадим ежу.
• У ежа ежата, у ужа ужата;
• Не живут ужи, где живут ежи.
• Лежит ежик у елки, у ежа иголки;
• Жук упал и встать не может,
ждет он,кто ему поможет.
• Вспомни песенку-смешинку
Подарю тебе снежинку
• Не портной, а всю жизнь с иголками ходит (ежик)
• Два кольца,два конца,посредине гвоздик (ножницы)
• Живет в норке, грызет корки.
Небольшие ножки,боится кошки (мышка)
• Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
И всего одна игрушка (матрешка)
7. Игра «Купи игрушку» - деление слов на слоги.
Даю задание- купить игрушку, в названии которой два слога. Объясняю, что покупая игрушку, надо четко произнести ее название, затем делить его на слоги (фла-жок, произносить отдельно каждый слог, определяя их количество. Проверяем правильность ответа. После того, как игрушки с двухсложными названиями куплены, предлагаю купить игрушки, в названии которых слышится три слога. Кто правильно выполняет задание, тому дается фишка. В конце занятия подсчитывается, у кого больше фишек, тот выиграл (умница).
8. Составляем предложение по картинке.
9. Пальчиковая игра «Дружба»
Дружат в нашей группе Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок
Девочки и мальчики
Мы с тобой подружим Ритмичное касание пальцев обеих рук.
Маленькие пальчики
Раз, два, три, четыре, пять Поочередное касание пальцев на обеих руках,
начиная с мизинца.
Начинай считать опять: Руки вниз, встряхнуть кистями.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать.
11. Игра «Доскажи словечко»
• В подполье, в каморке.
Живет она в норке
Серая малышка-
Кто же это? (мышка)
• Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, (карандаш)
• Сегодня всё ликует
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные (шары)
• Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно (шишек)
• Шубка – иголки,
Свернется он - колкий,
Рукой не возьмешь
Кто же это? (еж)
• Колюч, да не еж
Кто же это? (ёрш)
Подводим итог «У кого больше фишек?»