МААМ-картинки

НОД по звуковой культуре речи

Наталья Лаврова
НОД по звуковой культуре речи
▼ Скачать + Заказать документы

Лаврова Наталья Валентиновна

Воспитатель

МДОУ № 5 «Ромашка»

НОД звуковая культура речи в подготовительной к школе группе

Программное содержание. Учить различать звуки [ш]-[ж] на слух, понимать, чем они отличаются: при звуке [ж] голос «поет», а при звуке [ш] «спит». Уметь выделять звуки [ш] и [ж] из слова и не смешивать их; уметь находить место звука в слове (в начале, середине, конце). Упражнять детей в правильном произношении звуков [ш] и [ж] в словах и в фразовой речи.

Публикация «НОД по звуковой культуре речи» размещена в разделах

Продолжать учить делить слова на слоги, называть первый, второй…. слог (игра «Купи игрушку»)

Продолжать учить детей составлять предложения из двух-трех слов называя первое,второе…. слово, графически изображать предложения(|__ __ __ .) .

В игре «Доскажи словечко» - умение подбирать слова по смыслу.

Материал: картинки с иллюстрациями предметов со звуками [ш] и [ж]; игрушки: мишка, мышка, петушок, флажок, жаба, машина, матрешка. Иллюстрации: птица на кормушке, фишки, карточки.

План

1. Игра «Прогулка в лес»

2. Артикуляционная гимнастика для языка

3. Игра «Найди место своей картинке»

4. Игра «Кто внимательный?»- место звука в слове (работа с карточками)

5. Физкультминутка

6. Скороговорки, потешки

7. Игра «Купи игрушку» - деление слов на слоги

8. Составление предложений по схеме

9. Пальчиковая игра

10. Игра «Доскажи словечко»

НОД

1. Ребята, сейчас мы пойдем в лес. Там постоим, отдохнем, послушаем, что делается в лесу. Пришли. В лесу тихо. Но вот налетел легкий ветерок, закачал деревья. Они зашумели: «ш-ш-ш». Как зашумели верхушки деревьев? («ш-ш-ш»). Пролетел ветерок и опять в лесу стало тихо. Слышите, как в высокой траве на поляне жужжат жуки «ж-ж-ж». Как жужжат жуки? («ж-ж-ж»). Отдохнули ребята в лесу и пошли домой. Сели за столы. Вспомните, как шумели деревья, жужжали жуки. Произносим звуки. Обращаю внимание на артикуляцию. При артикуляции : [ш]-произносится глухо, а [ж]-звонко. Прикладываем руку тыльной стороной к шее спереди. (Когда произносим звук [ш] голос «спит», а когда звук [ж] голос «звенит»).

Внимательно посмотрите и выполните задание. Если услышите звук [ж], то помашите руками, а если [ш], то поднимите руки вверх и покачайте ими, подражая деревьям на ветру.

2. Артикуляционная гимнастика для языка:

[ш] Произносим звук мы [ш];

Губы тянутся уже.

Их слегка мы округлили,

Зубы сблизить не забыли.

Широкий кончик языка

Вверх мы подняли пока.

Посредине языка

Есть воздушная река:

Теплый воздух создает,

Ну, а голос не звучит,

Потихоньку лишь шипит.

[ж] Произносим звук мы [ж]

Точно так, как звук [ш]

Только голос подключаем –

Звонкий [ж] мы получаем.

3. Игра «Найди место своей картинке»

Показываю картинку, где изображена шина. Как шипит воздух, когда выходит из шины? (ш-ш-ш). Правильно, эту картинку я повешу на одну доску. Затем, показываю картинку, где изображен жук, предлагаю вспомнить, как жук жужжит (ж-ж-ж). Правильно, эту картинку я повешу на другую доску. А теперь посмотрите, у каждого есть карточка, в названии которой есть звук [ш] или [ж]. Тот, кого я позову, подойдет к столу и покажет картинку, громко назовет, что изображено. Если в слове есть звук [ш], ее надо поставить на доску, где картинка «шина», а если звук [ж],где картинка «жук».

4. Игра «Кто внимательный?» - место звука [ш] в словах (работа с карточками и фишкой, (слова шуба, карандаш, машина, шкаф, шарф, шапка, шнурки)

Место звука [ж] в словах : ужи, снежинка, лыжи, жук, еж, ножницы, жаба, варежки (дети выполняют задание самостоятельно, я только смотрю и проверяю)

5. Физкультминутка. Петушок стоит на ножке

И клюет в саду горошки

(стоят на одной ноге, руками изображают, как петушок клюет)

-Ой, устала ножка,

Похожу немножко (ходьба на месте; то же другой ногой)

6. Скороговорки,потешки,загадки.

• Ша-ша-ша- моет мама малыша;

• Шу-шу-шу- я письмо пишу;

• Аш-аш-аш- у Вовы карандаш.

• Тише, мыши,кот на крыше;

• Нашей Маше дали манной каши.

• Не найду я ушки у нашей лягушки.

• Жа-жа-жа-есть иголки у ежа;

• Жу-жу-жу-молоко дадим ежу.

• У ежа ежата, у ужа ужата;

• Не живут ужи, где живут ежи.

• Лежит ежик у елки, у ежа иголки;

• Жук упал и встать не может,

ждет он,кто ему поможет.

• Вспомни песенку-смешинку

Подарю тебе снежинку

• Не портной, а всю жизнь с иголками ходит (ежик)

• Два кольца,два конца,посредине гвоздик (ножницы)

• Живет в норке, грызет корки.

Небольшие ножки,боится кошки (мышка)

• Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

И всего одна игрушка (матрешка)

7. Игра «Купи игрушку» - деление слов на слоги.

Даю задание- купить игрушку, в названии которой два слога. Объясняю, что покупая игрушку, надо четко произнести ее название, затем делить его на слоги (фла-жок, произносить отдельно каждый слог, определяя их количество. Проверяем правильность ответа. После того, как игрушки с двухсложными названиями куплены, предлагаю купить игрушки, в названии которых слышится три слога. Кто правильно выполняет задание, тому дается фишка. В конце занятия подсчитывается, у кого больше фишек, тот выиграл (умница).

8. Составляем предложение по картинке.

9. Пальчиковая игра «Дружба»

Дружат в нашей группе Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок

Девочки и мальчики

Мы с тобой подружим Ритмичное касание пальцев обеих рук.

Маленькие пальчики

Раз, два, три, четыре, пять Поочередное касание пальцев на обеих руках,

начиная с мизинца.

Начинай считать опять: Руки вниз, встряхнуть кистями.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать.

11. Игра «Доскажи словечко»

• В подполье, в каморке.

Живет она в норке

Серая малышка-

Кто же это? (мышка)

• Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно, (карандаш)

• Сегодня всё ликует

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные (шары)

• Если мы растем на ели,

Мы на месте, мы при деле.

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно (шишек)

• Шубка – иголки,

Свернется он - колкий,

Рукой не возьмешь

Кто же это? (еж)

• Колюч, да не еж

Кто же это? (ёрш)

Подводим итог «У кого больше фишек?»

Публикации по теме:

«Дует ветер». Музыкально-дидактическое пособие для развития звуковысотного слуха«Дует ветер». Музыкально-дидактическое пособие для развития звуковысотного слуха Дует ветер (музыкально-дидактическое пособие для развития звуковысотного слуха) Задачи : - развивать звуковысотный слух, - учить детей петь.

План работы по формированию навыков фонематического анализа, синтеза и представлений у дошкольников в старшей группе ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ в старшей группе (1-й год обучения).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по звуковой культуре речи
Опубликовано: 4 декабря 2014 в 16:23
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД по звуковой культуре речи» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Лаврова (УИ 281943) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД