Марина Лапина
План работы по формированию навыков фонематического анализа, синтеза и представлений у дошкольников в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
в старшей группе (1-й год обучения)
I период обучения (октябрь, ноябрь, декабрь)
№
Тема занятия
Лексическая тема
Навыки звукового анализа и синтеза Игры и упр. для развития фонематического анализа, синтеза и представлений.
1.
Неречевые и речевые звуки.
Публикация «План работы по формированию навыков фонематического анализа, синтеза и представлений у дошкольников в старшей группе» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Овощи - развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале неречевых звуков;
- познакомить с понятием «звук»;
- уточнить название и назначение органов артикуляционного аппарата;
- игра «Молчанка»;
- «Разные звуки»;
- «Сказка о веселом язычке»;
2.
Слова и звуки. Предложение
Овощи - знакомство с понятием «слово»;
- дать знание, что слов много;
- подвести к пониманию того, что мысли выражаются словами, а слова связаны в предложения;
- дифференциация понятий «слово» и «предложение»; - «Сказка о Звуковом городе»;
- «Путешествие в лес»;
- «Живые звуки»;
- «Подружите слова»;
- «Что я сейчас назову слово/предложение?»;
- длинные и короткие слова (лук, помидоры, репа, картофель)
3.
Звук и буква А
Гласные звуки
Фрукты
- уточнение артикуляции звука [а];
- выделение звука [а] среди других звуков; в слогах; в словах;
- выделение звука [а] в начале слова;
- подбор слов с гласным [а] в начале слова; - Сказка о звуке [а];
- «Поймай звук [а]» : а) среди других звуков;
б) в слогах; в) в словах;
- назови фрукты со [а] в начале слова (арбуз, ананас, апельсин, абрикос);
- игра «Бусы»;
4.
Звук и буква А
Фрукты
- выделение звука [а] из потока речи;
- выделение звука [а] в начале слова;
- подбор слов с гласным [а] в начале слова;
- «Поймай звук [а]» : а) среди других звуков;
б) в слогах; в) в словах;
- отгадай загадки;
- «Назови лишнее слово»;
- «Найди картинки»;
- «Запомни слова»;
5.
Звук и буква У
Овощи-фрукты - уточнение артикуляции звука [у];
- выделение звука [у] среди других звуков; в слогах; в словах;
-определение места звука [у] в слове (начало слова);
- подбор слов с гласным [у] в начале слова;
- Сказка о звуке [у];
- «Поймай звук [у]» : а) среди других звуков;
б) в слогах; в) в словах;
- отгадай загадки;
- выбери картинки;
6.
Звук и буква У Звуки [А] - [У]
Овощи-фрукты - выделение заданного звука из потока речи;
- учить различать звуки [о] - [у] по артикуляции и на слух;
- выделение и определение первого звука в слова;
- анализ звуковых сочетаний АУ, УА;
- «Угадай по артикуляции»;
- «Поймай звук [у]»;
- «Подарки для Аиста и Улитки»;
- «Назови лишнее слово»;
- «Назови конфету»;
7.
Звук и буква О
Осень
- уточнение артикуляции звука [о];
- выделение звука [о] среди других звуков; в слогах; в словах;
-определение места звука [о] в слове (начало слова);
- подбор слов с гласным [о] в начале слова;
- Сказка о звуке [о];
- «Поймай звук [о]» : а) среди других звуков;
б) в слогах; в) в словах;
- «Назови одним словом» ;
- выбери картинки;
8.
Звук и буква О
Звуки [О] - [У]
Осень
- учить различать звуки [о] - [у] по артикуляции и на слух;
- выделение заданного звука из потока речи;
- подбор слов с заданным гласным;
- анализ звуковых сочетаний АУ, УА; - «Угадай по артикуляции»;
- найди картинки;
- запомни слова со звуком [о];
- «Подарки для Оли и Ули»;
- «Назови лишнее слово»;
- «Назови конфету»
9.
Звук и буква И
Деревья - уточнение артикуляции звука [и];
- выделение звука [и] среди других звуков; в слогах; в словах;
- подбор слов с гласным [и] в начале слова;
-определение места звука [и] в слове (начало и конец слова);
- анализ звуковых сочетаний ИА, УИ;
- Сказка о звуке [и];
- «Поймай звук [и]» : а) среди других звуков;
б) в слогах; в) в словах;
- отгадай загадки;
- «Найди картинки»;
- «Кто больше?»;
10.
Звук и буква Ы
Перелетные птицы - уточнение артикуляции звука [ы];
- выделение звука [ы] среди других звуков; в слогах; в словах;
-определение места звука [ы] в слове (конец и середина слова); - Сказка о звуке [ы];
- «Поймай звук [ы]» : а) среди других звуков;
б) в слогах; в) в словах;
- «Найди картинки»;
- «Измени слово»;
11.
Звук и буква Э.
Дикие животные
- уточнение артикуляции звука [э];
- выделение звука [э] среди других звуков; в слогах; в словах;
- определение места звука [э] в слове;
- определение места [э] в слове; - Сказка о звуке [э];
- «Поймай звук [э]» : а) среди других звуков;
б) в слогах; в) в словах;
- найди картинки;
- «Запомни и повтори звуки, как я»;
- «Назови лишнее слово»;
12.
Гласные «А», «У», «О», «И», «Ы», «Э»
Дикие животные - учить различать гласные звуки по артикуляции и на слух;
- выделение в словах первого и последнего гласного звуков;
- анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков ЫО, ЭУ; - «Угадай по артикуляции»;
- «Запомни и повтори»;
- «Цепочка»;
- «Разложи картинки»;
- «Подними символ звука, соответствующий первому (последнему) звуку в слове»;
13.
Звук и буква М
Согласные звуки
Дикие животные готовятся к зиме - уточнение артикуляции звука [м];
- познакомить с понятием «согласный» звук;
- выделение звука [м] среди других звуков; в слогах; в словах;
- определение места [м] в словах (начало и конец слова);
- анализ и синтез слогов УМ, МУ; - «Поймай звук [м]» : а) среди других звуков;
б) в слогах; в) в словах;
- «Повтори, как я»;
- отгадай загадки;
- «Назовите слово, начинающееся на ма-»;
- «Чудесный мешочек»;
- «Расшифруй название конфеты»
14.
Звуки [М] - [М’] Твердые и мягкие звуки.
Посуда
- познакомить с понятиями «твердый» и «мягкий» согласный;
- дифференцировать твердые и мягкие звуки на слух и в произношении;
- подбор слов со звуком [м’] в начале слова;
- анализ и синтез слов ИМ, МИ; - «Поймай звук [м’]»;
- «Повтори, как я»;
- «Подними сигнальчик»;
- «Замени звук»;
- «Назови слова»;
- «Разложи картинки Маше и Миле»;
-Назови посуду со [м’] в начале слова - «миска»;
15.
Звук и буква Н
Продукты - уточнение артикуляции звука [н];
- выделение звука [н] среди других звуков; в слогах; в словах;
- определение места [н] в словах (начало и конец слова);
- анализ и синтез слов ОН, НО; - «Поймай звук [н]» : а) среди других звуков;
б) в слогах; в) в словах;
- «Повтори, как я»;
- «Назовите слово, начинающееся на но-»;
- «Звуковая картинка»;
- «Найди место звука в слове»;
16.
Звуки [Н] - [Н’]
Продукты
- дифференцировать твердые и мягкие звуки на слух и в произношении;
- подбор слов со звуком [н’] в начале слова;
- анализ и синтез слов НИ, НА; - «Поймай звук [н’]»;
- «Повтори, как я»;
- «Добавь звук [н’]. Назови новое слово»;
- «Подними сигнальчик»;
- «Разложи картинки Нате и Нине»;
17.
Звук и буква П
Мебель
- уточнение артикуляции звука [п];
- выделение звука [п] среди других звуков; в слогах; в словах;
- определение места [п] в словах (начало и конец слова);
- анализ и синтез слогов АП, ПА;
- «Поймай звук [п]» : а) среди других звуков;
б) в слогах; в) в словах;
- отгадай загадки;
- «Закончи слово»;
- «Найди картинки со звуком [п] в конце (начале) слова»;
18.
Звуки [П] - [П’]
Мебель - дифференцировать твердые и мягкие звуки на слух и в произношении;
- подбор слов со звуком [м’] в начале слова;
- анализ и синтез звукового сочетания ПИ; - «Поймай звук [п’]»;
- «Сложи звуки»;
- «Прошагай слова» (по лексической теме);
- «Разложи картинки Паше и Пете»;
19.
Звук и буква Т
Зима - уточнение артикуляции звука [т];
- выделение звука [п] среди других звуков; в слогах; в словах;
- определение места [п] в словах (начало и конец слова);
- анализ и синтез слова ТЫ; - «Поймай звук [т]» : а) среди других звуков;
б) в слогах; в) в словах;
- «Добавь звук [т]. Назови слово»;
- «Назови первый согласный звук в слове»;
- «Закончи слово, добавив часть ТЫ. Назови новое слово»
20.
Звуки [Т] - [Т’]
Зима
- дифференцировать твердые и мягкие звуки на слух и в произношении;
- подбор слов со звуком [т’] в начале слова;
- анализ и синтез звукового сочетания ТИ; - «Поймай звук [т’]»;
- «Закончи слово, добавив часть ТИ (ТЯ)»;
- «Кто самый внимательный?»;
- «Скажи наоборот»;
- «Замени звук [т’] на [т]»;
21.
Звук и буква С
Новогодний праздник Игрушки - уточнение артикуляции звука [с];
- выделение звука [с] среди других звуков; в слогах; в словах;
- определение места [с] в словах (начало и конец слова);
- анализ и синтез слова УСЫ; - «Поймай звук [с]» : а) среди других звуков;
б) в слогах; в) в словах;
- «Назови слово, начинающееся на са-»;
- «Звуковая картинка»;
- «Добавь звук [с] в начало слова»;
- отгадай загадки;
22.
Звук [С’]
Новогодний праздник Игрушки - дифференцировать твердые и мягкие звуки на слух и в произношении;
- подбор слов со звуком [с’] в начале слова;
- анализ и синтез звукового сочетания СИ; - «Поймай звук [с’]» : а) среди других звуков;
б) в слогах; в) в словах;
- «Измени слово», «Большой – маленький»;
- «Укрась ёлку словами со звуком [с]»;
- «Веселый поезд»;
23.
Звуки [С] - [С’]
Новогодний праздник Игрушки
- дифференцировать твердые и мягкие звуки на слух и в произношении;
- подбор слов со звуком [с’] в начале слова;
- «Проведи дорожку нужного цвета»;
- «Назови лишнее слово»;
- «Замени первый звук на звук [с]»;
- Логопедическое лото «Твердый – мягкий»;
II период обучения (январь, февраль, март)
№
Тема занятия
Лексическая тема
Навыки звукового анализа и синтеза Игры и упр. для развития фонематического анализа, синтеза и представлений.
24.
Звуки [К], [К’] Буква К
Зимующие птицы
- уточнение артикуляции звука [к];
- выделение звука [к] среди других звуков; в слогах; в словах;
- определение места [к] в словах (начало, середина и конец слова);
- дифференцировать твердые и мягкие звуки на слух и в произношении;
- анализ и синтез слов КОТ; КИТ - «Поймай звук [к]» : а) среди других звуков;
б) в слогах; в) в словах;
- отгадай загадки;
- «Назови слово, начинающееся на ку-»;
- «Звуковая картинка»;
- «Повтори, как я»;
- «Подними сигнальчик»;
- «Найди лишнее слово»;
- «Разложи картинки Кате и Кире»;
25.
Звуки [Х], [Х’] Буква Х
Домашние животные - уточнение артикуляции звука [х];
- выделение звука [х] среди других звуков; в слогах; в словах;
- определение места [х] в словах (начало, конец, середина слова);
- дифференцировать твердые и мягкие звуки на слух и в произношении;
- анализ междометий ОХ, АХ, УХ;
- Назовите части тела животных, в названии которых есть звук [х] (ухо, хвост);
- отгадай загадки;
- «Звуковая картинка»;
- «Закончи слово, добавив [х]. Назови слово»
- «Собери слово из звуков»;
- «Подними сигнальчик»;
26.
Звуки [К] - [Х]
Домашние животные
- дифференцировать звуки [к] - [х] на слух и в произношении;
- подбирать слова с заданным звуком в начале, конце и середине слова;
- преобразование слов путем изменения одного звука; - «Назови лишнее слово»;
- «Назови гласные в слове» (гусь, кот, бык, конь, утка); - «Назовите дом. животных, в названии которых [к] в конце слова»(индюк, бык); в начале слова - коза,, кролик, корова, конь кошка; в середине слова - собака, утка;
- «Замени звук [к] - [х]»;
27.
Звуки [Г], [Г’] Буква Г
Одежда - уточнение артикуляции звука [г];
- выделение звука [г] среди других звуков; в слогах; в словах;
- определение места [г] в словах (начало и середина слова);
- дифференцировать твердые и мягкие звуки на слух и в произношении;
- анализ и синтез слова ГУСИ; - «Поймай звук [г]» : а) среди других звуков;
б) в слогах; в) в словах;
- отгадай загадки;
- «Назови слово, начинающееся на га-»;
- «Скажи наоборот»;
- «Подними сигнальчик»;
- «Найди лишнее слово»;
- «Разложи картинки Гале и Гене»;
28.
Звуки [К]-[Х]-[Г]
Звонкие и глухие согласные
Одежда
- дать понятия «звонкий» и «глухой» согласный;
- дифференцировать звуки [к]-[х]-[г] на слух и в произношении;
- развивать фонематический синтез;
- познакомить с ребусами;
- учить разгадывать ребусы путем добавление буквы к названию картинки;
- «Повтори как я»;
- «Разложи картинки»;
- Поднимите соответствующую букву;
- «Собери слово из первых звуков» (по картинкам);
- Отгадывание ребусов (добавление буквы к названию картинки);
- «Поезд»(разложи картинки по кол-ву слогов)