Приложение МААМ

План работы по формированию навыков фонематического анализа, синтеза и представлений у дошкольников в старшей группе

Марина Лапина
План работы по формированию навыков фонематического анализа, синтеза и представлений у дошкольников в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

в старшей группе (1-й год обучения)

I период обучения (октябрь, ноябрь, декабрь)

Тема занятия

Лексическая тема

Навыки звукового анализа и синтеза Игры и упр. для развития фонематического анализа, синтеза и представлений.

1.

Неречевые и речевые звуки.

Публикация «План работы по формированию навыков фонематического анализа, синтеза и представлений у дошкольников в старшей группе» размещена в разделах

Овощи - развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале неречевых звуков;

- познакомить с понятием «звук»;

- уточнить название и назначение органов артикуляционного аппарата;

- игра «Молчанка»;

- «Разные звуки»;

- «Сказка о веселом язычке»;

2.

Слова и звуки. Предложение

Овощи - знакомство с понятием «слово»;

- дать знание, что слов много;

- подвести к пониманию того, что мысли выражаются словами, а слова связаны в предложения;

- дифференциация понятий «слово» и «предложение»; - «Сказка о Звуковом городе»;

- «Путешествие в лес»;

- «Живые звуки»;

- «Подружите слова»;

- «Что я сейчас назову слово/предложение;

- длинные и короткие слова (лук, помидоры, репа, картофель)

3.

Звук и буква А

Гласные звуки

Фрукты

- уточнение артикуляции звука [а];

- выделение звука [а] среди других звуков; в слогах; в словах;

- выделение звука [а] в начале слова;

- подбор слов с гласным [а] в начале слова; - Сказка о звуке [а];

- «Поймай звук [а]» : а) среди других звуков;

б) в слогах; в) в словах;

- назови фрукты со [а] в начале слова (арбуз, ананас, апельсин, абрикос);

- игра «Бусы»;

4.

Звук и буква А

Фрукты

- выделение звука [а] из потока речи;

- выделение звука [а] в начале слова;

- подбор слов с гласным [а] в начале слова;

- «Поймай звук [а]» : а) среди других звуков;

б) в слогах; в) в словах;

- отгадай загадки;

- «Назови лишнее слово»;

- «Найди картинки»;

- «Запомни слова»;

5.

Звук и буква У

Овощи-фрукты - уточнение артикуляции звука [у];

- выделение звука [у] среди других звуков; в слогах; в словах;

-определение места звука [у] в слове (начало слова);

- подбор слов с гласным [у] в начале слова;

- Сказка о звуке [у];

- «Поймай звук [у]» : а) среди других звуков;

б) в слогах; в) в словах;

- отгадай загадки;

- выбери картинки;

6.

Звук и буква У Звуки [А] - [У]

Овощи-фрукты - выделение заданного звука из потока речи;

- учить различать звуки [о] - [у] по артикуляции и на слух;

- выделение и определение первого звука в слова;

- анализ звуковых сочетаний АУ, УА;

- «Угадай по артикуляции»;

- «Поймай звук [у]»;

- «Подарки для Аиста и Улитки»;

- «Назови лишнее слово»;

- «Назови конфету»;

7.

Звук и буква О

Осень

- уточнение артикуляции звука [о];

- выделение звука [о] среди других звуков; в слогах; в словах;

-определение места звука [о] в слове (начало слова);

- подбор слов с гласным [о] в начале слова;

- Сказка о звуке [о];

- «Поймай звук [о]» : а) среди других звуков;

б) в слогах; в) в словах;

- «Назови одним словом» ;

- выбери картинки;

8.

Звук и буква О

Звуки [О] - [У]

Осень

- учить различать звуки [о] - [у] по артикуляции и на слух;

- выделение заданного звука из потока речи;

- подбор слов с заданным гласным;

- анализ звуковых сочетаний АУ, УА; - «Угадай по артикуляции»;

- найди картинки;

- запомни слова со звуком [о];

- «Подарки для Оли и Ули»;

- «Назови лишнее слово»;

- «Назови конфету»

9.

Звук и буква И

Деревья - уточнение артикуляции звука [и];

- выделение звука [и] среди других звуков; в слогах; в словах;

- подбор слов с гласным [и] в начале слова;

-определение места звука [и] в слове (начало и конец слова);

- анализ звуковых сочетаний ИА, УИ;

- Сказка о звуке [и];

- «Поймай звук [и]» : а) среди других звуков;

б) в слогах; в) в словах;

- отгадай загадки;

- «Найди картинки»;

- «Кто больше?»;

10.

Звук и буква Ы

Перелетные птицы - уточнение артикуляции звука [ы];

- выделение звука [ы] среди других звуков; в слогах; в словах;

-определение места звука [ы] в слове (конец и середина слова); - Сказка о звуке [ы];

- «Поймай звук [ы]» : а) среди других звуков;

б) в слогах; в) в словах;

- «Найди картинки»;

- «Измени слово»;

11.

Звук и буква Э.

Дикие животные

- уточнение артикуляции звука [э];

- выделение звука [э] среди других звуков; в слогах; в словах;

- определение места звука [э] в слове;

- определение места [э] в слове; - Сказка о звуке [э];

- «Поймай звук [э]» : а) среди других звуков;

б) в слогах; в) в словах;

- найди картинки;

- «Запомни и повтори звуки, как я»;

- «Назови лишнее слово»;

12.

Гласные «А», «У», «О», «И», «Ы», «Э»

Дикие животные - учить различать гласные звуки по артикуляции и на слух;

- выделение в словах первого и последнего гласного звуков;

- анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков ЫО, ЭУ; - «Угадай по артикуляции»;

- «Запомни и повтори»;

- «Цепочка»;

- «Разложи картинки»;

- «Подними символ звука, соответствующий первому (последнему) звуку в слове»;

13.

Звук и буква М

Согласные звуки

Дикие животные готовятся к зиме - уточнение артикуляции звука [м];

- познакомить с понятием «согласный» звук;

- выделение звука [м] среди других звуков; в слогах; в словах;

- определение места [м] в словах (начало и конец слова);

- анализ и синтез слогов УМ, МУ; - «Поймай звук [м]» : а) среди других звуков;

б) в слогах; в) в словах;

- «Повтори, как я»;

- отгадай загадки;

- «Назовите слово, начинающееся на ма-»;

- «Чудесный мешочек»;

- «Расшифруй название конфеты»

14.

Звуки [М] - [М’] Твердые и мягкие звуки.

Посуда

- познакомить с понятиями «твердый» и «мягкий» согласный;

- дифференцировать твердые и мягкие звуки на слух и в произношении;

- подбор слов со звуком [м’] в начале слова;

- анализ и синтез слов ИМ, МИ; - «Поймай звук [м’]»;

- «Повтори, как я»;

- «Подними сигнальчик»;

- «Замени звук»;

- «Назови слова»;

- «Разложи картинки Маше и Миле»;

-Назови посуду со [м’] в начале слова - «миска»;

15.

Звук и буква Н

Продукты - уточнение артикуляции звука [н];

- выделение звука [н] среди других звуков; в слогах; в словах;

- определение места [н] в словах (начало и конец слова);

- анализ и синтез слов ОН, НО; - «Поймай звук [н]» : а) среди других звуков;

б) в слогах; в) в словах;

- «Повтори, как я»;

- «Назовите слово, начинающееся на но-»;

- «Звуковая картинка»;

- «Найди место звука в слове»;

16.

Звуки [Н] - [Н’]

Продукты

- дифференцировать твердые и мягкие звуки на слух и в произношении;

- подбор слов со звуком [н’] в начале слова;

- анализ и синтез слов НИ, НА; - «Поймай звук [н’]»;

- «Повтори, как я»;

- «Добавь звук [н’]. Назови новое слово»;

- «Подними сигнальчик»;

- «Разложи картинки Нате и Нине»;

17.

Звук и буква П

Мебель

- уточнение артикуляции звука [п];

- выделение звука [п] среди других звуков; в слогах; в словах;

- определение места [п] в словах (начало и конец слова);

- анализ и синтез слогов АП, ПА;

- «Поймай звук [п]» : а) среди других звуков;

б) в слогах; в) в словах;

- отгадай загадки;

- «Закончи слово»;

- «Найди картинки со звуком [п] в конце (начале) слова»;

18.

Звуки [П] - [П’]

Мебель - дифференцировать твердые и мягкие звуки на слух и в произношении;

- подбор слов со звуком [м’] в начале слова;

- анализ и синтез звукового сочетания ПИ; - «Поймай звук [п’]»;

- «Сложи звуки»;

- «Прошагай слова» (по лексической теме);

- «Разложи картинки Паше и Пете»;

19.

Звук и буква Т

Зима - уточнение артикуляции звука [т];

- выделение звука [п] среди других звуков; в слогах; в словах;

- определение места [п] в словах (начало и конец слова);

- анализ и синтез слова ТЫ; - «Поймай звук [т]» : а) среди других звуков;

б) в слогах; в) в словах;

- «Добавь звук [т]. Назови слово»;

- «Назови первый согласный звук в слове»;

- «Закончи слово, добавив часть ТЫ. Назови новое слово»

20.

Звуки [Т] - [Т’]

Зима

- дифференцировать твердые и мягкие звуки на слух и в произношении;

- подбор слов со звуком [т’] в начале слова;

- анализ и синтез звукового сочетания ТИ; - «Поймай звук [т’]»;

- «Закончи слово, добавив часть ТИ (ТЯ)»;

- «Кто самый внимательный?»;

- «Скажи наоборот»;

- «Замени звук [т’] на [т]»;

21.

Звук и буква С

Новогодний праздник Игрушки - уточнение артикуляции звука [с];

- выделение звука [с] среди других звуков; в слогах; в словах;

- определение места [с] в словах (начало и конец слова);

- анализ и синтез слова УСЫ; - «Поймай звук [с]» : а) среди других звуков;

б) в слогах; в) в словах;

- «Назови слово, начинающееся на са-»;

- «Звуковая картинка»;

- «Добавь звук [с] в начало слова»;

- отгадай загадки;

22.

Звук [С’]

Новогодний праздник Игрушки - дифференцировать твердые и мягкие звуки на слух и в произношении;

- подбор слов со звуком [с’] в начале слова;

- анализ и синтез звукового сочетания СИ; - «Поймай звук [с’]» : а) среди других звуков;

б) в слогах; в) в словах;

- «Измени слово», «Большой – маленький»;

- «Укрась ёлку словами со звуком [с]»;

- «Веселый поезд»;

23.

Звуки [С] - [С’]

Новогодний праздник Игрушки

- дифференцировать твердые и мягкие звуки на слух и в произношении;

- подбор слов со звуком [с’] в начале слова;

- «Проведи дорожку нужного цвета»;

- «Назови лишнее слово»;

- «Замени первый звук на звук [с]»;

- Логопедическое лото «Твердый – мягкий»;

II период обучения (январь, февраль, март)

Тема занятия

Лексическая тема

Навыки звукового анализа и синтеза Игры и упр. для развития фонематического анализа, синтеза и представлений.

24.

Звуки [К], [К’] Буква К

Зимующие птицы

- уточнение артикуляции звука [к];

- выделение звука [к] среди других звуков; в слогах; в словах;

- определение места [к] в словах (начало, середина и конец слова);

- дифференцировать твердые и мягкие звуки на слух и в произношении;

- анализ и синтез слов КОТ; КИТ - «Поймай звук [к]» : а) среди других звуков;

б) в слогах; в) в словах;

- отгадай загадки;

- «Назови слово, начинающееся на ку-»;

- «Звуковая картинка»;

- «Повтори, как я»;

- «Подними сигнальчик»;

- «Найди лишнее слово»;

- «Разложи картинки Кате и Кире»;

25.

Звуки [Х], [Х’] Буква Х

Домашние животные - уточнение артикуляции звука [х];

- выделение звука [х] среди других звуков; в слогах; в словах;

- определение места [х] в словах (начало, конец, середина слова);

- дифференцировать твердые и мягкие звуки на слух и в произношении;

- анализ междометий ОХ, АХ, УХ;

- Назовите части тела животных, в названии которых есть звук [х] (ухо, хвост);

- отгадай загадки;

- «Звуковая картинка»;

- «Закончи слово, добавив [х]. Назови слово»

- «Собери слово из звуков»;

- «Подними сигнальчик»;

26.

Звуки [К] - [Х]

Домашние животные

- дифференцировать звуки [к] - [х] на слух и в произношении;

- подбирать слова с заданным звуком в начале, конце и середине слова;

- преобразование слов путем изменения одного звука; - «Назови лишнее слово»;

- «Назови гласные в слове» (гусь, кот, бык, конь, утка); - «Назовите дом. животных, в названии которых [к] в конце слова»(индюк, бык); в начале слова - коза,, кролик, корова, конь кошка; в середине слова - собака, утка;

- «Замени звук [к] - [х]»;

27.

Звуки [Г], [Г’] Буква Г

Одежда - уточнение артикуляции звука [г];

- выделение звука [г] среди других звуков; в слогах; в словах;

- определение места [г] в словах (начало и середина слова);

- дифференцировать твердые и мягкие звуки на слух и в произношении;

- анализ и синтез слова ГУСИ; - «Поймай звук [г]» : а) среди других звуков;

б) в слогах; в) в словах;

- отгадай загадки;

- «Назови слово, начинающееся на га-»;

- «Скажи наоборот»;

- «Подними сигнальчик»;

- «Найди лишнее слово»;

- «Разложи картинки Гале и Гене»;

28.

Звуки [К]-[Х]-[Г]

Звонкие и глухие согласные

Одежда

- дать понятия «звонкий» и «глухой» согласный;

- дифференцировать звуки [к]-[х]-[г] на слух и в произношении;

- развивать фонематический синтез;

- познакомить с ребусами;

- учить разгадывать ребусы путем добавление буквы к названию картинки;

- «Повтори как я»;

- «Разложи картинки»;

- Поднимите соответствующую букву;

- «Собери слово из первых звуков» (по картинкам);

- Отгадывание ребусов (добавление буквы к названию картинки);

- «Поезд»(разложи картинки по кол-ву слогов)

Публикации по теме:

Игры на формирование звуко-буквенного анализа Одним из основных условий овладения ребёнком письмом и чтением является достаточно сформированный уровень фонематического восприятия и навыков.

Презентация опыта работы по коррекции ФФН рЕчи у детей с ОНР. Актуальность выбранной темы. Оснащение ДОУ современным оборудованием. Коррекция фонетико-фонематического слуха у детей с ОНР. Развитие фонематических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План работы по формированию навыков фонематического анализа, синтеза и представлений у дошкольников в старшей группе
Опубликовано: 1 июня 2014 в 20:42
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План работы по формированию навыков фонематического анализа, синтеза и представлений у дошкольников в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Марина Лапина (УИ 169723) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД