Конспект занятия «Посиделки в русской избе»

Юля Мирошникова
Конспект занятия «Посиделки в русской избе»

Конспект занятия «Посиделки в русской избе»

автор: воспитатель Чернышёва Анна Васильевна

Цель: Формировать элементарные представления о быте и традициях русского народа.

Задачи:

Познакомить детей с традициями русского народарусскрй избой.

Учить узнавать предметы домашнего обихода крестьян,обогащать словарный запас детей.

Развивать интерес детей к русским народным играм, пословицам, поговоркам,забавам.

Развивать внимание, память, мышление, воображение, восприятие детей, мелкую моторику, речь.

Продолжать знакомство с декоративно-прикладным искусством.

Развивать связную монологическую речь через устное народное творчество;

Воспитывать интерес и уважение к традициям и обычаям русского народа, истокам русской культуры, к русскому фольклору.

Оборудование: “Русская изба” с предметами быта, клубочки, деревянные ложки, русские народные костюмы, «каравай»,баранки, пряники, чашки, блюдца.

Ход занятия.

Выход под русскую народную песню «КОРОБЕЙНИКИ»

Воспитатель (хозяюшка) одетая в русский сарафан, встречает детей: (звучит русская народная мелодия) .

- Здравствуйте, гости дорогие! Гости званные и желанные! Хорошим гостям и хозяюшка рада!

Хозяйка: Давным-давно до нас дошли добрые сказки, хитрые загадки, веселые игры, шутливые потешки, пословицы, скороговорки, все это придумал народ и называется это – «Фольклор» - народная мудрость. В старину был такой обычай у русских людей: как заканчивались полевые работы,-собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали- вечерами собирались люди в избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки – прибаутки и конечно же работали: пряли, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались – посиделками.

Ребенок:

Поклонимся вам до земли.

Оставьте мысли грустные.

Мы приглашаем всех гостей,

На посиделки русские.

Хозяюшка:

И потому принять изволь,

Тот, кто пришел на посиделки,

Из этой праздничной тарелки

Из наших рук и хлеб, и соль.

(Дает ребенку каравай)

Ребятушки, а где же мы с вами находимся? А давайте проверим правильно ли вы думаете? Я загадаю вам загадку, и если вы ответите правильно, то вот это волшебное окошко (проектор) покажет нам ответ. Согласны?

Стоит жилище,

Деревянные бочища

Внутри печь да дрова

Это русская (изба) (слайд2)

Какие молодцы! Правильно ответили

Сейчас я вам загадаю загадки о предметах быта, а вы постарайтесь их угадать.

Книзу узок, верх широк,

Не кастрюля … (чугунок)

- Покажите мне, пожалуйста, а где в нашей избе чугунок стоит. (дети показывают). Расскажите мне о нем

2-й ребенок: Чугунок – это посуда, в которой варили щи и кашу, картошку, парили репу. Еда, приготовленная в чугунке в русской печи была очень вкусная.

В: А вот и следующая загадка

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдаёт,

А сам на отдых идёт. (ухват)

- А давайте посмотрим, где у нас ухват в избе? (дети показывают)

Подскажите мне, что такое ухват и для чего служил он?

3-й ребенок: Ухват – это палка с надетой на нее металлической рогаткой. Он был нужен для перемещения чугунков в печи.

Хозяюшка: Затем чугунок с пищей ставили на стол и все кушали приготовленную еду.

В: Послушайте дальше загадки:

Маленький черпачок,

Красненький колпачок.

Три раза в день берется

И опять на место кладется.

(Рассматривание деревянных ложек.)

4-й ребенок: Деревянные ложки и миски – посуда, которую люди делали из дерева своими руками. Ею пользовались во время еды.

В: Молодец, угадайте, а что это за предмет?

Стоит бычок

Подбоченивши бочок.

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит. (самовар)

Расскажи нам…как пользовались самоваром

5-й ребенок: Самовар – при помощи углей кипятили в нем воду для чая. Вода была вкусная, с дымком. По вечерам у самовара собиралась вся семья.

В: А еще Вечерами женщины собирались и пряли пряжу вот на этом предмете и вели беседы

В: расскажи нам…. что это

6-й ребенок: Прялка – это предмет на котором русские женщины пряли пряжу, а из пряжи вязали одежду. (рассматривание прялки)

То печет блины,

То показывает сны. (печка) Что это?

Д: Печь

В: Для чего она служила и из чего была сделана?

1-й ребенок: Печку называли – печь-матушка. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Топили печь дровами – березовыми, ольховыми. Служила она для обогрева избы и в печке готовили еду: щи, кашу, пекли пироги

Дети давайте нарисуем печь___

Голос: (из-за печки, ворчливо) Сама-то печка добрая, всем найдёт кусок пирога, да куриную ножку. А вот люди норовят сами всё съесть, мне ничего не оставить.

Хозяйка: Кто это из-за печи со мной разговаривает?

Голос: Это я, запечный житель.

Хозяйка: Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут, запечный житель? Может, ты из-за печки вылезешь, да снами поговоришь?

Голос: Зовут меня – известно как, зовусь я Домовой. Слыхали, небось, такое имя?

Хозяйка: Слыхали, слыхали. Как не слыхать? Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами, да охами. И не только людей, но и животных домашних? Правда это? А?

Голос: (обиженно) Вот уж напраслина, Хозяюшка. Так и совсем обидеться могу.

Хозяйка: Обижаться не надо – уж очень мы с ребятами хотим на тебя посмотреть. Ребята,

Хочется Вам увидеть настоящего Домового?

Дети: Да!

Хозяйка: Тогда давайте дружно позовём его все вместе: «Домовой, Домовой, приходи к нам Домой». А ну, повторяйте все вместе со мной, да подружнее.

/ Хозяйка вместе с ребятами повторяет призыв несколько раз. Наконец, появляется Домовой».

Кузя: (неуверенно) Здра-а-асте, это Вы меня звали?

Хозяйка: Мы, мы, Домовой. Как мы тебе рады, правда, ребята? Проходи, садись к печке, здесь тебе будет уютнее.

Кузя: Спасибо. Добрая ты, видать, Хозяюшка. И меня в гости пригласила, и всех ребят

Научила, как это сделать. И сама какая красавица. Да какая мудрая – ты Хозяюшка чудная!

Хозяйка: Спасибо, спасибо. Захвалил ты меня, а про себя то нам расскажешь?

Кузя: Ну…так и быть – слушайте! (поёт)

Я хозяйственный такой –

Добрый Кузя Домовой.

Сказки сказывать могу,

Всем испечь по пирогу.

Эх, раз, ещё раз

Кузя спляшет Вам сейчас.

Чтобы в доме был покой,

Рад стараться Домовой,

Чтобы мир был и лады –

Охраняю от беды.

Эх, раз, ещё раз

Кузя спляшет Вам сейчас.

Хозяйка: Прекрасная песня. Так тебя Кузей зовут? Давайте поиграем с Кузей, порадуем его.

/ Проводится игра «Домовой». Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню:

Кузя, Кузя Домовой мы хотим играть с тобой.

Ты на месте повернись, вправо, влево наклонись,

Приседай и вставай, да и нам заданье дай.

Ты на печке не лежи, что нам делать покажи!

Танец –пляска «Калина-Малина»

Хозяйка: Русский народ издавна славился трудолюбием. Об этом говорят пословицы. А какие пословицы о труде знаете вы?

1. Любишь кататься – люби и саночки возить. ()

2. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. ()

3. Делу - время, потехе - час. ()

4. Сделал дело – гуляй смело. ()

5. Семь раз отмерь – один раз отрежь. ()

6. Терпение и труд, всё перетрут. ()

-Молодцы, ребята!

Во время вечерних поседелок люди не только пели и плясали, но и трудились, вот и у нас уже тесто подошло.. Давайте и вы мне сейчас поможете тесто замесить, да калачи испечь в нашей печке.

В: Вот и тесто подоспело,

Нужно взяться нам за дело.

В: - Берем кусочек теста скатываем его колбаской, вот так и соединяем по кругу, получается у на вот такая баранка, и кладем ее на противень. Вот и налепили мы с вами калачей, теперь поставим их в печку.

(под русскую музыку входит Варварушка с плетёной корзинкой)

Я – Варварушка

Добрая травница.

У кого какая хворобица?

Кому где нездоровится?

От каждой болезни

Есть травки, цветочки.

Приготовлю отвары.

Настои, примочки.

Знаете ли вы, из каких травушек можно заварить вкусный и полезный чай? Я вам загадки загадаю о целебных травах, а отгадки вы будете находить среди травок, цветов и листиков на этих тарелочках. (дети находят растение, растирают и нюхают)

Я на луг с утра пошёл,

Травку нужную нашёл:

Мелкий, жёлтенький цветок

Он не ярок, не высок,

Вылечит недуг любой.

Что же – это? (зверобой)

Снимает напряжение и усталость,

Способствует здоровому сну,

Не только у детей, но и у взрослых (мелисса)

Неприметна среди трав,

У неё спокойный нрав,

Кто полезностью гордится?

Ароматная… (душица)

Вкусен чай и ароматен,

С ней он лёгок и приятен,

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? – запах…. (мяты)

Варварушка:

Вот из каких трав, полезных для здоровья, можно душистый чай заварить.

Ведуший:

Захотелось чаю – ставь самовар! Для русского человека самовар – символ семейного уюта, дружеского общения. Недаром говорили в народе: «Печка – матушка, да самовар – батюшка».

А знаете, ребята придумал много пословиц и песенок о чаепитии.

(Дети поют частушки)

1. «На столе у нас пирог,

Пышки да ватрушки.

Так споём же под чаёк

Чайные частушки.»

Дорогие гости, приглашаем вас на дегустацию чая.

За столом гостям (педагогам) предлагается спеть частушки

На столе у нас блины,

Сладкие ватрушки.

Мы для вас сейчас споём

Чайные частушки.

Раз ватрушка, два ватрушка –

Чайная компания,

Я теряю за столом

Самообладание!

Признаюсь, на чашку чая

Украшенья променяю.

С чаем и без украшений

Становлюсь всё совершенней!

Если к чаю нет конфет,

Пирогов, печенья,

Выпиваю простой чай

Я без огорчения.

У меня кругом веснушки

И коса до пояса,

Ох, люблю я петь частушки

До потери голоса!

Пока мы пели и плясали, вот и поспели наши калачи. Красивые румяные, не зря мы с вами постарались. Молодцы!

А для наших гостей за чашкой чая сказка «РЕПКА»

Публикации по теме:

«Сказочные посиделки в русской горнице». Музыкальное развлечение по русским сказкам во второй младшей и средней группах • Задачи: - Расширить представления детей о сказках, воспитывать к ним интерес; - Способствовать умению детей дружно и согласованно работать.

Конспект НОД «В деревенской избе, в светлой горенке» с детьми старшей логопедической группыКонспект НОД «В деревенской избе, в светлой горенке» с детьми старшей логопедической группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №52 комбинированного вида г. Орла Конспект непосредственной.

Конспект занятия «Яблочные посиделки» Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Яблочные посиделки» Разработала: воспитатель МБДОУ.

Конспект занятия по лепке «Посиделки» (для детей 4–5 лет) Конспект занятия: «Посиделки» (для детей 4-5 лет) Задачи: 1. Развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук. 2. Учить комбинировать знакомые.

Конспект занятия «Русские посиделки»Конспект занятия «Русские посиделки» Цель. Воспитывать у детей положительные качества характера, мотивировать детей на совершение добрых поступков во благо других людей. Задачи.

Отчет о проведении праздника «Капустница» в «Русской избе».Отчет о проведении праздника «Капустница» в «Русской избе». Какие же обширные возможности предоставляет пространство "Русская изба" в образовательном учреждении. Это и непосредственная образовательная.

Праздник осени «Осенины в русской избе»Праздник осени «Осенины в русской избе» Автор: Малых М. Ю. Педагог-организатор МАОУ ДО «ДДТ № 22» Цель: знакомство детей с бытом и культурой русского народа. Задачи: 1. Обогатить.

Развлечение «Посиделки в русской избе» (старшая группа) «Посиделки в русской избе» Цели изадачи: • познакомить с историей и традициями русского народа; • научить понимать обряды и обычаи; • формировать.

Развлечение в старшей группе «Посиделки в русской избе» Цель: доставить детям радость, приобщать детей к истокам русской культуры и духовно-нравственным традициям русского народа. Задачи: -воспитывать.

Конспект совместного с родителями занятия «Весенние посиделки» Актуальность: Актуальность состоит в том, чтобы родители имели возможность к совместному творчеству и взаимодействию со своими детьми, а.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Конспект занятия «Посиделки в русской избе»
Опубликовано: 23 января 2018 в 08:27
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт. Фольклорное развлечение «Прилёт птиц (Жаворонки)»
Духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России...
Фотозарисовки выходного дня «Концерт камерной музыки»
Доброго всем дня, уважаемые коллеги. Хочу поделиться своими впечатлениями о концерте камерной музыки, который мне посчастливилось посетить. Как я уже...
Открытое занятие по развитию речи «Рассказы о своей семье» во второй младшей группе
Открытое занятие по развитию речи «Семьей» во 2 младшей группе Воспитатель: Бакулина Майя Владимировна. Группа: №2 МБДОУ «Детский сад №34». Тема:...
«Праздничная открытка». Фотоотчёт
Фотоотчёт «Праздничная открытка» Маму милую свою Поздравляю и ценю! И красивую открытку Ей сегодня подарю! Прошёл замечательный праздник – 8 Марта,...
Фотоотчет «Весёлый огород»
Фотоотчет «Весёлый огород» Огород наш, огород Все на нем всегда растет. Если руки не ленивы, Если вы трудолюбивы… Проявлять должны заботу, Видно по...