Лучший педагог года

Конспект занятия «Познаю мир» с использованием элементов ТРИЗ и РТВ в возрастной подгруппе детей 5–7 лет

Оксана Ковенко
Конспект занятия «Познаю мир» с использованием элементов ТРИЗ и РТВ в возрастной подгруппе детей 5–7 лет

Тема:

"Познаю мир"

.

Цель: научить ребёнка мыслить системно с помощью схемы талантливого мышления «шестиэкранка» с использованием элементов ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) и РТВ (развитие творческого воображения).

Задачи:

•формировать у детей системное мышление;

•развивать творческое воображение, любознательность;

•закрепить умение отличать прошлое, настоящее, будущее время;

•развивать способность к фантазированию на основе знакомого сюжета сказки;

•развивать навыки связной речи;

•активизировать словарь;

Публикация «Конспект занятия „Познаю мир“ с использованием элементов ТРИЗ и РТВ в возрастной подгруппе детей 5–7 лет» размещена в разделах

•развивать элементы диалектического мышления через использование игр на противоречия;

•закрепление норм поведения в общественных местах.

Оборудование: стол с набором персонажей из знакомых сказок; большой платок; плетёная корзина с курочкой, петушком, яйцом и цыплёнком; стеклянные прозрачные стаканы, 2 яйца - для демонстрации содержимого яйца; «шестиэкранка» с набором дидактического материала; детское ведёрко; верёвочная тропинка; петушок ярко раскрашенный; наборы для ИЗО на каждого ребёнка: акварельные краски, кисточка, салфетка, стакан для воды, макет петушка для раскрашивания.

Предварительная работа: чтение сказок с использованием предполагаемых сказочных персонажей; работа с «шестиэкранкой» на других занятиях; сочинение сказок детьми с предложенными героями.

Ход занятия.

Ребята, вы хотели бы отправиться в сказочную страну?

И все, вероятно, любите сказки?

Недаром дети любят сказку,

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.

Воспитатель: Давайте вспомним правила поведения в сказочной стране.

Дети повторяют правила поведения.

Воспитатель: Будьте готовы к тому, что в сказочной стране происходят чудеса. Ну, пошли?

По верёвочной тропинке дети с воспитателем подходят к столу, накрытому платком.

- Тише, дети, не шумите,

Чудо – сказку не будите!

Один, два, три, четыре, пять –

Будем сказку начинать!

Воспитатель снимает платок со стола.

- Посмотрите, кто к нам пришёл! Кого вы узнали? Из какой они сказки?

Дети берут в руки игрушку, называют сказочного героя, вспоминают название сказки.

Воспитатель обращает внимание на гнездо с курочкой в плетёной корзинке.

Воспитатель: Посмотрите, посмотрите, кто это сидит в гнезде? (курочка, клушка, наседка).

- Как вы думаете, почему же она сидит именно здесь? (высиживает цыплят).

- Что же под наседкой, посмотрим. (достаёт яйцо).

- Ой, а там, кто-то есть ещё. Кто это? (достаёт игрушку – цыплёнка).

- Какие звуки издаёт цыплёнок? Он квакает? Он мяукает? (Ответы детей: Нет, он пищит)

- Ребята, а как вы думаете, что умеет делать цыплёнок?

Или он ёще совсем маленький?

Покажите, пожалуйста, как цыплёнок клюёт зёрнышки?

Как машет крылышками?

Умеет ли вертеть головкой?

Как водичку пьёт?

А как же он бегает? Дети показывают движения цыплёнка

- Вот сколько всего умеет делать цыплёнок. А теперь поработаем с волшебной «шестиэкранкой».

- Что есть у цыплёнка для того, чтобы он бегал? (Ответы детей: ножки, лапки)

Воспитатель рисует лапки в подсистеме.

- А для того, чтобы он пил водичку и клевал зёрнышки, ему нужен… Дети: клювик.

Воспитатель рисует клюв в подсистеме.

- А что же ещё есть у цыплёнка и для чего ему это нужно?

Дети отвечают, воспитатель рисует в подсистеме.

- Дети, подумайте и скажите, а раньше каким был цыплёнок? (Стрелка влево) Дети: яйцом.

- А умело ли яйцо прыгать, бегать и пищать? (дети: нет, яйцо не умело прыгать, бегать – оно может разбиться).

- А что же внутри яйца, из чего же появился цыплёнок?

Воспитатель разбивает яйцо, выливает отдельно желток, белок. Показывает детям несколько раз, называя состав яйца – белок, желток, скорлупа.

Воспитатель: А почему же курочка – наседка сидит в гнезде на яйцах? Дети: для того, чтобы вывелся цыплёнок нужно тепло.

- Итак, снесла курочка яйцо, и сидела в гнезде долго – долго. 21 день или 3 недели. Внутри яйца цыплёнок рос, и стало ему тесно в скорлупе. Скорлупа начала трескаться и показался маленький клювик. Потянулся цыплёнок, скорлупа лопнула, и появился на свет наш цыплёнок. Рассказ воспитателя сопровождается показом действий.

- Ребята, а как вы думаете, это было прошедшее, настоящее или будущее время? (Работа с шестиэкранкой)

Воспитатель: Давайте повторим: прошедшее – это что с ним было, он был яйцом. Настоящее – это что с ним сейчас происходит, вот он сейчас с нами. А заглянем в будущее. Кем будет наш цыплёнок?

Дети: курочкой или петушком.

- Петушок, – какого рода? (Дети: мужского)

- А курочка? (Дети: женского).

Мы же с вами в волшебной, сказочной стране. Здесь происходят чудесные превращения. Девочки у нас превращаются в курочек. А мальчики – в петушков.

Физкультминутка.

(Приглашаю мальчиков в кружок).

- Петушок, петушок

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка.

Что ты рано встаёшь,

Голосисто поёшь,

Деткам спать не даёшь? Мальчики показывают разученные ранее движения.

Воспитатель: Молодцы, мальчики! А теперь посмотрим на наших девочек – курочек.

- Курочка – рябушечка,

Куда ты пошла? (дети: на речку).

Курочка – рябушечка,

За чем ты пошла? (за водичкой)

Курочка – рябушечка,

Зачем тебе водичка? (цыпляток поить)

А как цыплятки просят пить? (пи-пи-пи).

Воспитатель: Молодцы! Предлагаю вам придумать сказку про нашего цыплёнка с помощью наших сказочных героев.

1 -2 ребёнка подходят к столу, рассказывают и показывают свою сказку. Раздаётся стук в дверь. Воспитатель входит в зал с петушком из ватмана.

Воспитатель: А почему ты такой бледный? Что случилось?

Воспитатель меняет голос: Меня и моих братьев забыл раскрасить художник.

Воспитатель: А где они, твои братья?

- Братья, родные мои, идёмте сюда!

Воспитатель достаёт не раскрашенных петушков.

- Мы пришли. Что ты нас звал?

- Вы не переживайте. Мы в волшебной, сказочной стране и с радостью поможем вам исправить ситуацию. Вот наша волшебная дорожка. Воспитатель берёт ведёрко и петушка:

- Шёл, шёл петушок, ступил на цветную волшебную дорожку. Встречает его, … какой цвет? Красный, верно. И всё стало… Верно – красным. Как вы думаете, обрадовался петушок? Сначала обрадовался, а потом посмотрел вокруг. Игрушки – все красные, вода – красная, сам весь красный.

Хорошо, когда в мире всё красного цвета? Плохо, наверное. Взял наш петушок немного красного цвета, положил в ведёрко и побежал дальше по дорожке. Встретился… с синим цветом. Всё стало …синим…

Аналогично повторяются все цвета дорожки.

- Наполнил петушок ведёрко разными красками и побежал к художнику.

Итог занятия:

Воспитатель: А пока наш петушок бежит, мы подождём его здесь и поговорим, что вам сегодня понравилось?

Что показалось лёгким заданием?

А что далось с трудом?

Вы очень хорошо сочиняли сказки, мне очень понравилось.

И для вас я тоже приготовила свою сказку. Я расскажу её вам, а если вы с чем – то не согласитесь, подскажите мне.

"Сказка про Петю – петушка".

Жили – были петушок с курочкой. Курочку звали Петя, (дети поправляют, Петя – м. р., курочка должна носить имя ж. р.)

А как мы назовём её? Хорошо, Рябушечка. Курочка Рябушечка весь день трудилась – искала червячков, отгоняла чужих петушков, а Петя – петушок спокойно сидел в гнезде - высиживал цыплят. Правильно? (Дети поправляют). Однажды мимо гнезда бежала мышка. Хвостиком вильнула, яичко упало и разбилось. И вытекли их яйца густые сливки. (Дети поправляют). Сидела наша курочка в гнезде целых три дня. (Дети поправляют: курица высиживает яйца 21 день).

Хорошо, просидела курочка в гнезде 21 день, и однажды ранним утром на свет из яйца появился её любимый котёночек.

Дети: у курочки будут цыплята.

Красивым вырос цыплёнок, добрым и послушным.

Раздаётся стук в дверь.

- А вот и наш петушок прибежал от художника. Какой красивый стал, не узнать теперь.

- Но у нас ещё остались братья петушка, а они не раскрашенные. Кто желает помочь им? Посмотрите, ваши краски тоже стали волшебные, они помогут братьям петушка стать красивыми.

Дети под спокойную музыку самостоятельно раскрашивают петушков.

Публикации по теме:

Использование элементов ТРИЗ как средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Цель работы: Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием элементов ТРИЗ. Задачи: • обогащать словарный.

Конспект бинарной НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Зимние забавы» с использованием элементов ТРИЗ. Цель: развитие связной речи, формирование умения составлять рассказ по сюжетной картине. Задачи: Коррекционно-развивающие задачи: • Развивать.

Конспект НОД по ФЭМП с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной к школе группеКонспект НОД по ФЭМП с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной к школе группе Наш друг – домовёнок Цели и задачи: Закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет, последующее и предыдущее.

Конспект занятий на тему «Незнайкины проделки» с использованием ТРИЗ-занятия для детей среднего возраста (4–5 лет) Программное содержание:закрепить знания детей об овощах и фруктах :где растут,как их убирают,как употребляют в пищу. Упражнять в употреблении.

Конспект занятия во второй младшей группе с использованием элементов технологии ТРИЗ «Снег» Интеграция областей-"Социализация", "Коммуникация", "Познание","Художественное творчество","Безопасность" Цели:продолжать расширять представления.

НОД для старшей группы «Я — человек. Линия жизни» в рамках проекта «Уроки здоровья» с использованием элементов ТРИЗ Цель: воспитание основ культуры здоровья детей. Задачи: 1. Формировать представление детей о том, что здоровье – главная ценность человеческой.

План-конспект НОД по ФЭМП с использованием элементов ОТСМ-ТРИЗ-технологии «Веселые задачи» в подготовительной группе План – конспект НОД «Веселые задачи» по ФЭМП в подготовительной группе с использованием элементов ОТСМ - ТРИЗ – технологии (открытый просмотр.

Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине с использованием элементов ТРИЗ Введение Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во.

Занятие по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Составление рассказа об овощах Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема: Составление рассказа об овощах. П\С: учить свободно,.

Занятие по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ «Необычные улицы» Цель: развитие воображения с использованием метода аналогии. ход занятия: - В каком городе мы живём? Значит мы кто? - Детские сады, библиотеки,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Познаю мир» с использованием элементов ТРИЗ и РТВ в возрастной подгруппе детей 5–7 лет
Опубликовано: 13 сентября 2015 в 15:39
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД