Ирина Тетерятникова
Конспект занятия «Путешествие в страну Добра и Вежливости»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• Научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях.
• Развитие основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
• Развивать речь.
• Учить детей вежливому обращению друг с другом, с воспитателями.
Задачи:
• Прививать интерес к чтению, литературе.
• Развивать познавательную активность, актерские способности.
• Способствовать развитию речи воспитанников.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в страну Добра и Вежливости“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Оборудование: карточки с пословицами для работы в парах, воздушные шарики, лепестки с "волшебными" словами, детали аппликации, карточки с правилами "добрых" поступков, компьютер, проектор, интерактивная доска.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Я рада видеть вас на нашем занятии.
Создадим хорошее настроение: протяните друг другу ладошки и улыбнитесь.
Слайд 1.
II. Основная часть.
В жизни по-разному можно жить -
Можно в беде, а можно - в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать -
И, помышляя о чуде,
Рукой, обнаженною солнце достать
И подарить его людям.
(С. Островой)
Мы постараемся сегодня разобраться с вами в том, какие качества должны в себе воспитывать, чтобы стать счастливыми и делать счастливыми других людей.
2.1. Путешествие в страну Добра и Вежливости.
В этом нам поможет страна Добра и Вежливости, куда мы отправляемся прямо сейчас.
Слайд 2.
1) Чтобы оказаться в этой стране нужно вырастить волшебный цветок Добрых и Вежливых слов.
Слайд 3.
Какие вы знаете вежливые слова? (Здравствуйте, простите, до свидания, пожалуйста, добро пожаловать, извините, спасибо, всего доброго.)
Дети называют каждый свое слово и прикрепляют лепесток со словом на доску.
2) Перед нами город Народной мудрости.
Слайд 4.
В народе всегда относились к доброте по-особому. Есть такая пословица - доброе слово и кошке приятно. Перед вами - карточки с пословицами о доброте. Но пословицы рассыпались, и жители этого города просят вас о помощи. Соедините стрелками начало и конец народной мудрости.
Слайд 5, 6.
1. Добро наживай, не без добрых людей
На свете на добрые дела
Жизнь дана, а худо изживай
2. Без добрых дел, что весенний день
Кто добро творит, нет доброго имени
Ласковое слово, того Бог благословит
3. Злой не верит, красят человека
Добрые дела не кайся
Сделав добро, что есть добрые люди
Прочитайте, что у вас получилось.
Великий философ Сократ, живший в глубокой древности, говорил:
Старайся всякому делать добро, а не себе одному (плакат на доску).
Многому научил нас город Народной мудрости, мы покидаем его и отправляемся дальше.
3) Впереди что-то блестит! Это река Вежливости!
Слайд 7.
Вежливость-умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Вежливость ничего не стоит, но приносит много.
М. Монтегю. (плакат на доску)
Послушайте, о чем журчит река Вежливости. (Дети читают стихотворение С. Маршака "Ежели вы вежливы")
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи
Вы место без протеста
Уступите старухе.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки
И ежели вы вежливы
То в разговоре с тетей
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником
Пред сильным не робея.
Ежели вы вежливы.
В душе, а не для виду
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы - то есть сами
И ежели вы вежливы
То всех благодарите
И мячика у маленьких
Без спросу не берите!
Давайте с вами поиграем на берегу реки Вежливости.
Условия игры просты:
Если вы со мной согласны,
И поступок хороший,
Не сидите, не молчите,
Хлопайте в ладоши.
Ну, а если плох поступок
И не случался с вами
Вы тогда все вместе дружно
Топайте ногами!
-Поздороваться при встрече…
-Толкнуть, но не извиниться…
-Перебивать во время разговора…
-Уметь соблюдать тишину на уроке…
-Уметь выслушать друга…
-Кричать на переменах…
-Сказать, уходя из класса, домой " До свидания"…
-Помочь поднять упавшую вещь…
-Не разговаривать во время еды в столовой…
-Обозвать обидным словом товарища…
Молодцы! Я вижу вы вежливые ребята.
4) Перед нами - остров Извинений.
Слайд 8
Что же здесь происходит? (дети читают стихотворение Юсупова "Простите")
Саша разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой нахмурились сразу.
Но Саша нашелся:
Взглянул им в глаза
И робко, и тихо
"Простите" сказал.
И мама молчит,
Улыбается даже.
- Мы купим другую,
Есть лучше в продаже:
" Простите!"-
Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое
Чудесное слово!
-Какие еще вы знаете извинения? Приходилось ли вам просить прощение?
Слайд 9
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать.
И словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Ах, как нам добрые слова нужны!
А может, не слова-дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
На острове Извинений нас тоже просят о помощи. Ребята, помогите разобрать жизненные ситуации:
а) Мальчик на бегу крикнул прохожему "Сколько времени?" Какие ошибки он допустил? (на бегу, слово "пожалуйста")
б) Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет? (дорогу уступает тот, кто вежливее)
в) По улице шли двое прохожих: одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги, и большой сверток. Одна книга упала. " У вас упала книга", - закричал мальчик, догоняя прохожего. " Разве?"- удивился тот. " Конечно. У вас было 5 предметов: 3 книги, портфель и сверток, а теперь осталось 4 предмета", - объяснил мальчик. " Я вижу, что ты хорошо знаешь математику,- сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. - Но, однако, есть правила, которые ты еще не усвоил. Что должен был сделать мальчик? (поднять книгу и помочь прохожему)
Чтобы не возникали неприятности, огорчения, ссоры, нужно всем запомнить очень важные правила культуры поведения и руководствоваться ими в повседневной жизни. Надо уметь жить среди людей, вежливо себя вести, уважать и беречь друг друга. Научиться по- настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте - нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. У каждого человека, и большого и маленького, свой путь к доброте.
Слайд 10, 11.
"Цветы прощения" (читает воспитанник)
В белоснежном платье, как снежинка,
То ли в гости, то ли в отчий дом,
Шла девчонка вьющейся тропинкой
И несла букет живых цветов.
Стройная, как тополь серебристый,
Весела, как звонкий ручеек.
Что-то нежно ей шептали листья,
Улыбался каждый лепесток.
Гладили кудрявую головку
Солнышка волшебные лучи.
А она, счастливая девчонка,
Целовала розы лепестки.
Шла и пела голосом счастливым,
Вторила ей музыка весны,
И кругом светлее становилось
От сверкавшей платья белизны.
Что-то замаячило в сторонке,
И, жестоко брошенной рукой,
К платью белоснежному девчонки
Вдруг прилип зловонный грязный ком.
Словно ничего не понимая,
Девочка рассматривала грязь,
И, мальчишка, руки потирая,
Нагло улыбаясь, щурил глаз.
Не всплакнула, не назвала грубо,
Гордого виновника в ответ,
А с улыбкой светлой хулигану
Бросила душистый свой букет.
И мотнув короткой рыжей стрижкой
(сердце есть и у озорника,
Побежал пристыженный мальчишка
С пересохшей грязью на руках.
Если злые люди в вашей жизни
Вдруг оставят грязные следы,
Вы, подобно девочке-снежинке
Бросьте в них прощения цветы.
2.2. Опыт с воздушным шаром.
Представьте себе, что шар-это ваше тело, а воздух внутри него - это ваш гнев или злость. Отпустим шар и проследим, что с ним происходит. Шар летит из стороны в сторону, он совершенно неуправляемый. Так бывает и с человеком, когда он злится. Он может совершать поступки, не контролируя их, может обидеть кого - нибудь, ударить. А теперь надуем шар и попробуем выпускать из него воздух маленькими порциями. Что происходит с шаром? А что происходит с гневом внутри него? Шаром можно управлять и выпускать из него гнев. Важно так же научиться выпускать свой гнев, злость наружу, не обижая при этом никого вокруг. Л. Н. Толстой говорил: "Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь себе"
2.3. Работа по теме:
5) Перед нами - море Улыбок.
Слайд 12.
Чтобы переплыть его, должен постараться каждый ряд выполнить задание:
1 ряд - каждый должен рассказать, чем он себе нравится. Я себе нравлюсь потому, что я … (в красивом платье, добрая и т. д.)
2 ряд - взявшись за руки и передавая тепло соседу пожатием руки говорить о нем теплые слова (лучший друг, самая голубоглазая и т. д.)
3 ряд - называет добрые и вежливые слова по цепочке.
6) Перед нами - долина добрых дел.
Слайд 13.
Капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Давайте и мы сделаем одно доброе дело.
На чистый лист ватмана каждый ребенок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки зверей и птиц. (Звучит песня о доброте)
Как назовем картину?
Какое чувство испытали, делая одно доброе дело?
Вы успешно справились со всеми испытаниями, и, я надеюсь, мы снова и снова, каждый день, в школе, СРЦН и дома будем путешествовать по удивительной стране Вежливости и Доброты.
Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми - смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро - это здорово!
III. Подведение итогов.
На память о сегодняшнем путешествии я хочу подарить вам правила добрых поступков.
Слайд 14.
• Будь вежливым в словах, поступках.
• Не груби, даже если сердит.
• Умей управлять своими эмоциями и желаниями.
• Проявляй доброжелательность.
• Не погибни во мне доброта!
Вручение памяток под музыку.
Слайд 15.