Марина Старостина
Конспект занятия-путешествия для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие-путешествие «В гостях у осени».
Цель: Развитие процессов мышления старшего дошкольного возраста через речевую деятельность.
Задачи:
-Развивать процессы мышления; умозаключения, сравнение, классификацию, воображение, логику.
-Обогащать и систематизировать лексику детей по данной теме осень словами –признаками, словами-действиями, антонимами, синонимами.
-Пополнить, обобщить знания детей об осеннем времени года.
Публикация «Конспект занятия-путешествия для детей старшего дошкольного возраста „В гостях у осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
-Способствовать развитию мелкой моторики и общей моторики через пальчиковые игры и логоритмические упражнения.
-Совершенствовать тактильное восприятие.
-Закреплять навыки словоизменения и словообразования.
-Развивать связную речь детей.
Оборудование: письмо-приглашение от осени, осенние листья с разных деревьев; дуба, клёна, берёзы, тополя, осины, рябины, корзинка с овощами и яблоками, мешочек, поднос, музыкальная запись шумов леса, картинки с изображением времён года.
Ход занятия:
Логопед: Здравствуйте, ребята. Я хочу вас спросить, вы любите ходить в гости? И я тоже люблю. А мы с вами получили приглашение в гости. Вот оно в этом конверте. Хотите узнать от кого оно?
Дети: да.
Логопед: слушайте тогда мою загадку: Плащ золотистый она одевает,
Тёплое лето она провожает,
Птиц отправляет с дальние страны
Нам оставляет дожди и туманы.
Дети: Осень.
Логопед: Правильно, осень! А как вы думаете, где живёт осень?
Дети: на реке. В лесу, в городе, в деревне, на полях, в огороде.
Логопед: а вот куда нас осень приглашает. Мы узнаем из письма.
В лес осенний на прогулку приглашаю вас пойти
Интересней приключенья вам ребята, не найти!
Логопед: Итак, куда же мы с вами пойдём?
Дети: в осенний лес.
Логопед:
Крепко за руки беритесь.
Едем, дем на тележке,
распевать в лесу потешки (дети останавливаются)
Ветерок осенний подул: (вдох через нос, выдох через рот 2-3 раза.).
Белочка на веточке орешки грызёт цок-цок-цок
Птичка на дереве песни поёт фью-фью-фью
Ручеёк в реке журчит бл-бл-бл
Солнышко светит (улыбнулись)
Дождевая туча накрыла солнышко (нахмурились)
Дождик заморосил (топаем, стучим пальчиками по полу).
Снова солнышко выглянуло (улыбнулись)
Логопед: Су-су-су-су- оказались мы ….
Дети: В лесу.
Логопед: Праздник осенью в лесу
И светло и весело
Вот какие украшенья
Осень здесь развесила.
Логопед: Ребята, я вспомнила игру об осени. Давайте поиграем. Дети выполняют под музыку движения в сочетании с речью и музыкой.
Осень листья золотит
Ветер ими шевелит
Поиграет, снова бросит
Вверх поднимет, закружит
И на месте завертит.
То к земле прижмёт, погладит
И на месте закружит.
Логопед: Ребята, присаживайтесь на полянку,отдохнём с дорожки и поговорим. Скажите, какие вы знаете признаки осени?
Дети: Дует ветер, идёт дождь, улетают птицы….
Логопед: А сколько осень длится по времени?
Дети: 3 месяца, сентябрь, октябрь, ноябрь.
Логопед: Отгадайте,о каком месяце идёт речь? Опустел холодный сад
Паутинки вдаль летят
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ,
Что за месяц к нам пришёл?
Дети6Сентябрь.
Логопед: Его называют жовтень. За золотую окраску листьев.
Логопед: Ребята, а сколько листочков на землю упало. Посмотрите. Вот их как много. А что листья могут делать? Назовите мне слова-действия к слову листья.
Дети: Шуршат, летят, засыхают…
Логопед: Ребята, посмотрите вот на этот листочек. Как вы думаете, с какого он дерева слетел?
Дети: С клёна
Логопед: Значит он какой?
Дети: Кленовый
Логопед: На что похож кленовый лист?
Дети: На звёздочку, на снежинку, на крылышки, кустик, ладошку, корону…
(такая же игра проводится с дубовым, рябиновым, осиновым. Липовым, тополиным листочком.
Логопед: Как же называется такая пора, когда листья падают с деревьев.
Логопед: Ой, смотрите, я нашла листочек с запиской. Это, наверное, послание от осени. Прочитаем?
Осень, зима,
Весна и лето спорят,
Когда за кем они приходят
Картинки сезонов по - порядку разложите
Спор в природе разрешите.
(Дети направляются к мольберту с картинками времён года и раскладывают их по-порядку)
Логопед: Дети, составьте по каждой картинке предложение, чтобы не было больше путаницы.
(Дети составляют предложение по каждой картинке.)
Логопед: Какое время года бывает между летом и зимой?
Дети: Осень.
Логопед: А между весной и осенью?
Дети: Лето.
Логопед: Дети я слышу чьи-то шаги. Да это к нам идёт осень сама.
Осень: Здравствуйте, ребята!
Логопед: Дети, а давайте по-осеннему поздороваемся с осенью.
Дети: Дети соединяют с большим пальчиком поочерёдно остальные на каждый ударный слог:
Здравствуй осень! Здравствуй осень!
Хорошо, что ты пришла!
У тебя мы осень спросим
Что в подарок принесла?
Осень; Принесла я вам осенние загадки. Хочу проверить вашу смекалку и сообразительность.
Осень: Вот шли вы по осеннему лесу, обратили внимание, какая я? Расскажите про меня! Подберите слова-признаки к слову осень.
Дети; Золотая, грибная, яркая, солнечная, тёплая…
Осень: Спасибо за описание! Вот вам другое задание. Подберите слова – наоборот.
Осень ранняя - поздняя
День весёлый-
Небо холодное-
Ветер сильный-
Погода солнечная-
Дети садятся на стульчики.
Осень: Садитесь на пенёчки -отдохните и послушайте, что я вам принесла. Вот в этой корзинке, у меня витаминки, а вот какие вам надо угадать на ощупь и похвалить предмет, назвать его лаского.
Дети ощупывают овощ в мешочке, отгадывают и подбирают уменьшительно -ласкательно слово:
Капуста - капустка, огурец-огурчик, морковь-морковка, свёкла- свёколка, репа -репка, лук-лучок, чеснок-чесночок, помидор-помидорка, яболоко-яблочко.
Осень: Какой предмет оказался лишний в корзинке? Что это? И почему?
Дети: Яблочко! Это фрукт, а остальные овощи были.
Осень: Я вас угощаю яблочками в знак благодарности за вашу смекалку и сообразительность. Витамины вам нужны для роста, ума и здоровья! Угощайтесь, пожалуйста. А вот мне надо спешить - зверюшек готовить к зиме. До скорой встречи!
Дети! Осень, послушай прощальную песенку о тебе.
Дети поют прощальную песенку об осени.
Осень уходит.
Логопед: Понравилось вам в гостях у осени.
Дети: Да!