МААМ-картинки

Конспект занятия — путешествия «Перелетные птицы»

Маргарита Казанцева
Конспект занятия — путешествия «Перелетные птицы»

Конспект занятия – путешествия

Тема: «Перелетные птицы»

Коррекционно – образовательные цели:

• Активизация и актуализация словаря

• Совершенствование грамматического строя

• Совершенствование навыков звукового анализа слов.

Коррекционно – развивающие цели:

Публикация «Конспект занятия — путешествия „Перелетные птицы“» размещена в разделах

• Развитие связной речи, зрительного и слухового внимания и восприятия, артикуляционной моторики, координации движения, творческого воображения. Обучение детей приемам эмпатии.

Воспитательные цели:

• Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности и взаимопомощи, бережного отношения к природе.

Оборудование.

СД с записью «Осенняя песня» из альбома «Времена года» П. И. Чайковского, репродукция картин А. Рылова «В голубом просторе», Ф. Васильева «Болото в лесу», М. Башкирцевой «Поздняя осень», сюжетная картина «Отлет птиц», Предметные картинки с изображением перелетных птиц, набор приставочных глаголов.

Предварительная работа:

- Слушание и обсуждение «Осенней песни» П. И. Чайковского на музыкальном занятии.

- Разучивание стихотворений об осени А. Фет, А. Плещеева, А. С. Пушкина, Е. Благининой, И. Токмаковой.

-Разучивание подвижных игр «Десять птичек стайка», «Лебеди».

- Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок», рассказ Д. Мамина – Сибиряка «Серая шейка», рассказ Л. Н. Толстого «Лебеди», рассказ Е. Чарушина «Журавль».

- описание картин А. Рылова «В голубом просторе», Ф. Васильева «Болото в лесу», М. Башкирцевой «Поздняя осень».

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Под мелодию П. И. Чайковского «Осенняя песня» дети заходят в зал, приветствуют гостей и занимают места на стульчиках.

Логопед: Сегодня мы продолжим разговор об осени, о перелетных птицах. Под какую музыку вы зашли на занятие?

Дети: Мы зашли в зал под грустную мелодию.

Логопед: Какое стихотворение об осени близко по настроению этой музыке?

(создание эмоционального фона занятия. Развитие слухового внимания, общих речевых навыков.)

2. Дети называют разные стихотворения и выбирают «Осень» А. С. Пушкина. Читают все.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу. Приближалась

Довольно скучная пора:

Стоял ноябрь уж у двора.

3. Включается запись криков улетающих журавлей. 1 минута.

Логопед: Что вы слышали?

Дети: Мы слышали крики улетающих журавлей.

Логопед: Какими были крики?

Дети: Грустными, печальными, пронзительными.

Логопед: Почему они были такими?

Дети: Они прощались с Родиной до весны. Им предстоит трудный путь.

4. Логопед приглашает детей к мольберту, где выставлены репродукции картин художников и предлагает выбрать картину, передающую настроение поздней осени. Дети выбирают картину М. Башкирцевой «Поздняя осень»

Логопед: Почему вы выбрали эту картину?

Дети: Наступила поздняя осень. Голые и мрачные деревья, птицам нужно скорей покидать Родину.

Логопед: Прежде чем полететь в теплые края, все птицы собираются в стаи. При этом они громко кричат, будят других птиц. И вот от крика один журавль проснулся.

5. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Журавль» по цепочке.

Развитие пластичности, координации движений, способности быстро реагировать на проговариваемое предложение. Развитие связной речи.

Дети имитируют движение журавля.

«Проснулся журавль на болоте, на моховой кочке, клювом пригладил перья и закурлыкал во весь голос: «Курлы – курлы!»

Полетел на горох – горошку поклевать. Поел, на речку слетал, напился, в чистую воду посмотрелся – до чего хорош!

Ноги длинные, шея тонкая, сам весь серый. Расправил журка крылья и ногами стал притопывать, подплясывать, приседать, вертеться, в воду глядеться».

Логопед: Давайте скажем журавушке комплименты.

Дети:

- Какой ты, журавушка, длинноногий!

- Какой ты, журавушка, длинношеий!

- Какой ты, журавушка, длинноклювый!

- какой ты красивый!

6. Игра с мячом «Чей? Чья? Чье? Чьи?»

Совершенствование граммматического строя речи (образование притяжательных прилагательных)

Логопед: Шея лебедя – чья шея?

Дети: Лебединая шея.

Логопед: Клюв утки – чей клюв?

Дети: Утиный клюв.

Логопед: Крыло гуся – чье крыло?

Дети: Гусиное крыло.

Логопед: Шея журавля – чья шея?

Дети: Журавлиная шея.

Логопед: Лапы гуся – чьи лапы?

Дети: Гусиные лапы.

7. Рассматривание картины Ф. Васильева «Болото в лесу»

Логопед: Мы снова отправляемся в картинную галерею. Мы уже рассматривали эту картину на занятиях. Как она называется? Кто ее написал.

Дети: Это картина Ф. Васильева «Болото в лесу».

Логопед: Какое настроение вызывает небо, изображенное художником?

Дети: Грустное, мрачное. Небо низкое, тяжелое, черное.

Логопед: А как изображен лес?

Дети: Лес яркий, красивый. Написан теплыми тонами: желтыми, оранжевыми, бордовыми, коричневыми.

Логопед: какие птицы готовятся к отлету?

Дети: На болоте стоят аисты. Они питаются лягушками. Перед дальней дорогой они должны подкрепиться.

Ребенок читает отрывок из стихотворения Е. Бдагининой

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет-

Улетает, улетел.

8. Определение многозначности слова.

Логопед: Что значит, крыльями полощет?

Дети: Значит, машет крыльями.

Логопед: Как еще можно использовать слово полощет?

Дети:

-Мама полощет белье в ванной.

- Ветер полощет флаги на домах.

9. Определить какому слову соответствует данная схема.

Логопед предлагает определить, какому слову соответствует составленная на доске схема.

Логопед: Схему какого слова я выложила на доске? Журавль или кулик?

Дети определяют слово и анализируют его.

Логопед: Мы проследили, как отправляются в полет журавли и аисты. А теперь посмотрите на сюжетную картину «Отлет птиц». Какие птицы отправляются в полет на этой картине?

Дети: Отправляются в полет водоплавающие, перелетные птицы.

Логопед: А какие птицы их провожают?

Дети: Их провожают зимующие птицы.

10. Игра «Десять птичек стайка»

Логопед: я предлагаю вам сыграть в игру, а потом назвать сначала всех перелетных птиц из этой игры, а потом зимующих птиц.

«Пой – ка, подпевай –ка,

Десять птичек – стайка:

Эта птичка – соловей,

Эта птичка - воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка;

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка - коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко;

Это зяблик, это стриж,

Это – развеселый чиж…

Ну, а это – злой орлан.

Птички, птички – по домам!»

Дети перечисляют зимующих и перелетных птиц.

11. Использование приставочных глаголов при составлении рассказа.

Логопед: Пока лебеди летят в теплые страны, они устают и делают остановки. Где они останавливаются?

Дети: На реках и озерах.

Логопед: На доске расположены слова – действия. С каждым словом нужно составить предложение. Получится рассказ.

подлетели

облетели

слетели

взлетели

отлетели

полетели

прилетели

Дети: Лебеди к озеру подлетели.

Вокруг озера облетели.

Проверили, нет ли охотников.

К озеру слетели. Подкрепились, отдохнули.

Всей стаей взлетели и полетели на юг.

Потом лебеди прилетели в теплую страну.

12. Рассматривание картины «В голубом просторе» и беседа по ней.

Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия.

Логопед: Вернемся в картинную галерею. Давайте вспомним, кто написал картину «В голубом просторе»?

Дети: Картину написал А. Рылов.

Логопед: Какой рассказ напоминает вам эта картина?

Дети: Рассказ Л. Н. Толстого «Лебедь»

Логопед: Прежде чем долететь до теплых стран, лебеди преодолевают огромные пространства земли. Над чем они летят?

Дети: Над высокими скалами, горами.

Над синими морями.

Над красивыми кораблями.

Над широкими реками и озерами.

Над бескрайними полями.

Над дремучими лесами.

Над шумными городами.

13. Игра «Лебеди летят»

По предложению логопеда дети встают и выполняют знакомые им движения.

Лебеди летят,

Крыльями машут,

Прогнулись над водой,

Качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

На воду сели, посидели

И снова полетели.

14. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Лебедь»

Логопед: Давайте вспомним рассказ Л. Н. Толстого «Лебедь». Я начну, а вы продолжите.

Летели лебеди из холодных стран в теплые края. Кто летел впереди?

Дети: Впереди летели старые и сильные лебеди.

Логопед: Кто летел позади?

Дети: Позади летели слабые и молодые лебеди.

Логопед: Почему один лебедь отстал?

Дети: Он был молодой, слабый и устал быстрее остальных.

Логопед: Какими другими словами можно заменить слово устал?

Дети: Уморился, утомился.

Логопед: Как он решил поступить?

Дети: Он распустил крылья, опустился на воду.

Логопед: Как его встретило море?

Дети: Море его встретило ласково. Оно под ним всколыхнулось и покачало.

Логопед : Что он видел и слышал вдали?

Дети: Он видел белую полоску в небе. Это улетали лебеди. Он слышал, как звенят их крылья.

Логопед: Как лебедь отдыхал?

Дети: Он загнул шею, закрыл глаза и сразу уснул.

Логопед: Что было утром?

Дети: Утром волна ударила в белую грудь лебедя. Он вытянул шею, приподнялся, расправил крылья и полетел догонять своих товарищей.

15. Использование приемов эмпатии.

Логопед: Представьте, что вы лебедь, который отстал от стаи. Что бы вы почувствовали, если бы остались одни?

Дети: Одиночество, печаль, грусть, страх.

Логопед: А как можно преодолеть страх?

Дети: Нужно отдохнуть, набраться сил. Нужно думать, что ты сильный и все равно догонишь товарищей. Нужно думать, что ты преодолеешь трудности.

Логопед: А как лебедь определит, куда ему лететь?

Дети: По звездам, по луне.

Логопед: Вы составили прекрасные рассказы о перелетных птицах. Вы все у меня умники. От какого корня образовалось слово умники?

Дети: От корня – ум.

Логопед: А какие еще слова образовались от этого корня?

Дети: Умный, умница, умище, умишко.

16. Итог занятия.

Логопед предлагает детям перечислить задания, игры в которых они участвовали, рассказать чему они научились, что нового узнали. Логопед оценивает их работу.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему «Перелетные птицы»Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему «Перелетные птицы» Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему «Перелетные птицы» Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами. Задачи:.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Перелетные птицы»Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Перелетные птицы» Программное содержание: 1 Познакомить детей с перелетными птицами. 2 Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе. 3 Развивать.

Конспект НОД по аппликации в старшей группе «Перелетные птицы. Жаворонок» ВидеоКонспект НОД по аппликации в старшей группе «Перелетные птицы. Жаворонок» Видео Цель: Закреплять и расширять знания о птицах (особенностях их внешнего вида, условиях обитания). Задачи: Углублять интерес детей о весенних.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы» в старшей группе Цель: - показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны. Задачи: - уточнить и расширить представления о перелетных птицах,.

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Перелетные птицы. Грач» ВидеоКонспект НОД по рисованию в старшей группе «Перелетные птицы. Грач» Видео Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня хочу поделиться с Вами конспектом НОД по рисованию в старшей группе на тему: "Перелетные.

Конспект ООД по экологии «Перелетные птицы» в подготовительной к школе группеКонспект ООД по экологии «Перелетные птицы» в подготовительной к школе группе Тема: «Перелетные птицы» Цель: Познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют, дать определение словам «насекомоядные»,.

Конспект по развитию экологических представлений с детьми 5–6 лет. Тема: «Весна. Перелетные птицы» Программное содержание: Экологическое воспитание. Воспитывать любовь к природе родного края. Овладение действием замещения. Освоение действия.

Конспект занятия «Перелетные птицы» в подготовительной группе Цель: закрепить знания детей о птицах. Задачи: способствовать обобщению представления детей о перелетных птицах, прилет, выведении птенцов,.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Перелетные птицы. Скворец» ВидеоКонспект занятия по рисованию в старшей группе «Перелетные птицы. Скворец» Видео Цели: совершенствовать навыки изображения птиц; развивать творческое воображение; воспитывать бережное отношение к окружающей природе;.

Конспект занятия в старшей логопедической группе «Перелетные птицы» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия — путешествия «Перелетные птицы»
Опубликовано: 22 сентября 2020 в 17:22
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД