Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы» в старшей группе

Корнеева Валентина
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы» в старшей группе

Цель:

- показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны.

Задачи:

- уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период,

- упражнять в классификации перелетных и зимующих птиц, в выделении лишнего объекта.

- развивать интерес к жизни птиц,

- воспитывать желание заботиться о птицах,

- воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

- беседы и наблюдение за птицами на участке детского сада,

- чтение художественной литературы по теме: рассказы: В. Бианки «Грачи весну открыли», «Лесные домишки»,

- загадывание загадок о птицах,

- рассматривание иллюстраций с изображением перелётных птиц.

Материалы и оборудование:

- тематические картинки по теме: весна, перелётные птицы.

Ход деятельности

Воспитатель загадывает загадку.

Я раскрываю почки,

В зелёные листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня. (Весна)

Воспитатель. О каком времени года говорится в загадке?

Дети. О весне.

Воспитатель. Правильно, о весне.

- А сейчас какое время года?

- Назовите весенние месяцы?

- Сейчас какой по счету месяц?

Воспитатель. О весне хочется, говорить красивые слова, «Весна, какая?»

Дети. Солнечная, тёплая, весёлая, радостная, поющая, зелёная, звонкая, цветущая, яркая, долгожданная и т. д…

Воспитатель. А как называются птицы, которые прилетают к нам весной?

Дети. Перелетные)

(картинки с изображением птиц: грач, скворец, соловей, аист, цапля, кукушка, ласточка, журавль).

Воспитатель. Почему этих птиц называют перелётными?

Дети. Потому что осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.

Воспитатель. Почему птицы улетают осенью?

Дети. Потому что становится холодно и им нечем питаться.

Воспитатель. Что для перелётных птиц страшнее: холод или голод?

Дети. Голод, потому что они питаются только насекомыми, а от холода можно спрятаться.

Воспитатель. Почему они возвращаются?

Дети. Корма стало достаточно, появились насекомые, на проталинах можно найти прошлогодние семена и плоды.

Воспитатель. Правильно.

Отгадайте, пожалуйста, загадки:

1. Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птица … (Грач)

2. Под крышей я леплю гнездо,

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину (Ласточка)

3. На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тюкнет, клювом наугад —

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

4. Эта птица никогда для птенцов

Не вьет гнезда.

Сядет где-то на суку,

И кричит:»Ку-ку, ку-ку». (Кукушка)

5. На шесте дворец

Во дворе певец

Звать его… (Скворец)

Воспитатель. У различных птиц весна наступает в разное время. Какая птица прилетает раньше всех?

Дети. Раньше всех прилетают грачи.

Воспитатель. Почему грачи прилетают первыми?

Дети. Они могут ходить по земле и собирать семена, плоды, оттаявших первых червяков.

Воспитатель. Грачей называют также «Вестниками весны». В народе говорят: «Грачи на горе – весна на дворе».

Воспитатель. Позже всех прилетают ласточки и стрижи. Потому что высоко в небе, где они обитают и питаются, насекомые появляются позднее.

(показать ласточку и стрижа)

Воспитатель. Ребята, чем весной занимаются птицы.

Дети. Строят гнезда.

Воспитатель. Правильно. Первая забота у птиц весной это поправить старые гнезда и построить новые.

Воспитатель. Зачем птицы строят гнёзда?

Дети. Гнездо необходимо, чтобы отложить яйца, высидеть птенцов, выкормить их.

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, где птицы строят гнезда?

Дети. На земле, на деревьях, под крышей, под балконом,

Воспитатель. Из чего строят гнезда птицы? (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, березовой коры и др.)

Воспитатель. Вот, когда гнезда готовы, какая же следующая забота у перелетных птиц?

Дети. Они откладывают яйца, выводят птенцов.

Воспитатель. А кто заботится, высиживает, согревает, бережет их?

Дети. Мама-птица, самка.

Воспитатель. Кто заботится, кормит маму и птенцов?

Дети. Папа, самец.

Воспитатель. Кто вскармливает и растит потомство?

Дети. Родители, обе птицы.

Воспитатель. Можно ли разорять гнезда?

Дети. Нет. Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим их чудесных песен.

Воспитатель. Произойдет экологическая беда

Физкультминутка

Ласточки летели,

Все люди глядели (Бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями.)

Ласточки садились,

Все люди дивились (Приседают, сложив руки за спиной.)

Сели, посидели, (Делают ритмичные наклоны головой.)

Взвились, полетели.

Полетели, полетели,

Песенки запели. (Опять бегут по кругу, взмахивая руками.)

Дидактическая игра «Назови птенцов».

У утки – утята

У гуся – гусята

У аиста – аистята

У грача – грачата

У скворца– скворчата

У соловья – соловьята

У журавля – журавлята

Воспитатель. Подумайте и скажите, какая птица лишняя и почему?

Дидактическая игра «Четвертый лишний? (по картинкам)

Ласточка, воробей, грач, скворец.

Ворона, аист, голубь, воробей.

Грач, синица, ласточка, кукушка.

Сорока, воробей, дятел, ласточка.

Голубь, кукушка, цапля, журавль.

Итог занятия.

Воспитатель. О ком мы сегодня с вами говорили?

Дети. О жизни перелётных птиц весной, о пользе их в природе, о том, что птиц нельзя пугать, обижать, и нельзя разорять гнезда.

Воспитатель. Да, много интересного мы сегодня узнали о жизни птиц.

Публикации по теме:

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Зимущие птицы» Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Зимующие птицы» Цели: формировать экологическую культуру у детей;.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Профессия Строитель» в старшей группе Воспитатель: Мироян Наталья Борисовна Тема: «Ознакомление с трудом взрослых: профессия Строитель» Вид: комбинированное занятие Образовательные.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Птицы — наши друзья» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему «Птицы – наши друзья» Воспитатель Есина Г. И. Цель: расширять представление.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе .

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Птицы
  • Птицы
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы» в старшей группе
Опубликовано: 25 марта 2019 в 19:55
+158Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 55.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День весенних декораций на МААМ

Солнечный, согретый солнцем — именно так переводится с латыни название четвертого месяца года. Древнерусское имя апреля еще красивее — цветень. Ведь он знаменует собой начало цветения растений. Апрель...

24 апреля. День российского стоматолога

Стоматология является одной из самых древних отраслей медицины в мире. При археологических раскопках находили черепа людей, живших 5,5 и даже 7 тысяч лет до нашей эры, в зубах которых для лечения кариеса...

Конспект прогулки «Наблюдение за сиренью» в старшей группе
Цель: формирование экологической культуры у детей. Задачи: расширять знания детей о сирени; развивать речь, внимание, наблюдательность, память;...
Конспект ООД по эстетическому воспитанию «Детские памятники Санкт-Петербурга»
Образовательная область эстетическое развитие. ООД-Эстетическое воспитание — «Детские памятники Санкт-Петербурга» Цель: Закреплять и расширять знания...
Игры с фонариком «Домашние птицы»
Игра с фонариком. Цели: развивать зрительные ощущения, формировать представление о свете и темноте. Надо помочь вернуть курице и утке, их яйца в гнездо....