Светлана Давыдова
Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Необычная история обычного камня»
▼ Скачать + Заказать документы
Необычная история обычного камня
Использование современных образовательных технологий: ИКТ-технологии, здоровье сберегающие, личностно-ориентированные.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (освоение представлений о родном городе и логико-математическое развитие, «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» (мир социальных отношений).
Цель:
Расширять кругозор детей сведениями об истории и достопримечательностях родного города. Формировать и обогащать представление детей о памятнике «Медный всадник».
Задачи:
Публикация «Конспект занятия с детьми подготовительной группы „Необычная история обычного камня“» размещена в разделах
1. Образовательные — закреплять умение детей внимательно слушать текст, отвечать на вопросы по содержанию текста; расширять и углублять знания об истории родного города, совершенствовать навыки речевого общения, умения выражать свое мнение.
2. Развивающие - развивать умение ориентироваться на плоскости, действовать по словесной инструкции, тренировать счетные умения, учить образовывать число 10 из трех меньших
3. Воспитательные - развивать умения взаимодействовать друг с другом в совместной деятельности, получать общий результат.
4. Словарная работа – баржа, компас, платформа, пьедестал, лебедка
Материалы к занятию : планшетный компьютер, карточки с примерами на каждого ребенка, кораблик «Брызг-Брызг» («Развивающие игры Воскобовича» по одному на двух детей, простые карандаши и печатное задание (на каждого ребенка). На столах лежат карточки с цифрами по количеству детей.
Предварительная инструкция для ребят: каждый ребенок получает карточку с написанным примером, решает и усаживается на место с номером, который соответствует ответу.
Ход занятия.
Воспитатель:
- Ребята, мы живем с вами в одном из красивейших городов мира. Как называется наш город? (ответы детей). Правильно, Санкт-Петербург.
Санкт - Петербург всегда считался культурной столицей России, у нас много разных памятников, и сегодня мы поговорим об одном из них. У этого памятника много особенностей, и одна из них – превращение самого обычного предмета в необычный. Хотите узнать эту историю? (ответы детей).
Жил был валун… Жил тысячу лет. А может и миллион. В дремучем лесу, среди топких болот, на Ижорской земле. О нем узнала царица Екатерина Вторая и приказала доставить в Петербург. (слайд 2)
- Этому камню дали необычное имя. Как вы думаете, какое? (ответы детей). Давайте разгадаем.
(Дети по очереди, по команде педагога, выходят к компьютеру и составляют слова. На экране появляется картинка (слайд 3)
- Камень назвали… «Гром-камень». Как вы думаете, почему? (ответы детей).
- По одной легенде в этот камень когда-то давным- давно ударила молния и оставила свой след. По другой – это камень огромный, громадный. Он был таким исполинским, что его больше года по суше и по воде доставляли в Санкт – Петербург. Тех замечательных машин, которые изобретены людьми сегодня, в те времена не было. Посмотрите, пожалуйста, на экран. (слайд 4)
- Как вы думаете, какие из геометрических тел могли помочь транспортировать такой огромный камень? (на экране куб, конус, цилиндр, шар, призма и пирамида).
(ответы детей, проверка на экране).
-Действительно, шар, цилиндр и призма. Из чего в лесу можно сделать приспособление в форме цилиндра? (ответы детей - из стволов деревьев).
- Для транспортировки этой махины была проложена специальная дорога к реке, забиты толстые сваи, вместо столбов врыты корабельные сосны; сделана платформа из несколь-ких рядов бревен. Дождавшись морозов, сковавших землю, камень при помощи целой системы рычагов, лебедок, литых медных шаров (которые подкладывали под платформу) привезли по деревянным рельсам со скоростью 60-70 метров в день (2 километра в месяц). Это очень медленно – примерно то расстояние, что мы идем на прогулку за пару минут, люди тащили камень целый день. (слайд 5)
- Как вы думаете, какие из геометрических тел могли помочь транспортировать такой огромный камень? (на экране куб, конус, цилиндр, шар, призма и пирамида, ответы детей, проверка на экране).
-Действительно, шар, цилиндр и призма. Из чего в лесу можно сделать приспособление в форме цилиндра? (ответы детей - из стволов деревьев).
- Для транспортировки этой махины была проложена специальная дорога к реке, забиты толстые сваи, вместо столбов врыты корабельные сосны; сделана платформа из нескольких рядов бревен. Дождавшись морозов, сковавших землю, камень при помощи целой системы рычагов, лебедок, литых медных шаров (которые подкладывали под платформу) привезли по деревянным рельсам со скоростью 60-70 метров в день (2 километра в месяц). Это очень медленно – примерно то расстояние, что мы идем на прогулку за пару минут, люди тащили камень целый день. (слайд 6)
- Давайте проложим путь через леса и болота к реке, по которому повезут наш валун.
На экране компьютера схема (слайд 7, воспитатель раздает планшет «Игровизор» с вложенными заранее листами задания, маркеры.
-В левом верхнем углу нарисован предмет, который поможет проложить путь. Как он называется? (ответы детей)
- Правильно, это компас. Один километр — это будет одна клетка. Идти надо так: от крестика около Гром камня 3 км на восток, 1 км на юг, 5 км на восток, 4 км на север, 4 км на восток, 4 км на север, 1 км на запад, 1 км на север, 1 км на запад, 1 км на север.
(после выполнения задания дети самостоятельно проверяют точно ли выполнили – образец выводится на экран – слайд 7).
Физкультминутка (на экране картинка леса слайд 8) :
-А мы отправимся в лес. Встали около стульчиков.
Мы с вами входим в лес:
Сколько здесь вокруг чудес! (смотрим влево, вправо)
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся – покажем
Крылья сложили назад. Рис. 7
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
- Вот Гром-камень доставили к реке. Как вы думаете, как называется река, по которой путь груза точно приведет в наш город:
Средь петербургских берегов
В гранит она зажата,
Меж разводных мостов течет,
Что за река, ребята? (ответы детей).
- Правильно, Нева. И вот груз на барже (слайд 9). Вам необходимо оснастить парусами корабли. Работать будете парами (раздать кораблики по одному на стол).
- Снять все флажки.
-Внимание! Надо взять десять флажков любых цветов и распределить их на три мачты так, чтобы они были полностью закрыты флажками. (Дети по очереди рассказывают, какие мачты они выбрали, анализируя состав числа «10» из трех меньших чисел, вари-анты решений: 7+1+2, 6+3+1, 5+2+3, 4+5+1).
- На остальные мачты прикрепите флажки так, как вам хочется. (Можно устроить в виде небольшого соревнования).
- Ну, вот и все готово. Корабли потащили баржу по Неве и благополучно доставили в Санкт-Петербург.
1 2 3
4 5 6
7 8 9
Слайд 11
На пьедестал Гром-камня помещены три героя. О том, кто из них главный, нам подскажет цифра.
(на экране таблица слайд 10).
Гимнастика для глаз:
Дети выбирают стартовую цифру, взрослый называет пространственные характеристики, например, от 2 вниз – влево-вверх –стоп! Дети зрительно перемещаются по таблице и определяют цифру 1.
- С именем какого русского царя, основателя нашего города, связана эта цифра? (на экране портрет Петра Первого).
- Второго героя узнаем, разгадав загадку:
Он бывает вороной,
В яблоках бывает,
Есть подковы у него,
Овес обожает?
(конь).
- Догадался кто-нибудь, как называется памятник, в котором пьедесталом служит Гром-камень и какой третий герой на постаменте?
Памятник из бронзы,
Честь царю, хвала!
Мчится словно ветер,
Конь тянет удила.
На коне сидит герой,
Он красивый, молодой,
Это память в честь Петра,
Много сделал он добра.
Скачет воин в будни, в праздник,
А зовется… («Медный всадник»)
Модель конной статуи Петра выполнена скульптором Этьеном Фальконе.
Петр Первый сидит на коне, конь наступил копытом на змею. Змея обозначает «враж-дебные силы».
Гром-камень был найден в окрестностях деревни Конная Лахта. После того, как его из-влекли из земли, котлован заполнила вода, и образовался водоём, сохранившийся до настоящего времени — Петровский пруд.
Итоговые вопросы: Почему камень назвали Гром-камень? Как Гром-камень доставили в Петербург? Где он находится?
Использованная литература, Интернет – ресурсы:
1. Т. Г. Харько «Развивающие игры как средство интеграции» (СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018)
2. Методические рекомендации к игре В. В. Воскобовича «Кораблик Брызг – Брызг»
3. Картинки интернет – ресурса https://go.mail.ru
Приложение:
Если нет смарт-доски или планшетного компьютера можно составлять слова, например, на доске, используя прилагаемый образец.
Инструкция, как работать с предлагаемым материалом:
- распечатать, вырезать все ячейки
- наклеить на обратную сторону примеров буквы
- цифры наклеить на отдельные карточки
Г 8-7 1
Р 1+1 2
О 5-2 3
М 1+3 4
К 10-5 5
А 4+2 6
М 5+2 7
Е 4+4 8
Н 8+1 9
Ь 9+1 10