титова жанна владимировна
Конспект занятия с использованием пластилинографии. Мастер-класс «Живёт Зима в избушке — весёлая старушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер - класс «Живёт Зима в избушке – весёлая старушка»
Актуальность проблемы
Раскрывая важность проблемы общения родителей и детей, начну со слов В. А. Сухомлинского:
«Семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : семья, детский сад, общественность».
Публикация «Конспект занятия с использованием пластилинографии, Мастер-класс „Живёт Зима в избушке — весёлая старушка“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Зимние поделки, рисование
- Зима. Лепка, пластилин
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Темочки
На протяжении моей педагогической деятельности неоднократно слышу от родителей вопросы, касающиеся воспитания малышей.
Чаще всего родители сталкиваются с трудностями в общении с детьми. Вот такие вопросы мне приходилось слышать: «Что делать? Ребёнок не усидчив. Ни чем не удаётся его заинтересовать. Ничего не хочет делать: ни рисовать, ни лепить, даже сказки не хочет слушать». Или «Мой сын любит только смотреть мультики и играть в компьютерные игры. А книги ему мы не читаем. Нет времени. Сын очень замкнут, слова из него не вытянуть. Что делать?»
Таких примеров можно привести много. Но ответ один: «Несмотря на загруженность и интенсивность нашей жизни, в первую очередь мы - родители должны и обязаны с самого рождения наших детей уделять им всё своё внимание и любовь».
Общение с нашими детьми может быть очень интересным и плодотворным, если внести немного фантазии, и в этом всегда приходит на помощь “старая, добрая сказка”. Сначала она появляется в жизни ребёнка в русском народном фольклоре, в виде потешек и прибауток, а затем в разных литературных произведениях.
Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера. Она помогает разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношения людей, помогает оценить их поступки, вызывает либо сочувствие, либо осуждение. Но возникает вопрос: «Как у ребёнка вызвать интерес к сказке»? Вариантов ответов очень много, но один из них мне наиболее интересен. Предложите малышу вместе с вами сделать «Домашний театр». Ведь сказки можно не только читать, их можно рассказывать, показывать и – как высший пилотаж – самим придумывать.
На примере данного мастер – класса, предлагаю родителям и детям провести совместную творческую работу: с помощью нетрадиционной техники – пластилинографии создать «Домашний театр» и придумать добрую сказку «Живёт Зима в избушке – весёлая старушка».
Добро пожаловать в мир нашей сказки:
«Живёт Зима в избушке – весёлая старушка»!
Вводное слово педагога.
Начиная свой рассказ о пластилинографии, хочу затронуть более глубокий пласт проблемы важности и актуальности всех занятий изобразительной деятельности. Это проблемное развитие творческого воображения ребёнка.
Воображение и фантазия – это важнейшая сторона в жизни ребёнка. Усвоить какую – либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от пяти до пятнадцати лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
Творческое воображение нужно развивать уже сейчас, не дожидаясь старшего дошкольного возраста. Точно так же, как и воспитывать ребёнка необходимо уже с момента его рождения.
Для того чтобы развивать творческое воображение у детей младшего дошкольного возраста необходима особая организация изобразительной деятельности, где главной формой становится – сотворчество взрослого и ребёнка. И в качестве приоритетной деятельности, на мой взгляд – стала пластилинография.
На вопрос – почему? Можно ответить просто:
• Во – первых: дети очень любят рисовать, но встречаемся с трудностями у детей младшего возраста в овладении графомоторных навыков (хочу рисовать, но не умею).
• Во – вторых: ребят очень привлекает пластилин. Это материал, который можно мять, сворачивать, раскатывать, отщипывать, сплющивать, смешивать с другими материалами. Не только с пластилином, но и с блёстками, крупой, песком…. Все эти движения не только формируют мелкую моторику, но снимают страх, напряжение, позволяют эмоционально разгрузить себя от лишних негативных эмоций. Способствуют возникновению чувства самодостаточности: «Я творю!», «Я создаю!» и вот здесь уже включается важнейший психический процесс – творческое воображение!
• В – третьих: с помощью пластилина можно “оживлять” и сам рисунок, придавая предметам выпуклую форму. Кроме того, если что – то не получилось, легко убирается. Это не вызывает чувство неудовлетворения и эмоциональной депривации, то есть разочарования в себе.
Для справки: Пластилин применяется в психотерапии, как основное средство, также как и песок в Арт – терапии * - “песочная терапия”. С помощью его снимается агрессия, повышенная тревожность, фрустрация.
Понятие – “пластилинография” имеет два смешанных корня:
“графия” – создавать, изображать, а первая половина слова “пластилин”, материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полу - объёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приёмы с пластилином : раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте. Происходит знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.
*Арт – терапия – лечение искусством (Адриан Холл – создатель 1938г.).
Живёт Зима в избушке – весёлая старушка
Друзей всех приглашает на лыжи, на коньки
И после лыжной гонки не стойте вы в сторонке,
А поспешите в гости на чай, на пироги.
Живёт Зима в избушке – весёлая старушка
И сказки сочиняет в морозные деньки.
Мастер – класс рассчитан на проведение с родителями и воспитанниками младшего дошкольного возраста.
Назначение:совместное творчество родителей и детей – создание «Домашнего театра» (детям отводится роль помощников).
Девиз: «Папа, мама, я – творческая семья!»
Цель: создать радостное настроение от общения друг с другом, атмосферу праздника и взаимопонимания, создать предпосылки креативного развития у детей.
Линии развития ребёнка
Задачи Познавательное - речевое Социально- коммуникативное Художественно- эстетическое
Образователь-ные - Расширить представления детей об окру-жающем мире.
- Учить обсле-доватьразлич-ные объекты (предметы) с помощью зри-тельного, так-тильногоощу-щения для обо-гащения и уточ-нения восприя-тия их формы, пропорции, цвета. - Обогатить словарь образ-нымивыраже-ниями.
- Научить инто-национной вы- разительности (восклицательной, вопросительной интонации). - Учить переда-вать простей-ший образ пред-метов, явлений окружающего мира посредст-вомпластили-нографии.
-Учим основ-ным приёмам пластилиногра-фии (надавли-ванию, разма-зыванию, отщи-пыванию, вдав-ливанию).
Развивающие -Развивать мел-кую моторику рук, координа-цию движения рук, глазомер.
-Развивать вни-мание, творчес-кое воображе-ние и творчес-кое мышление. -Развивать инте-рес и желание совместно при-думыватьсказоч-ные истории. -Развивать изо-бразительную деятельность детей.
-Развивать инте-рес и любовь к созданию поде-лок своими руками.
Коррекцион-ные -Развитие обще-речевых навы-ков (дуем на снежинки, на “ветерок”).
-Развитие лек-сико грамма-тического строя речи (Зима, ласково- Зимушка). -Развитие связной речи.
Воспитатель-ные -Воспитывать отзывчивость, доброту, умение радоваться вместе со сверстниками и родителями своему творению, воспитывать желание помогать друг другу. -Воспитывать навыки акку-ратной работы.
Необходимые материалы для работы:
- восковой пластилин разных цветов,
- основа для поделки “Дом бабушки Зимы”,
- платформа (из картона и самоклейки) на которой будут располагаться сказочные герои,
- веточки от кустов (деревьев, закрашенные серебряной гуашью и блёстками,
- силуэт “Бабушки – Зимы”,
- силуэты сказочных героев (заяц на лыжах, мишка на санках, белочка на коньках) – силуэты вырезаны из детских книг и приклеены на картон,
- бижутерия: пластиковые бусины, пайетки перламутрового и серебряного цвета…
Сценарий занятия
Под звуки песни Э. Хиля“Жила зима в избушке” родители и дети рассаживаются на свои места.
Воспитатель приветствует родителей и детей и рассказывает стихотворение «Живёт Зима в избушке…».
Воспитатель спрашивает ребят: “О ком я рассказала вам стихотворение?»
Предполагаемый ответ детей: «О зиме», «О старушке»…
Воспитатель: «Ребята, бабушка Зима приглашает нас с вами и вашими родителями в свою зимнюю сказку. И для этого нам нужно сделать маленький театр. Дом для бабушки Зимы. Пригласить к ней друзей: зайчиков, мишек, белочек. И тогда мы с вами сможем придумать свою зимнюю сказку, и показать её своим друзьям.
В конце проделанной работы преподаватель хвалит детей и родителей и вызывает чувство радости от совместного творческого процесса. Предлагает детям – показать родителям, как ребята умеют играть: физкультминутка “На горке”
Бух! Бух! Бух! Бух! --- на каждое восклицание приседает один ребёнок.
Белый снег, как белый пух --- выпрыгивают вверх, резко выбросив руки над собой.
С горки катимся гурьбой
Я на санках за тобой --- бегут друг за другом “паровозиком” по кругу.
Развалились на снегу,
Ой, я больше не могу--- падают на ковёр, раскинув руки и ноги.
Н. Нищева По команде воспитателя расслабляются.
Рекомендации для родителей
Педагог предлагает родителям придумать вместе с детьми свою сказку и записать в “альбом – копилку” словотворчество детей из одного, двух предложений.
На выбор родителям предлагаются игровые упражнения:
I. “Игра – фантазия – Изобрази героев сказки”
- Ребёнок выбирает героя сказки и изображает его с помощью мимики, жестов, движения.
Приём – повтори за мной.
II. “Накорми животное”
- взрослый показывает героев сказки, а ребёнок придумывает слова – еду, которую любит животное.
Например: зайчик любит морковку, она сладкая, вкусная.
III. “Прятки”
- спрячьте одного из героев сказки и предложите ребёнку угадать, кто спрятался (кого не стало).
IV. “Пластилиновый мультфильм”
- вылепите вместе с ребёнком любых сказочных героев из любимых мультфильмов и предложите их “оживить” –сочините вместе новую сказку – мультфильм.