надежда пермякова
Конспект занятия «Способность к труду-главное качество человека» в рамках проекта «Навстречу детям» для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у детей сознательного отношения к труду.
Задачи:
• Расширить представление детей о значении труда в жизни общества.
• Способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость.
• Побуждать детей к развитию трудовых навыков.
• Воспитывать положительное отношение уважение к людям труда.
Оборудование: карточки, пособие «Собери пословицу», альбом профессий.
Ход занятия
Публикация «Конспект занятия „Способность к труду-главное качество человека“ в рамках проекта „Навстречу детям“ для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Я очень рада снова видеть вас у себя на занятии. У каждого из вас на столе карточки, на которых записаны слова. Разложите их так, чтобы получилось название темы нашего занятия.
Дети составляют карточки.
Воспитатель. Прочитайте, что у вас получилось?
Дети. Способность к труду – главное качество человека.
Воспитатель. Верно. А как вы понимаете эти слова?
Дети дают свои варианты ответов.
Воспитатель. А как вы считаете, все ли люди способны трудится?
Дети отвечают.
Воспитатель. Ребята, каждый человек, даже самый маленький способен трудиться. Только труд у каждого разный. Новорождённый кушает – это для него труд. Малыш учится шнуровать ботинки и застегивать пуговицы, школьник учится и помогает родителям, взрослые трудятся на работе и дома. Как видите, трудится каждый, только вот способность к труду у всех разная. Кто-то способен трудиться не покладая рук и прилагая массу усилий, а кто-то небрежно выполняет свою работу, безответственно делает своё дело. Какие люди вам нравятся больше всего?
Дети дают свои варианты ответов.
Воспитатель. Хорошо. Итак, тема нашего занятия «Способность к труду – главное качество человека».
И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К. Д. Ушинского, который называется «Два плуга» Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.
Читаю рассказ.
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
-Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
-От труда, мой милый, - отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
Воспитатель. Думаю, ребята, вы все поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего занятия. Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро?
Дети. Потому что он трудился.
Воспитатель. Что случилось с плугом, который лежал без дела?
Дети. Этот плуг потемнел и покрылся ржавчиной.
Воспитатель. Как вы думаете, кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах?
Дети. Людей. Труженика и лентяя.
Воспитатель. Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?
Дети дают свои варианты ответов: Способностью хорошо трудиться обладает не каждый. Способность хорошо трудиться является одним из самых лучших качеств человека. Труд красит человека, а безделье того уродует и т. п.
Воспитатель. Значение способности к труду огромна. Постарайтесь доказать это своими примерами.
Дети приводят свои примеры.
Воспитатель. Молодцы! Многие древние авторы рассматривали способность к труду как нравственный подвиг, как высокий долг человека. Ещё Владимир Мономах, один из русских царей говорил: «Труд – высшее мерило богоугодности». По древней книге «Домострой» устраивали свою жизнь и князья, и крестьяне. Они считали главными качествами трудолюбие и бережливость. И в наше время человек в обществе ценится по его способности к труду. Ведь труд - это источник радости и удовольствия. Если прекрасно делаешь своё дело, то хорошо тебе. А те, кто находятся рядом, отмечают твою способность к труду. Как вы думаете, способность к труду – рождается вместе с человеком или ей нужно учиться?
Дети дают свои варианты ответов.
Воспитатель. Способности к труду, конечно же учатся. Нужно приложить немало усилий, чтобы твой труд начали уважать. А в трудовом коллективе человек чему-нибудь учится?
Дети. В трудовом коллективе человек учится выполнять свои обязанности.
Воспитатель. Верно, в трудовом коллективе человек получает возможность ощутить свою силу и возможности. В коллективе люди ценятся по труду. Не сразу человек может выполнить большую и сложную работу. Всё начинается с малого, поэтому к труду надо приучать себя с раннего детства. Скажите, а с чего мы начинаем приучать себя к труду?
Дети. Мы учимся содержать в порядке свои вещи, учебные принадлежности. Учимся ухаживать за своей внешностью, одеждой и обувью. Учимся хорошо выполнять свои обязанности.
Воспитатель. При многих обязанностях человека в коллективе ценят, как и нас с вами, прежде всего, по труду. Труд помогает нам раскрывать себя, показать свои способности. В коллективе мы учимся общению с товарищами. От честного выполнения своих обязанностей, зависит благополучие остальных. Докажите мне это на своих примерах.
Дети. Если дежурный по столовой, красиво и правильно накроет стол к обеду, значит будет приятно всем. Когда дежурные по классу хорошо следят за порядком, то и в классе стоит чистота, и всем это нравится. Если в классе все готовы к уроку, значит ответственный за учёбу хорошо выполняет свои обязанности. И т. д.
Воспитатель. Верно, ребята, если каждый из нас будет хорошо выполнять свои обязанности, то у нас всегда будет полный порядок и люди будут отмечать, что в нашей группе живут и учатся трудолюбивые дети. А еще, труд имеет и большое личное значение. Испытывают радость те люди, которые многое умеют делать своими руками, и как досадно бывает тем, кто ничего не умеет делать. Приведите свои примеры.
Дети приводят свои примеры.
Игра «Собери пословицу»
Воспитатель. В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду не только словами, примерами, но и пословицами. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? (выставляю пособие «Собери пословицу»)
Дети называют знакомые пословицы, записывают их на листочках деревьев и вывешивают на дерево без листьев.
Воспитатель. Молодцы! Вон сколько листочков появилось на дереве! А посмотрите на это сказочное дерево. На нём выросло только начало пословицы. Ваша задача дописать пословицу и прикрепить листок на своё место.
Дети дописывают и прикрепляют пословицы к дереву.
Не спеши языком-(спеши делом)
Любишь кататься- (люби и саночки возить)
Делу время (потехе час)
Маленькое дело (лучше большого безделья).
Горька работа, (да сладок хлеб)
Не везде сила: где уменье, (а где и терпенье)
Не сиди сложа руки- (не будет и скуки)
Деревья смотри в плодах, (а людей смотри в делах)
Терпенье и труд (все перетрут)
Под лежачий камень (и вода не течет)
Воспитатель. Молодцы! Вы хорошо знаете пословицы о труде.
Труд людей надо ценить и уважать. В своей жизни мы всюду сталкиваемся с результатами труда людей. Вещи, созданные трудом человека, надо беречь. Сегодня вы сидите за школьной партой. Учёба - ваш главный труд. Какого ученика больше ценят?
Дети отвечают.
Воспитатель. Пройдут школьные годы. Вы станете взрослыми и нужно будет выбрать профессию. А что такое профессия?
Дети отвечают.
Воспитатель. Профессия - это вид труда, который требует от человека определенной способности, подготовки, знаний, и умений. А много профессий вы знаете?
Дети отвечают.
Воспитатель. В мире много профессий и каждая из них интересна по-своему: одни связаны с опасностью и приключениями, другие с помощью людям, кто-то руководит, кто-то выполняет приказы. Но каждая профессия по-своему интересна, в каждой есть особые загадочные моменты, которые нужно только подметить. Будь это сторож, швея, или повар - о них обязательно сложена загадка. Сегодня вашему вниманию я приготовила только несколько загадок, которые войдут в наш альбом о профессиях.
Кто нас одевает в красивые платья,
Кто шьет нам наряды,
Чтоб было приятно?
(Швея)
Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?
(Повар)
С огнем бороться мы должны –
Мы смелые и храбрые,
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы?
(Пожарные)
Кладет кирпич за кирпичом –
Растет этаж за этажом,
И с каждым часом, с каждым днем
Все выше, выше новый дом.
(Строитель)
Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз - и помним вас.
(Фотограф)
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской;
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.
(Маляр)
Воспитатель. Молодцы! Вы неплохо умеете отгадывать загадки. А время нашего занятия подходит к концу и следует подвести итоги и сделать для себя какие-то выводы. Чтобы вам было легче это сделать, предлагаю провести небольшую анкету «Моя способность к труду». Ответьте на вопросы:
-После еды убираете ли вы за собой грязную посуду (всегда, часто, редко, не убираю)
-Переодеваетесь ли вы после школы в домашнюю одежду (всегда, часто, редко, не переодеваюсь)
-Убираете ли вы одежду на место (всегда, часто, редко, не убираю)
-Разогреваете ли вы сами себе обед (всегда, часто, редко, не разогреваю)
-Готовите ли вы себе пищу сами (всегда, часто, редко, не готовлю)
-Вы сами стираете себе носки и другие мелкие вещи (всегда, часто, редко, не стираю)
-Вы сами гладите себе брюки (юбку, рубашку…. (всегда, часто, редко, не глажу)
-Можете ли вы починить что – нибудь сам (всегда, часто, редко, не могу)
-Имеете ли вы постоянное домашнее поручение (да, нет)
-Как вы поступаете, когда не хочется делать работу (убеждаю себя, заставляю, тяну время, не делаю)
Результаты: подсчитайте свою сумму баллов за ответы по следующему ключу:
Ответы Оценка
Всегда (да) 5 баллов
Часто (заставляю) 4 балла
Редко (тяну время) 3 балла
Не делаю (нет) 0 баллов
По результатам анкеты на доске строится «Лесенка способности к труду», на которую заносятся фамилии воспитанников с самым большим количеством набранных баллов и пользующихся признанием за трудолюбие в классе, первой ступенькой будет та, кто набрал наименьшее количество баллов.
Воспитатель. Вот мы и увидели наглядно, что способности каждого человека разные. Безусловно, каждому из вас хочется сделать что-то хорошее в жизни. Оставить свой след на земле. Это ваше желание мне понятно. Но всегда ли вы задумываетесь над тем, в результате чего можно достигнуть поставленной цели?
- Скажите, пожалуйста, будет ли хороший работник из тех, кто сейчас учится плохо? (Ответы детей)
- Именно сейчас вы должны хорошо учиться, ведь учёба-это большой труд. Чем лучше ученик воспитает в себе способность к труду, тем лучше он будет учиться, тем лучше он будет работать в дальнейшем. Хочу пожелать вам всем развивать в себе способность трудиться и на прощание прослушайте такие стихи
Труд – основа нашей жизни,
Он любой украсит день.
Нет стыднее укоризны,
Что тебе трудиться лень.
По душе найди работу,
Будь в ней Мастером, твори,
Не стесняйся грязи, пота,
Грубых слов не говори!
Труд любой нам очень важен,
Постарайся все пройти,
И душою будь отважен,
Постигая труд в пути.
Исполняется песня «Маленькая страна»