Олейникова Ольга
Конспект занятия в подготовительной группе «Луна — спутник Земли»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- продолжать расширять знания о неживой природе, небесных светилах и желание познать её тайны;
- формировать элементарные представления о Луне,
- развивать наблюдательность, любознательность, умение делать выводы и устанавливать причинно - следственные связи;
- воспитывать умение видеть красоту неба, любоваться окружающей нас природой.
Словарная работа:
Лунотрясение, серп, новолуние, полнолуние.
Предварительная работа:
наблюдения за небом в разное время дня, рассматривание книг, иллюстраций, картин из серии" Планеты", "Космос". «Мир вокруг нас.»-атлас, изображения луны в двух фазах.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Луна — спутник Земли“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Луна. Все о луне для детей
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
1. Вводная часть.
Воспитатель : Ребята скажите как называется планета на которой мы живём?
(ответы детей).
А чем отличается наша планета от других?
(ответы детей). (она самая густо населённая: людьми, животными, насекомыми, птицами, растениями и т. д.)
Ребята, сегодня вы узнаете много интересного об одном неживом, небесном объекте, без которого наша Вселенная не смогла бы существовать. Чтобы узнать, что это за объект, вам надо отгадать загадку.
Ночью по небу гуляю, тускло землю освещаю,
Скучно мне одной, а зовут меня. (луной)
Так, что освещает землю ночью.? А какая она? (самая холодная).
2. Основная беседа
Воспитатель: Есть ли среди вас такие дети, которые ни разу не видели Луну?
(ответы детей)
В какое время суток вы её видели? Какой вы её запомнили?
(ответы детей: вечером, ночью, рано утром, когда едем в садик ; она круглая, разная, половинчатая, светит ночью и т. д.)
Серп луны часто называют месяцем, пока он похож на букву С, то это полнолуние и говорят, что Луна стареет. А через 14 суток и 19 дней старый месяц исчезает совсем, такую фазу называют «новолунием» Различные формы Луны называют фазами. Во время полнолуния Луна повёрнута к земле освещённой стороной, а во время новолуния- не освещённой.
Много тысячелетий мы видим в ночном небе Луну, когда поднимаем голову вверх. Только выглядит она по разному: то она круглая, как блинчик, то она похоже на серп.
Подрастал, подрастал,
Был рогатым - круглым стал.
Только круг, чудо круг
Стал опять рогатым вдруг (месяц).
Люди не знали раньше почему это происходит, думали даже, что видят разные небесные тела, поэтому и появились два названия: " луна " и " месяц». А вы как думаете, почему мы видим её такой разной?
(предположения детей: бывает старая луна и новая луна) .
Раньше люди вели даже специальный земледельческий лунный календарь, в котором говорилось, что на новолуние надо сажать всё что растёт над землёй (огурцы, помидоры, фасоль, арбузы и т. д.)
А на полнолуние сажали всё что растёт в земле. (картошка, лук, редис, морковь, свекла и т. д.)
Луна - самое близкое небесное тело к нашей планете Земля. Она меньше Земли по величине и массе. А как вы думаете, что полезнее солнце или месяц? Полезнее месяц, он освещает Землю ночью, а солнце светит днём, когда и без того светло. В полнолуние освещенность»молодой» луной больше, чем освещённость»старой» луной.
Луна - это, твёрдое, холодное, небесное тело, своего собственного света не излучает. Светит на небе только потому, что отражает своей поверхностью свет солнца. Поэтому на небе мы видим только освещённую Солнцем сторону, а на другой стороне мрак. По мере движения Луны по своей орбите, Солнце по-разному освещает Луну и нам кажется что её форма постоянно меняется. А на самом деле она не меняет своей формы. Как и наша планета Земля, так и Луна круглая, имеет форму шара.
Спутница Земли, планета. Круглолика и бледна. Ярко светит нежным светом с неба тёмного… (луна)
Луна вращается вокруг Земли и вокруг своей оси. Земля притягивает к себе Луну, не даёт ей удаляться и за это Луну прозвали спутником Земли. А путь, по которому движется Луна вокруг Земли называется орбитой Луны. Есть у луны и искусственные спутники, созданные человеком вращающиеся вокруг Земли. Их запускают с различными целями, для научных исследований, для изучения погоды, для связи. Луна единственный спутник Земли, и она видна без всяких телескопов, лучше чем другие планеты в телескоп. На планете Луна днём очень жарко 130 градусов, а ночью очень холодно мороз - 170 градусов. И если бы не было солнца, а светила только луна то наша планета бы вымерзла.
Физминутка.
Мы в ракету смело сели, (сели на корточки) Шлем на голову надели (сомкнули руки над головой).
Пуск! И в космос мы летим! (встали, тянемся вверх) В невесомости парим. (руки в стороны, круговые движения тела) Путь наметили к планете. (вытянули руки вперёд) Помахали вслед комете. (машем руками над головой). Посмотрели в телескоп. (сделали бинокль из кулачков и посмотрели). Надавили кнопку стоп. (хлопнули в ладоши).
Первым человеком, посмотревшим на луну был Галилео Галилей - итальянский учёный. Он построил свой первый телескоп и ему удалось рассмотреть Луну и сделать описание.
А первым человеком, который ступил на поверхность Луны, был американский астронавт Нил Армстронг.
На Луне нет воздуха, поэтому астронавтам нужно одевать специальные скафандры с запасом воздуха и аппаратом дыхания, на голове специальный шлем. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли, как будто на ней много лет не вытирали пыль. На Луне видны тёмные и светлые пятна. Светлые пятна - это лунные моря и у них есть свои названия, а на самом деле в этих морях нет воды они заполнены пылью.
Тёмные пятна - это ровные участки. На Луне много высоких гор, глубоких ям - кратеров, которые образовались от ударов метеоритов и упавших камней из космоса. Над Луной всегда чёрное небо, поэтому звёзды видны и днём также хорошо, как и ночью.
- А сейчас, ребята, посмотрите сказку. Называется она «Почему у месяца нет платья?» И подумайте, почему ее так назвали?
Заглянул Полумесяц к Портному,
Не к небесному, а к земному.
- Сшей мне, мастер, нарядное платье,
Буду по небу в праздник гулять я!
Снял Портной с Полумесяца мерку.
Приглашает его на примерку.
Но всего лишь за несколько дней
Вдвое сделался Месяц полней.
И в плечах, и в груди ему тесно
-Так поправился Месяц небесный! Чуть не плачет с досады Портной:
- Что за бес подшутил надо мной!
Ваша милость слегка пополнела Иль от стирки материя села, -
Я, по правде сказать, не пойму. Ладно! Новую примерку сниму. Вот проходят за сутками сутки, Не теряет Портной ни минутки. Ну, а Месяц - гуляка ночной -Стал тем временем полной Луной. Примеряет он тесное платье И, вздыхая, бормочет проклятья:
- Греховодник, мошенник, злодей! Постыдился бы добрых людей. За последние три дня и три ночи Платье стало тесней и короче!
Ничего не ответил Портной,
Где уж спорить Портному с Луной!
Снял он мерку с заказчика снова:
Будет к празднику платье готово.
Швы у платья Портной распорол,
Грудь расширил, надставил подол.
Доработать осталось немножко, А уж Месяц стучится в окошко. Да не Месяц, а тоненький Серп
-В это время он шёл на ущерб, Не Луна, а всего половинка: Только рожки да круглая спинка.
Весь затрясся от гнева Портной:
- Нет, довольно шутить надо мной! Угодить вам пытался я сдуру. Что ни день, вы меняли фигуру.
То Вы делались круглым, как блин. То худым, точно этот аршин. Шить Вам платье — пустое занятье,
Оставайтесь-ка лучше без платья!
- Какую тайну раскрывает эта сказка? (слайд 14)
Почему же у месяца нет платья? (Луна бывает разная)
-А вы знаете, от чего зависит разный вид Луны?
- Разный вид Луны зависит от того, как она освещена невидимым нам ночью Солнцем вид Луны в течение месяца меняется, потому что она занимает разное положение относительно Солнца и Земли. Еще в древности люди заметили, что Луна все время меняет свою форму. То она похожа на круглую тарелку, то на серп, который назвали месяцем. Всему этому есть объяснение. Солнце - это пылающий шар. Оно испускает свет. А Луна не испускает света; она словно зеркало, отражает свет Солнца. Лучи Солнца освещают её только с одной стороны. Только эту освещенную сторону Луны и видно с Земли. По мере того как Луна движется вокруг Земли, Солнце освещает её по-разному. В зависимости от того, какая часть Луны освещена, мы видим на небе её то целиком, то половинкой, то узким серпиком. Если наблюдать за Луной, вы заметите, серп «молодой», «растущей» Луны отличается от Луны «стареющей». Для этого нужно соединить отрезком прямой линии кончики рожек и немного продлить вниз эту линию. У нас получится буква «Р», т. е. первая буква слова «растущий». Значит мы нарисовали молодую Луну. А «стареющий» серпик сам об этом говорит, потому что он похож на букву «С» - первую букву слова «стареющий».
Вопросы детям:
Так скажите ребята, что такое Луна? Есть ли у неё собственный свет, и почему она светит? Какова поверхность Луны? Что на ней есть? Есть ли вода в лунных морях? Почему бывает лунотрясение? Какие 2 фазы луны вы запомнили? В какую из этих фаз светлее (полнолуние, темнее (новолуние). Когда сажают растения дающие плоды над землёй? (новолуние). А когда под землёй? (полнолуние).
Итог занятия:
-Что интересного Вы узнали на занятии?
- О чем можете рассказать дома?
Оцените свою работу на занятии?
-Оценка при помощи смайликов.