Патриотическое воспитание детей. Конспект занятия в подготовительной группе «Сказочно-былинный жанр в литературе и в живописи»

ольга потакуева
Патриотическое воспитание детей. Конспект занятия в подготовительной группе «Сказочно-былинный жанр в литературе и в живописи»

Конспект занятия в подготовительной группе на тему:

«Сказочно - былинный жанр в литературе и в живописи»

Программное содержание: продолжать знакомить детей с историей нашей России, с её настоящими и былинными героями. Раскрыть героический характер русского народа через изучение русских былин и сказок. Познакомить с творчеством русских художников В. М. Васнецова и К. Васильева. Воспитывать патриотические чувства у детей, формировать творческие способности, умение реализовывать свои замыслы.

Материал:

Предварительная работа:

• Чтение русских былин и сказок

• Рассматривание иллюстраций к книгам, изображением русских воинов

• Рассматривание картины В. М. Васнецова «Три богатыря», составление описательных рассказов о воинах

• Д\и «Собери богатыря в поход»

• Работа в тетрадях «История России»

• Просмотр м\ф «Илья Муромец», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич», «Василиса Микулишна»

• Рисование героев русских сказок

• Д\и «Народные и авторские сказки»

Ход занятия:

- Ребята, вы любите сказки? Почему? (в них есть волшебство, злые и добрые герои, приключения и т. д.)

- А как вы думаете, кто придумывает сказки? (авторы-писатели, простой народ)

- Мы говорим с вами «передается сказка из уст в уста» т. е. от одного человека к другому.

Воспитатель предлагает детям сесть и обратить свое внимание на картину «Боги Славян» из альбома «История России».

- Почему же зародилась сказка?

Очень давно, много сотен лет назад русских людей называли славянами (росами, русичами, а территорию России – Русью. Люди не верили в одного бога, а верили во множество богов, славяне верили,что весь мир состоит из трех миров: верхнего (небесного, где жили только боги, среднего (земного, где жили разные духи и сами люди, низшего (подземного, где обитали самые страшные и злые существа.

Люди никак не могли по другому объяснить: почему идет дождь, почему сдохла корова или заболела сестра.

Для того, чтобы в жизни складывалось все удачно люди придумали себе богов и духов. Духи жили рядом с человеком, и дома, и в лесу, и в реке. Одни были добрые, другие злые или пакостливые, шаловливые. Я думаю, что многих духов вы можете мне назвать.

- Игра «Вспомни и расскажи что-нибудь о своем духе» - дети по карточкам с изображением сказочных духов и героев рассказывают о них.

- Постепенно человек стал понимать, что многое зависит от него самого, от его характера и его труда. На Руси было принято Крещение, и люди стали верить в одного Бога. Но страх перед природой заставлял верить людей в домовых, русалок, водяных и люди стали сочинять про них сказки, придумывать волшебные истории.

- Вместе со сказками сочинялись и слагались в песни былины. Они никем не записывались, а так же передавались гуслярами, баянами народу их уст в уста (просмотр видеосюжета «Песня баяна»).

Слово «былина» происходит от слова «быль», т. е., что было на самом деле (воспитатель обращает внимание детей на выставку книг)

- Посмотрите внимательно на книги, иллюстрации в книжном уголке и скажите каких героев – богатырей вы здесь узнаёте (дети по иллюстрации из книг называют быллиных героев,варианты ответов: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Василиса Микулишна, Никита Кожемяка).

- Молодцы, ребята! Быстро определили героев и в этом нам помогли художники - иллюстраторы. А самым первым и принанным мастером сказочно – былинного жанра был и остается великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Именно он стал рисовать на своих полотнах героев русских народных сказок и былин. Давайте рассмотрим некоторые из них (воспитатель предлагает детям рассмотреть картины Васнецова и вспомнить сказки, былины). Продолжателем мастерства Васнецова стал другой художник Константин Васильев, он создал целый цикл картин на тему «Русь былинная» (воспитатель рассматривает открытки, картины этого художника и называет былины).

- Посмотрите, как живо и выразительно представлены герои былин и сказок на картинах этих великих художниках. Но ведь и художники должны опираться на точные, достоверные факты. Они должны знать, как одевались богатыри, какое оружие у них было. А в этом им и нам помогают настоящие учёные – историки и археологи.

Удалось даже подтвердить археологическими раскопками, сто богатырские заставы действительно существовали. Это были мощные земляные укрепления с частоколом на верху. На таких заставах располагались дружины, которые несли дозор и препятствовали неожиданному нападению. Из земли к нам попали остатки одежды и оружия русского воина.

- Давайте попытаемся назвать эти предметы одежды и оружия. Мы называем слово и добавляем к нему постоянный эпитет,часто встречающий в былинах:

Меч – кладенец

Стрела – калёная

Лук – тугой

Тетива – шелковая

Плеточка – шелковая

Латы – кольчужные

Кольчуга – богатырская

Палица – булатная

Доспехи – ратные

Конь – буланый

Копье – длинное, острое

(педагог обращает внимание на костюм русского воина: шлем –кольчуга – плащ – меч – щит, рассматривают его)

- Ребята, как называлась защитная рубаха из металлических колец? (кольчуга)

- А из металлических пластин? (латы)

- Как назывался головной убор русского витязя, сделанный из металла, кожи и украшенный камнями? (шлем)

-Для чего служил воину плащ? (для укрытия от непогоды, для тепла)

- Из какого материала обычно делались щиты? (из коры деревьев, из дерева, кожи, обивали металлом)

(Педагог предлагает поработать с одеждой воинов разных эпох. Дети из предложенных картинок выбирают изображения воина богатыря, солдата царской армии и современного солдата нашей Российской армии. Картинки распределяются на «Реке – времени» древность – старина – наше время.

Видео - загадки

- А сейчас я узнаю, как вы хорошо знаете русские былины (детям предлагается просмотреть несколько видеосюжетов и узнать богатырей)

Варианты:

1. Алеша Попович и Тугарин Змей

2. Добрыня Никитич и Змей Горыныч

3. Илья Муромец и Соловей Разбойник

4. Илья Муромец и Идолище Поганое

5. Святогор

6. Садко

7. Василиса Микулишна

- Посмотрите,как много нечисти нападало на русскую землю: это и Змей Горыныч и Тугарин Змей, Соловей Разбойник, Калин – царь.

- Как вы думаете, кого олицетворяли с этими героями?

- На Русь всегда нападали иноземцы, хотели захватить наши земли и превратить росичей в рабов. Так было и в 1242 году. На Русь напали шведские и немецкие рыцари, но русские войска одержали победу, победив врагов хитростью. Войска под предводительством князя Александра Невского заманили тяжелых рыцарей на замершее озеро, и те провалились в воду и утонули.

С тех пор Александр Невский стал одним из самых почитаемых героев в России.

- Можно ли Александра Невского назвать богатырем? (ответы детей)

- Александр Невский сказал после победы: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. Нам чужой земли не надо, но и своей земли мы не отдадим»

- Как вы понимаете эти слова? (рассуждения детей)

- Мы сегодня много говорили о подвиге русского народа, о сказочно – былинном жанре. Сейчас я предлагаю вам всем составить коллаж

«Сказочно – былинный жанр» - что я узнал сегодня.

Каждый выбирает из предложенных картинок ту. Которая по его мнению подходит к нашей сегодняшней теме и объясняет свой выбор (дети совместно с педагогом создают коллективную работу – коллаж).

В конце занятия отметить активных детей, коллективное творчество. Предложить рассмотреть коллаж.

Публикации по теме:

«Кто встречает нас в детском саду». Календарно-тематический план занятий в старшей группе. 1 - 4 недели смотреть в блоге. 5 неделя. Тема: Кто встречает нас в детском саду. (22-26 сентября 2014 года) Коммуникация. «Замок волшебства».

Презентация к беседе о снятии блокады Ленинграда: «Медаль за оборону Ленинграда»Презентация к беседе о снятии блокады Ленинграда: «Медаль за оборону Ленинграда» Дорогие друзья! Продолжая тему снятия блокады Ленинграда, хочу предложить вашему вниманию еще одну презентацию «Медаль за оборону Ленинграда».

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Патриотическое воспитание детей. Конспект занятия в подготовительной группе «Сказочно-былинный жанр в литературе и в живописи»
Опубликовано: 3 мая 2014 в 09:41
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 июня. День самомассажа на МААМ

Что такое самомассаж? Это совокупность поглаживаний, растираний, разминаний, которые человек выполняет сам. Любой самомассаж не способен принести никакого вреда, а только пользу для здоровья. Взрослый...

16 июня. День круговорота воды на МААМ

Очередной тематический день посвящен сложным процессам влагооборота на нашей планете. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям о круговороте воды в природе и заняться...


Горячие темочки