юлия клищинова
Конспект занятия в подготовительной группе «Ознакомление с картиной И. И. Левитана «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
1. Вызвать эмоциональное отношение к природе.
2. Развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать красоту осенней природы, пробуждать у детей добрые и светлые чувства.
Предложить детям рассмотреть репродукцию картины, обращая внимание на цветовое многообразие осенних листьев, любуясь переливами цвета.
Подвести детей к пониманию того, как художник передал свое настроение с помощью цвета, обратить внимание на особенности сочетания теплых и холодных цветовых тонов.
3. Продолжать знакомить детей с жанрами живописи пейзажем и натюрмортом.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Ознакомление с картиной И, И, Левитана „Золотая осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Левитан И. И. Картина «Золотая осень»
- Левитан И.И., художник
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
4. Упражнять в подборе эпитетов, антонимов в словообразовании (прилагательных из существительных, развивать связную речь.
Предварительная работа:
1. Наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе.
2. Экскурсия в соседний парк рядом с д/с.
3. Рисование осенних деревьев, кустов
4. Лепка овощей, фруктов, составление осенних букетов, игра с листьями, рассматривание иллюстраций об осени, разучивание и чтение стихов, слушание отрывков музыкальных произведений.
5. Использование дидактических игр на темы: «Осень», «Овощи фрукты», «Времена года» в самостоятельной игровой деятельности.
Материал: Репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень»
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними и улыбнемся друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня, а выдохните через рот все обиды и огорчения.
- Сегодня у нас выставка картин. Ребята, подумайте и скажите какие жанры живописи вы знаете? (фотография, портрет, натюрморт, пейзаж) Какие жанры живописи вы видите на нашей выставке? (пейзажи и натюрморты)Что может быть изображено на картине, которая называется пейзаж и натюрморт? Для того, чтобы вам было легче ответить на этот вопрос, послушаем стихотворения:
Если видишь на картине
Нарисована река, Если видишь на картине
Или ель и белый иней, Чашку кофе на столе.
Или чад и облака, Или морс в большом графине,
Или снежная равнина Или розу в хрустале,
Или поле и шалаш- Или бронзовую вазу,
Обязательно картина Или грушу или торт,
Называется пейзаж. Или все предметы сразу,-
Значит это натюрморт.
(Дети отвечают на вопрос)
- Правильно, мы с вами знаем, что изображение природы, леса, луга, поля, реки, моря написанные художником, называются пейзажем. Человеку всегда было свойственно наблюдать за природой, стремиться изобразить и выразить свое отношение к увиденному. В пейзажах художник изображает природу так, как ее увидел только он один. Поэты и писатели красоту природы передают словом, а художники на полотне красками.
-Ребята, скажите если это пейзаж изображающий осень, какой он будет? (осенний)
-Если это пейзаж, который показывает лето, какой он будет? (летний)
-Какое бывает лето (жаркое, звонкое, яркое, теплое)
-Какая бывает осень (дождливая, хмурая, разноцветная, золотая, грустная)
-Летом больше солнечных лучей, а осенью…
Игра «Собери пазл» (Дети собирают осенний, летний, зимний, весенний пейзажи)
- Хоть и сейчас у нас на улице зима, но я хочу вспомнить вместе с вами замечательное время года осень, как мы гуляли на улице видели, как опадают листочки, красиво кружась на лету. Мы даже играли с ними. Слушали шуршание листвы под ногами, вдыхали запах осени, любовались солнышком и ясным небом. Много художников посвятили свои картины этому времени года.
Послушайте, как об этом времени года сказал поэт:
И. Бунин Лес точно терем расписной,
отрывок Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной,
Стоит над светлою поляной.
-Ребята, мы с вами рассматривали много картин и иллюстраций разных художников, а сейчас я вам предлагаю рассмотреть репродукцию картины известного художника Исаак Ильич Левитана «Золотая осень». Расскажите, что вы чувствуете, глядя на этот пейзаж? Какое настроение вызывает эта картина у вас?
(Ответы детей)
В: Какая же здесь нарисована осень?
(Нарядная, золотая, веселая, красивая.)
-Как вы думаете почему она названа «Золотая осень»?
- Сейчас мы прослушаем две мелодии, а вы подумайте и скажите, какая из них, по – вашему мнению, подходит к этой картине?
Звучит «Неополитанская песенка» из «детского альбома» и «Октябрь», «Осенняя песнь» из цикла «Времена года» П. Чайковского.
Дети отвечают на поставленный вопрос.
- Почему вы так думаете?
-Посмотрите внимательно, и скажите, что самое яркое в этой картине? (осенние листья, они не просто желтые, они словно светятся)
В: Какие цвета он использовал (Много желтых, оранжевых красок)
В: Как эти цвета можно назвать одним словом? Какие они?
(Теплые, радостные веселые.)
В: Золотая осень восхищала и радовала художника. Давайте внимательно рассмотрим картину. Что интересного, красивого увидел художник?
Физминутка: Звучит музыка А. Вивальди «Времена года».
В: Представьте себе, что вы деревья в лесу:
Березки, осинки, дубы.
Ветер колышет ваши ветки, качает стволы.
А теперь вы – листочки.
Ветер сорвал листочки с дерева и они несутся далеко, далеко.
И, наконец, тихо ложатся на землю.
А теперь вы – грибы.
Сначала вас не видно под листвой.
Грибы растут и выросли наконец.
Музыка замолкает. Дети садятся на свои места.
- А когда лес бывает таким, каким вы его видите на картине, в начале осени или в конце? Скажите, а все ли деревья осенью одеваются в золотистые листья? Назовите какие деревья остаются зелеными?
- Ребята, посмотрите внимательно на картину и скажите, что художник
изобразил на картине близко к нам, на переднем плане.
(Художник нарисовал несколько деревьев.)
В: Что это за деревья (Березки)
В: Расскажите о них. Какие они?
(Они тоненькие, с белыми стволами. На двух передних березках листочки почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва еще есть. Она золотая, желтая, коричнево-оранжевая.)
В: А еще дальше, на дальнем плане, что вы видите (Видна группа березок.)
В: Такую группу называют «Березовая роща». А листочки на этих березках видны (нет)
В: Действительно, не видны, ведь деревья далеко, поэтому художник, нарисовал их выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.
В: А какого цвета трава на лугах (Зеленого.)
В: Посмотрите внимательно: зеленая ли? Нет, она коричневато-зеленая, зеленовато-коричневая, желтоватая, бурая. К концу лета она от солнышка подсохла. Благодаря этим оттенкам мы видим, что это осень.
В: А речка какого цвета? (Ответы детей) Близко к нам она синяя, есть даже немного фиолетового цвета. А вдали она какая (Беловато- голубая.)
В: Почему? (Ответы детей)
В: Синие и фиолетовые тона – это холодные тона. Очень нарядно смотрятся вместе теплые оранжевые, желтые, золотые и холодные сине-фиолетовые краски.
В: А чего больше – теплых красок или холодных (Теплых)
В: А посмотрите на небо на картине. Какое оно (Голубое, с легкими белыми облачками)
В: А есть ли на картине солнышко (да) Как вы догадались? (тени от деревьев, листва на деревьях пламенеет ярко желто-оранжевым светом)
-Вот как может рассказать художник о том, что ему понравилось. Природа на картине кажется такой радостной, нарядной, теплой, светлой и даже торжественной.
-Ребята, а как вы думаете, что было бы, если не было осени? Представьте, что после лета наступает зима. (Птицы не успели улететь на юг, насекомые, жуки, червяки не успели, бы спрятаться и замерзли, не смогли бы собрать грибы и заготовить на зиму, не убирали бы богатый урожай в огородах.)
- А теперь давайте представим, что мы юные художники и нарисуем свой осенний пейзаж.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем листья собирать
Листья березы,
Листья рябины,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем
Маме осенний букет отнесем.
(Дети рисуют осенний пейзаж)
Вывод: С картиной какого художника мы познакомились? Как она называется? Что больше всего понравилось вам на нашем занятии?