Получи документы

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий «Грибы»

Наталья Евгеньевна Глазырина
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий «Грибы»

Тема: Грибы.

Цель: совершенствование лексико-грамматических средств языка.

Задачи: активизировать словарь по теме; упражнять в умении образовывать существительные с помощью приставок и суффиксов; закреплять навык согласования существительных с числительными; расширять представления о многозначности слов; упражнять в образовании родственных слов.

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий „Грибы“» размещена в разделах

Оборудование: мяч; наборное полотно; картинки грибов - подосиновики, подберёзовики, маслята, лисички, сыроежки, опята, боровики, волнушки, грузди; картинки «Многозначные слова – шляпка, ножка, лисичка»; картинки по теме «Родственные слова от слова гриб».

Раздаточный материал: карточки с нарисованной корзинкой на каждого ребёнка.

Ход занятия.

Организационный момент (два варианта)

На доске выставлены картинки грибов

а) Логопед предлагает детям по очереди ответить на его вопрос: Что рядом с лисичками (опятами, сыроежками и т. д. ?

б) Логопед: Сейчас я буду называть грибы, расположенные в первом (втором) ряду, но один гриб не назову. Сядет тот, кто будет внимательным и скажет, какой гриб я пропустила.

Дети отвечают и по одному садятся за столы.

Беседа о происхождении названия грибов.

Логопед: Ребята, как вы думаете, как люди придумывали названия грибам. Попробуйте объяснить, почему так назвали:

- подосиновик – подосиновик часто (но не всегда) растёт под осиной;

- подберёзовик – подберёзовик часто (но не всегда) растёт под берёзой;

- маслёнок – у маслёнка шапка блестит, будто её намазали маслом;

- лисичка – лисичка по цвету похожа на лисий мех.

Дидактическое упражнение «Сосчитай грибы».

1) Логопед предлагает детям всем вместе, а потом и по одному, сосчитать грибы от одного до десяти.

2) Логопед раздаёт детям карточки с нарисованной корзинкой и двумя цифрами рядом с ней.

Логопед: У каждого из вас карточка с нарисованной корзинкой. Справа и слева от корзинки написаны цифры, они означают количество грибов в вашей корзинке. Вам надо выбрать, какие грибы у вас в корзинке и сказать об этом. Например, у меня рядом с корзинкой написаны цифры 2 и 7. Я хочу, чтобы у меня в корзинке были боровики и опята. Я скажу: «В моей корзинке лежат два боровика и семь опят».

Дети по очереди составляют предложения по карточке.

Физкультминутка «Гриб»

Гриша шел, шел, шел. Дети идут на месте.

Белый гриб нашел. Наклоняются.

Раз – грибок, Срезают гриб и кладут в кузовок.

Два – грибок,

Три – грибок,

Положили в кузовок.

Беседа о многозначности слов.

Логопед: Ребята, а что есть у всех грибов? – У всех грибов есть ножка, шляпка и грибница. А у каких предметов тоже есть ножки? – Ножки есть у людей, кукол, у предметов мебели (мебельные ножки) – табуреток, стульев, кресел, шкафов, столов…

Логопед выставляет картинку «Многозначное слово – ножка».

Логопед: Прослушайте, пожалуйста, мои предложения, и подскажите, о каких ножках говорится в предложениях.

- Мы на ножки наденем сапожки. О каких ножках говорится в предложении? – В предложении говорится о ножках людей или кукол.

- У боровика ножка крепкая. О какой ножке говорится в предложении? – В предложении говорится о ножке гриба.

- Папа покрасил ножки лаком. О каких ножках говорится в предложении? – В предложении говорится о ножках стула (табуретки, стола и т. д.)

Логопед убирает картинку «Многозначное слово – ножка».

Пальчиковая гимнастика «По грибы»

Этот пальчик в лес пошел. Пальцы согнуты в кулак, разгибаем по одному пальцу, начиная с мизинца.

Этот пальчик гриб нашел.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарить стал.

Этот пальчик все съел,

От того и потолстел.

Логопед: А ведь и шляпки бывают не только грибные. Например, есть женские шляпки, их надевают на голову, это головной убор. Шляпки есть у гвоздей, винтов, болтов.

Логопед выставляет картинку «Многозначное слово – шляпка».

Логопед: Прослушайте, пожалуйста, мои предложения, и подскажите, о каких шляпках говорится в предложениях.

- Кате была мала шляпка. О какой шляпке говорится в предложении? – В предложении говорится о женской шляпке.

- У рыжика оранжевая шляпка. О какой шляпке говорится в предложении? – В предложении говорится о шляпке гриба рыжика.

Логопед убирает картинку «Многозначное слово – шляпка».

Логопед: Ребята, какие предметы может обозначать слово «лисички»? – Лисичками могут быть грибы, а могут быть и дикие лесные животные.

Логопед выставляет картинку «Многозначное слово – лисички».

Логопед: Прослушайте, пожалуйста, мои предложения, и подскажите, о каких лисичках говорится в предложениях.

- Мы собирали в лесу лисички. О каких лисичках, грибах или животных, говорится в предложении? – В предложении говорится о лисичках - грибах.

- В норе спрятались лисички. О каких лисичках, грибах или животных, говорится в предложении? – В предложении говорится о лисичках - животных.

- Лисички лежат в холодильнике. О каких лисичках, грибах или животных, говорится в предложении? – В предложении говорится о лисичках - грибах.

Логопед убирает картинку «Многозначное слово – лисички».

Дидактическое упражнение «Подбери родственное слово».

Логопед: Сейчас я буду читать стихотворение Т. В. Куликовой «По грибы», а вы подсказывайте мне нужные словечки:

Как-то раннею порой вдруг полился дождь грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился …. грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для. грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал. грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький. грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый. грибник.

Как ему не веселиться, если здесь, в земле — … грибница.

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные. грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп. грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и. грибище.

Логопед выставляет картинки по теме «Родственные слова от слова гриб» на наборное полотно и задаё т по картинкам вопросы:

- Как называется человек, который собирает грибы? – Грибник.

- Как называется поляна, на которой много грибов? – Грибная.

- Как называется маленький гриб? – Грибок, грибочек.

- Как называется огромный гриб? – Грибище.

- Как называется суп из грибов? – Грибной.

- Как называется подземная часть гриба? – Грибница.

- Как называется дождь, после которого растут грибы? – Грибной.

Логопед: Все слова, которые вы назвали, немного похожи на слово «гриб», они его «родственники».

Логопед ещё раз читает стихотворение, дети добавляют нужные слова, затем логопед убирает наборное полотно с картинками и предлагает детям назвать «родственников» слова «гриб».

Итог занятия

Назовите съедобные и несъедобные грибы, почему. Назовите строение гриба. Почему у них такие названия.

Публикации по теме:

Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части»Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части» (подготовительная группа) Цель: Уточнять и расширять знания детей на тему «Дом и его части» Задачи: Образовательные: 1. Уточнение, активизация.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.

«Спасаем лето!» Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте в подготовительной логопедической.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, активизировать словарный запас по теме «Времена года». • Закреплять умение составлять.

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Наш город Петрозаводск»Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Наш город Петрозаводск» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, закреплять активизировать словарный запас по теме (названия города, его жителей, некоторых.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Учить детей пониманию и употреблению предлога «из-под» в составе простого распространённого предложения.

Конспект занятия по по совершенствованию лексико-грамматических категорий «Лес. Грибы. Ягоды» в старшей группе ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий «Грибы»
Опубликовано: 2 декабря 2023 в 19:26
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД