Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части»

Светлана Кудерцева
Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части»

(подготовительная группа)

Цель: Уточнять и расширять знания детей на тему «Дом и его части»

Задачи:

Образовательные:

1. Уточнение, активизация словаря по теме «Дом и его части»;

2. Познакомить детей с разными типами домов и частями дома, закрепить знание домашнего адреса;

3. Совершенствование грамматического строя речи:

- образование уменьшительно-ласкательной формы существительных;

- согласование существительных с числительными;

- образование качественных и относительных прилагательных, образование сложных прилагательных;

- образование родственных слов;

- правильно согласовывать слова в роде, числе, падеже;

- закреплять умение правильно строить предложение;

4. Выражать свои мысли развёрнутой фразой, развивать умение точно и четко выражать свои суждения, свободно пользоваться простыми предложениями, составлять простой описательный рассказ.

5. Закреплять навык чтения простых слов.

Развивающие:

1. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое мышление, фонематическое восприятие, мелкую моторику.

2. Развивать мыслительную деятельность.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение работать в микрогруппе, у доски.

2. Создать у детей эмоционально позитивный настрой.

3. Воспитывать усидчивость, дисциплинированность, уважение к товарищам.

Материал:

Интерактивная доска, карточки с изображением частей дома, карточки с изображением домиков, игра «Найди квартиру», мяч, колечки су-джок, фишки, схема-модель для составления рассказа.

Предварительная работа:

Разучивание стихов о доме.

1. Организационный момент:

- Ребята, давайте возьмемся за руки и настроимся на занятие.

- С добрым утром. Начат день, Первым делом гоним лень. На занятье не зеваем, Смело руку поднимаем. Если знаем- не молчим Красиво, четко говорим!

Ход ООД:

- А сейчас, отгадайте загадку:

Вот огромный шумный мир,

Очень много в нем квартир,

Есть подъезды, домофоны,

Остекленные балконы.

Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это… (ДОМ)

Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части»

- Ребята, а для чего нужен дом?

- Дом для каждого человека — это не просто место отдыха, а самая настоящая крепость, которая защищает от непогоды, позволяет чувствовать себя комфортно и уверенно. В очень далекие времена дом прежде всего должен был спасать людей от жары и холода, от дождя и ветра, от диких зверей и недоброжелательных соседей. И строили его люди только из того, что им попадалось под руку. Было дерево –строили из дерева. Были камни- строили из камней. И сейчас люди строят самые разные дома.

Демонстрация презентации «Какие бывают дома?» (Слайд № 2-7)

(хижина, яранга, иглу, изба и др.)

Мы с вами увидели разные дома. Сейчас поговорим, в каких домах живём мы с вами. Это современные дома. А кто строит дома? (Строители).

- Что нужно сделать прежде, чем построить дом?

(Прежде чем построить дом, надо придумать каким он будет, нарисовать его, начертить, всё рассчитать, чтобы он не упал, не дал трещин.)

- Кто же этим занимается? (Архитектор.) (Слайд № 8)

Учитель-логопед: С греческого языка это слово можно перевести как «главный строитель». Именно он продумывает, рассчитывает, чертит будущий дом.

Посмотрите на современные дома. (Слайды 9-10)

- Если в доме один этаж, то такой дом называется как? (одноэтажный)

- Если в доме много этажей, то такой дом называется как? (многоэтажный)

- Давайте посчитаем этажи в этом доме. Кто посчитает? И (один этаж, два этажа, три этажа, четыре этажа, пять этажей)

Современные дома строят из самых разных материалов.

Игровое упражнение! «Какой дом?»

- Если дом построен из дерева, он какой? (Деревянный)

- Если дом построен из панелей? (Панельный.)

- Если дом построен из кирпича? (Кирпичный.)

- Из камня? (Каменный.)

- Из каких частей состоит дом?

- Назовите части дома? (стены, крыша, окна, балкон, подвал, подъезд, лестница, лифт, квартиры и т. д.) . (Слайд 11)

Игровое упражнение: «Для того, чтобы».

(На карточках изображены разные части дома. Ребенок на выбор берет карточку и отвечает. Например: Это крыша. Крыша дому нужна для того, чтобы)

Учитель-логопед:

Мяч волшебный помоги, Ты нам слово подскажи, Каждый должен мяч поймать, Слово ласково сказать.

(Дом – домик, окно – окошечко, дверь – дверца, комната – комнатка, стена – стеночка.)

А давайте поиграем со словом ДОМ. Сейчас я вам буду читать стихотворение, а вы должны будите найти у себя и поднять соответствующую карточку. (Возьмите карточки кто какую хочет).

Гном и Дом

Жил да был весёлый гном. Он в лесу построил … Дом.

Рядом жил поменьше гномик. Под кустом он сделал … Домик.

Самый маленький гномишко под грибом сложил… Домишко.

Старый, мудрый гном-гномище выстроил большой… Домище.

Каждый день соседи-гномы навещали деда… Дома,

А на печке за трубой жил у гномов…Домовой

- Домишко, домик, домище, дома, домовой- это семья слов, так как в каждом из них есть слово ДОМ. Но это еще не вся семья. Может быть кто-то еще придумает слова?

Пальчиковая игра:

Дом большой, высокий строим. Окна ставим, крышу кроем. Вокруг домика забор, Чтобы не пробрался вор. (Имитируют движения.) Как подует ветерок (Массаж пальчиков су-джок колечками) Из трубы пойдет дымок. Ветерок играет, Дым в колечки собирает. Раз колечко, два кольцо Мы выходим на крыльцо. Хорошо нам в доме том, Всем на свете нужен дом!

Динамическая пауза (Слайд № 12)

(Танцуют под песенку "Всем на свете нужен дом")

- Да, действительно ребята дом нужен всем! И людям и животным и сказочным героям. Перед вами домик, который построил для своих друзей один сказочный герой. Попробуйте отгадать его имя, соединив первые звуки слов.

Задание «Расшифруй слово» (КУЗЯ) (Слайд № 13)

У домовенка Кузи много соседей, а вот кто где живет, вы должны догадаться.

(Возьмите фишку, кому какая нравится И)

Игровое упражнение «Найди квартиру!» (Слайд № 14)

(Дети кладут фишку на то окно, которое подходит по описанию.)

1. Квартира Колобка находится на третьем этаже справа.

2. Окно котенка ни желтое, ни зеленое и не розовое.

3. Окно Чиполино третье по счету на втором этаже, если считать справа налево.

4. Квартира Незнайки находится на первом этаже слева от двери.

5. Квартира Виннипуха справа от квартиры котенка.

6. Квартира Мальвины под квартирой колобка.

7. Квартира Гнома между окнами шестиугольной формы.

8. Окно в квартире Карлсона не круглое, не треугольное, не овальное, не квадратное и не прямоугольное? какое же оно и где находится? (полукруглое, на крыше)

- Послушайте, что говорит домовенок Кузя о своем доме. Давайте его поправим.

Игровое упражнение «Исправь ошибки»

В моем доме три этажов.

У дома кирпичный крыша.

Моя дом прочный.

В моем доме много соседи.

Все соседи мой друзья

- Как вы думаете а можно ли назвать дом домовенка Кузи и его друзей необычным? Почему? Что в нем необычного? (Дети высказывают свое мнение)

- Ребята а как вы думаете, где же можно увидеть необычные дома (В сказках)

- Давайте вспомним самые необычные сказочные дома. (Избушка на курьих ножках, ледяной дворец Снежной королевы, Теремок, Пряничный домик, дома в Изумрудном городе, дворец Деда Мороза.)

- Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Парочки» («сказочные домики» игра на внимание) И (дети предлагают свои варианты (Слайд № 15)

- Необычные дома бывают не только в сказках. Сейчас я вам покажу несколько самых необычных домов. (Демонстрация слайдов «Необычные дома! Слайды № 16-25)

26-31)

- А в нашем городе есть необычные дома? Давайте посмотрим на них.

- Ребята, мне очень хочется узнать в каких домах живете вы. Давайте составим небольшие рассказы о своем доме.

Но а рассказать рассказ вы можете самостоятельно, по плану или с помощью схемы- подсказки.

(Дети поочередно выходят к доске и составляют короткий рассказ про свои дома по фотографии. (Слайды № 32-37)

После рассказа читают стихотворение о своем доме.

Мой дом большой, многоэтажный,

С новым лифтом, очень важный!

Носит лихо шляпу-крышу,

Всех домов-соседей выше!

Сверху - круглая антенна

В паутине проводов,

В нём живут одновременно

Сто людей и сто котов!

- Эй, привет! - я дом встречаю,

И бегу к нему скорей,

Крышей он в ответ качает:

- С добрым утречком, Матвей! (Матвей)

У каждого домика есть свой хозяин.

Гнёзда вьют птички, в них и живут.

У зайки - под кустиком, в маленькой ямке,

В норы лисицы, мыши бегут.

У стрекозы дом – ажурные листья,

Домик из сеточки – у паука,

Вот и мой дом, он большой и красивый,

В нём нам тепло и уютно всегда! (Катя)

Мой любимый, светлый дом,

В нем мы счастливо живем!

Утром рано я проснусь,

Очень сладко потянусь,

Маме нежно улыбнусь,

С сестрою крепко обнимусь.

Папа мультик нам включает,

Мама завтрак накрывает.

Вкусно пахнет в нашем доме:

Счастьем, Радостью, Любовью! (Миша)

Торопится домой семья Мама, папа, я, сестра. Дверь ключом мы открываем, Свет по комнатам включаем, «Здравствуй» дому говорим, На диване посидим. И сердечно за столом Говорим о том, о сем. А потом попьем мы чаю, Папа сказку почитает. Вот уже взошла луна, Спать нам всем пришла пора. Тихо дому я шепчу: «Очень я тебя люблю». (Даша)

В частном доме я живу Свежим воздухом дышу. Пусть в доме нашем лишь один этаж Зато есть сад и есть гараж. Свой дом люблю я, обожаю, И вас всех в гости приглашаю! (Степа)

Еще в далекие времена люди говорили: - Мой дом-моя крепость. В гостях хорошо, а дома лучше. И вам я желаю, чтобы ваш дом был самым красивым, самым уютным и жили вы в нем дружно и счастливо!

Публикации по теме:

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе «О пожаре и пожарных» «О пожаре и пожарных» Задачи Образовательные: - познакомить детей с профессией пожарного и правилами безопасного обращения с огнем; - учить.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе «Дом. Мебель» Цель: развитие лексико – грамматических категорий в рамках лексической темы «Квартира. Мебель». Задачи: Коррекционно - образовательные:.

Конспект НОД по словообразованию, словоизменению и формированию лексико-грамматических категорий «Зимние забавы» Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей словообразованию, словоизменению и формированию лексико-грамматических.

Конспект ООД по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи «Деревья» в старшей логопедической группе Цель: обобщить знания по теме «Деревья». Задачи: Образовательные: продолжать учить составлять описательный рассказ о ели по схеме; Развивающие:.

Конспект занятия «Осенняя прогулка» для детей подготовительной группы по формированию лексико-грамматических категорий Конспект занятия «Осенняя прогулка» для детей подготовительной группы по формированию лексико-грамматических категорий с элементами логоритмики.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР «День матери» Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР «День матери». Наталья Сюй Конспект.

Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда»Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда» Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда». Цель: дифференциация предлогов «под, из-под».

Логопедические игры по формированию лексико-грамматических категорий к многофункциональному пособию «Осенние листья»Логопедические игры по формированию лексико-грамматических категорий к многофункциональному пособию «Осенние листья» Логопедические игры по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи к многофункциональному пособию «Осенние листья»..

Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Путешествие в весенний лес» ирина скомаровская ООД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Путешествие в весенний лес» Тема: «Путешествие.

ООД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Путешествие в весенний лес» Тема: «Путешествие в весенний лес». Цели занятия: 1. Коррекционно – образовательные: - обобщить знания и обогатить словарь по данной теме;.

Библиотека изображений:
  • Фрукты и ягоды
  • Обитатели водоемов
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части»
Опубликовано: 27 февраля 2018 в 23:02
+200Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 66.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 октября. Международный день хлеба

Хлеб – наш самый важный продукт. Его можно кушать по нескольку раз в день, и он никогда не надоест! Хлеб присутствует в традиционных национальных кухнях всех народов мира. О его значимости говорит то, что...

16 октября. День колоса на МААМ

«Зерно в землю пало — колосом стало» – такой путь каждый раз проходит маленькое зернышко, чтобы стать колосом. У всех народов хлебные колосья считаются символом плодородия и достатка. Колос, полный спелых...

Конспект занятия кружка «Эколята» на тему «Как человек охраняет природу»
Цель. Формировать бережное отношение к родной природе. Задачи. Дать представления о том, как люди заботятся о природе, хотят ее сохранить, рассказать о...
Вязаная шапочка Волка для театральной деятельности детей
Считалки Шел волчище через мост, Четыре лапы, пятый хвост Если мост провалится, То волчище свалится! Барашек на лугу гулял, Барашек рожки потерял. Шел...
Фотоотчёт о проведении выставки совместного творчества «Дары Осени» в старшей группе
Фотоотчет о проведении выставки совместного творчества «Дары Осени». Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сейчас во всех дошкольных учреждениях...