Ольга Кравцова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе (программа «Развитие»)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. 1. Сравнение сказок В. Одоевского «Мороз Иванович» и индийской народной сказки «Мотхо и Мунго»
2. Игра «Многозначные слова»
Программное содержание.
Учить детей понимать обобщенный смысл сказок, анализировать и сравнивать их. Развивать умение пересказывать сказку с опорой на пространственную модель. Формировать умение самостоятельно строить связное выразительное речевое высказывание, использовать выразительные средства языка сказки (повторы, «сказочные» слова, образные выражения).
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе (программа „Развитие“)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Уточнить знания детей о многозначных словах, учить самостоятельно подбирать многозначные слова с опорой на картинку.
Активизировать словарь детей словами: трудолюбивая, ленивая, добрая, жадная.
Объяснить смысл слова «бескорыстно».
Воспитывать уважение к труду, доброжелательное отношение друг к другу.
Предшествующая работа
Знакомство со сказками «Мотхо и Мунго» индийская народная сказка, «Мороз Иванович» В. Одоевского. Составили модели сказок.
Оборудование.
Сказочник, иллюстрации к сказкам, мольберт, модели сказок, игра «Многозначные слова».
Ход занятия
На мольберте выставлены иллюстрации к сказкам В. Одоевского «Мороз Иванович» и индийской народной сказки «Мотхо и Мунго». Все закрыто тканью. Стульчики стоят перед мольбертом полукругом.
Предлагаю детям сесть на стулья. Обращаю внимание на осанку. Спрашиваю: «Дети, а вы любите сказки?» (Ответы детей). Из-за мольберта появляется Сказочник: «Сказки! Я очень люблю сказки! Я сказочник. Здравствуйте! (Дети здороваются) А я приготовил вам загадки». Открываем мольберт. «Посмотрите на эти иллюстрации и отгадайте, какие сказки здесь изображены. (Ответы детей). Кто их автор?»
- Молодцы ребята вы правильно угадали. Я вижу, что вы знаете сказки, - говорит Сказочник.
Воспитатель: Да, сказочник, мы недавно познакомились с этими сказками и даже составляли модели.
Сказочник: А что это за модели?
Воспитатель: Сейчас дети тебе покажут.
Предлагаю детям пройти к столам. Делю детей на две команды. Распределяем сказки жеребьевкой. Объясняю, что модели лежат на отдельном столе вперемешку. Надо выбрать модель своей сказки и разложить на своем столе. Предлагаю приступать к работе. Во время выполнения задания Сказочник наблюдает, поощряет детей. По окончании предлагаю коротко рассказать содержание сказки по своей модели. В процессе рассказа побуждаю детей использовать выражения из текста.
Сказочник. – Молодцы, ребята, мне очень понравилось как вы рассказываете сказки.
Воспитатель:
- Я заметила, что эти сказки похожи и в то же время разные
Сказочник: Да? А чем же они похожи и чем отличаются? (Ответы детей)
«Сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок» Какой же урок мы извлекли из этих сказок?
Скажите, Мотхо старалась получить подарки? (Ответы). Правильно, она не требовала ничего взамен, она помогала бескорыстно. Бескорыстный человек не требует награду за свою работу.
Сказка «Мороз Иванович» написана в России, а «Мотхо и Мунго» в далекой Индии. Почему же в этих сказках рассказывается об одном и том же? (Если дети затрудняются, объясняю.) Люди в разных странах, придумывая сказки, высмеивают в них отрицательные качества человека (жадность, лень) и поощряют положительные (трудолюбие, доброту, бескорыстие).
Воспитатель: А теперь мы расскажем Сказочнику, как мы весело живем!
Проводится физминутка «Как живешь?»
Как живешь? - Вот так. Все
Как идешь? - Вот так. движения
Как бежишь? - Вот так. по тексту
Вдаль глядишь? - Вот так.
Ждешь обед? - Вот так.
Машешь вслед? - Вот так.
Ночью спишь? - Вот так.
А шалишь? - Вот так.
Сказочник Дети, я вам принес новую игру. Хотите поиграть? Игра называется «Многозначные слова» Многозначными называются слова, которые звучат одинаково, но имеют разные значения. Например: слово «лист» Что оно обозначает? Лист бумаги, Лист с дерева - березовый лист.
Я вам дам по карточке. На карточке написано слово. Надо найти предметы, которые называются также, и положить под словом (игла, лук, ключ, кисть, коса, нос).
Дети раскладывают карточки. И рассказывают, почему они выбрали именно их. В заключении спрашиваю: «Как называются слова, которые звучат одинаково, но имеют разные значения?» (Ответы детей)
Сказочник: Молодцы ребята вы справились с заданием. А мне пора. До встречи.
Подвожу итог занятия.
Кто к нам сегодня приходил в гости?
Что вам особенно понравилось?
Поощряю детей, которые были активны на занятии.