Татьяна Фирсова
Конспект занятия «В поисках драгоценных камней» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование элементарных математических представлений
в подготовительной к школе группе
«В поисках драгоценных камней»
Программное содержание.
• Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание.
Публикация «Конспект занятия „В поисках драгоценных камней“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
• Закреплять представления о количественном и порядковом значении числа, умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по порядку?», «На котором месте?».
• Совершенствовать умение моделировать геометрические фигуры.
• Развивать внимание детей, воображение.
Демонстрационный материал. Мяч, колпачки для гномов, презентация с заданиями, бубен, плоскостные и объемные геометрические фигуры, большая и маленькая коробки, складная модель куба.
Раздаточный материал. Рабочие тетради в клетку, карточки с заданиями, вклеенными в тетради, графический карандаш на каждого ребенка.
Предварительная работа: просмотр отрывка мультфильма «В гостях у гномов», перестроение на занятии по физической культуре.
Ход занятия:
Воспитатель: – ребята, вчера мы с вами смотрели отрывок из мультфильма «В гостях у гномов», где добывали драгоценные камни, кто помнит, как называются камни?
Дети: - опалы, изумруды, алмазы.
Воспитатель: - правильно, а хотите увидеть эти камни и узнать какой они геометрической формы?
Дети: - хотим.
Воспитатель: - тогда я предлагаю с помощью вот этих волшебных колпачков превратиться в гномов и самим отправиться на поиски, чтобы камни отыскать, вам не обходима пройти все испытания, которые проходят все молодые сказочные гномы. Готовы!
Дети: - да.
Воспитатель: - тогда надеваем шапочки – колпачки и в путь.
1 часть. Игровое упражнение «Считай по порядку».
Воспитатель: - Чтобы не потерять кого-то, гномы сначала считаются, узнают сколько их, и каким по порядку стоит тот или иной гном. Вот и нам нужно построиться в шеренгу и, передавая мяч друг другу, назвать числа по порядку (первый, второй и т. д.). (детей рассчитаться по порядку)
Воспитатель: - Арина скажи, пожалуйста, сколько, всего детей в шеренге.
Арина: - в шеренге 16 детей – гномов.
(число зависит от количества детей в группе на данный день)
Воспитатель: - в нашей пещере есть три туннеля, чтобы быстрее найти сокровища нам нужно разделиться поровну, как мы можем это сделать? (воспитатель выслушивает ответы детей).
Воспитатель: – молодцы правильно, нужно рассчитаться по порядку на первый-второй-третий. Затем, первые номера, сделают три шага вперед, вторые два шага, а третьи останутся на месте. (дети выполняют)
Воспитатель: - Ну, вот ребята, у нас получилось три звена, теперь нужно запомнить, кто с кем идет в туннель. Сейчас, дети каждого звена посчитаются, запомнят, кто за кем стоит, на каком месте, а я проверю, как вы запомнили, своих товарищей. Все запомнили?
Дети: - да
Воспитатель – проходите, пожалуйста, на свои места, за столы.
И сыграем в игру «Назови, где?». я буду бросать мячик, а кто поймает, должен будет сказать из какого он звена и на каком месте стоял?
Например, мяч поймал Матвей, он говорит: - я из второго звена и стоял вторым по счету. Понятно?
Дети: - да
(воспитатель кидает 4-5раз мяч, дети отвечают)
Воспитатель: - молодцы, хорошая у вас память, но этих знаний недостаточно.
2 часть. Игровое упражнение «Составим задачу».
Воспитатель: - ребята, чтобы не потеряться и не упасть в пропасть, гномы должны уметь решать задачи, кто может напомнить из каких частей состоит задача?
Ребенок: - задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа.
Воспитатель: – а с помощью каких арифметических действий мы решаем задачи?
Ребенок: - мы решаем задачи с помощью сложения и вычитания.
Воспитатель: - молодцы! Теперь посмотрите на экран.
Слайд №1 (на экране телевизора карточки с цифрами 4 и 4)
Воспитатель: - на экране изображены две карточки с цифрами 4 и 4, вам нужно составить задачу с этими числами на любое арифметическое действие. Захар составь нам, пожалуйста, свою задачу.
Захар: - На крыше сидели 4 кота, к ним пришли еще 4 кота. Сколько всего котов теперь сидят на крыше.
Ребенок: 4 плюс 4 равно восемь. Значит на крыше сидят восемь котов.
(воспитатель выслушивает еще 2-3 составленные, детьми, задачи).
Воспитатель: - молодцы, мне понравились ваши задачи. Решите теперь и мои задачи.
Слайд №2
«Задача на сложение
(рисунок на экране и в тетрадях у детей)»
Воспитатель: - Белочка нашла три белых гриба и две лисички. Сколько всего грибов нашла белка?
С помощью, какого арифметического действия мы будет решать задачу?
Дети: - с помощью сложения.
Воспитатель: - правильно. Откройте, пожалуйста, свои тетради и найдите эту задачу. Ниже картинки, самостоятельно, проставите в кружках точки в соответствии с числовыми данными задачи. А затем запишите, ниже на три клеточки, ее решение с помощью цифр и арифметических знаков. А Миша запишет решение на доске. дети сравнивают правильность выполнения задачи)
Слайд №3 «Задача на вычитание»
Воспитатель: - В ведерке у котенка было семь окуней, два выпрыгнули в реку. Сколько рыбок осталось в ведерке?
С помощью, какого арифметического действия мы будет решать задачу?
Ребенок: - эту задачу будем решать с помощью действия вычитания.
В ведерке осталось пять рыбок. Из семи вычесть два будет пять.
(Дети выполняют тоже задание, в тетраде, сравнивают правильность решения)
Воспитатель: - молодцы, хорошо решаете, задачи. А теперь проверим, какие вы внимательные.
3 часть. Игровое упражнение «Разложи правильно».
Слайд №4
Воспитатель: - один гном упал в яму, а чтобы узнать с помощью чего он выбрался, вы должны будете навести порядок в корзине, где перепутались все геометрические фигуры. Эта корзина стоит на моем столе, а в тетраде у вас есть похожее задание.
- Но, перед выполнением задания назовите, пожалуйста, какими бывают геометрические фигуры?
Ребенок:-геометрические фигуры бывают-объемными и плоскими.
Воспитатель: - молодцы.
- Матвей, покажи пожалуйста, геометрическую фигуру куб.
(ребенок выполняет задание и показывает, всем куб)
Воспитатель: - «Какая это фигура: объемная или плоская?
Дети: - эта фигура объемная.
Воспитатель: - Сколько граней у куба?
Ребенок: - у куба 6 граней.
Воспитатель: - На какую плоскую фигуру похожа грань куба?
Ребенок: - грань куба похож на квадрат.
Воспитатель – подумайте, сколько таких квадратов нужно соединить между собой, чтобы получить куб?
(Ребенок считает, за тем с помощью складного макета – куба, проверяет свой ответ)
Воспитатель: - Что можно сказать о длине сторон квадрата? Что можно сказать о длине сторон каждой грани куба?
Дети: - Стороны каждой грани равны между собой.
Воспитатель: - в нашей коробочке, перепутались все геометрические фигуры? - Денис помоги, мне пожалуйста навести порядок, разложи плоские фигуры в маленькую коробочку, а объемные в большую, которая стоит справа от меня.
Воспитатель: - Ребята найдите в тетрадях, похожее задание и выполните его.
( После выполненного задания уточняет: «какие фигуры собрали в большую коробку, а какие в маленькую?»
Воспитатель: - Молодцы, ребята, и с этой задачей вы справились.
Посмотрите на экран, и вы увидите, с помощью каких фигур гном выбрался из ямы.
Слайд №5
4 часть. Дидактическая игра «Путаница».
(во время выполнения этого задания на столе воспитателя, появляется коробочка с декоративными камни, от гномов)
Воспитатель: - ну, вот ребята, мы и подошли к последнему испытанию, внимательно посмотрите, на экран и найдите, какие геометрические фигуры, спрятались друг за друга.
слайд №6
Воспитатель: - сейчас проверим, правильность выполнения задания.
Воспитатель: - ребята, а что это за коробочка у меня на столе, ну Даша прочти пожалуйста от кого она?
Даша:(ребенок умеют читать) - Ребятам от гномов.
Воспитатель: - Давайте ее откроем и посмотрим, что прислали нам гномы.
(Дети подходят к столу воспитателя и рассматривают камни)
5 часть. Рефлексия.
Воспитатель: - ребята вам понравилось наше занятие?
Дети: - да.
Воспитатель: - расскажите, чем сегодня мы занимались, по порядку?
Ребенок 1: - в начале занятия, мы строились в шеренгу и собирались в три звена.
Ребенок 2: - придумывали задачи с числом три.
Ребенок 3: - решали задачи на сложения и вычитание.
Ребенок 4: - считали грани у квадрата.
Ребенок 5: - находили геометрические фигуры
Ребенок 6: - рассматривали декоративные камни.
Воспитатель: - молодцы ребята вы отлично потрудились, а вечером, посмотрим продолжение мультфильма «В гостях у гномов», его мне на почту прислали гномы.
Занятие закончено, всем спасибо!