Виктория Волгина
Конспект занятия в рамках семейного клуба «Растем вместе» на тему «Домовой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в рамках семейного клуба «Растем вместе»
на тему «Домовой»
Задачи:
1. Познакомить с русским народным поверьем (домовой).
2. Учить детей отгадывать загадки.
3. Воспитывать интерес к быту русского народа.
(на пороге муззала лежит какой – то предмет)
Ведущий: Ой, что – то лежит у порога. (берёт лапоть в руки)
-Как вы думаете, что это?
-Кто же подбросил его нам?
Публикация «Конспект занятия в рамках семейного клуба „Растем вместе“ на тему „Домовой“» размещена в разделах
-Может Золушка, убегая с бала? Но у Золушки была маленькая ножка, а этот лапоть на большую лапу. У золушки – ножка, а лапоть на лапу. Наверно, потому и лаптем эта обувь зовется, что на лапу надевается. Какой же сказочный герой мог забыть здесь лапоть? (Баба Яга, Леший, Кикимора).
Ребятки, раньше в старину была чудесная примета про лапоть. Клали лапоть на пороге дома от нечистой силы и злых духов. Значит, и нас кто-то решил уберечь от них! Только вот кто? Отгадайте загадку.
Он за печкой жил
С ребятишками дружил,
Он хозяйке помогал,
Всех гостей он развлекал
Он за печкою сидит
Иногда слегка ворчит
А вообще он удалой,
Самый лучший в мире (домовой)
(За стеной раздаётся стук и топот).
Ведущий: Так и есть домовой. Подслушивает нас. Видеть его никто – не видел, а вот слышать – слышали. (опять стук) Слышит, он нас слышит.
Любезный Домовой, позволь рассказать о тебе ребятам (раздаётся перезвон колокольчиков)
Ведущий: Дети, знаете, перезвоном колокольчика он даёт нам знать, что можем говорить о нём.
Так вот. В народе считают, что домовой живёт в каждом доме, в каждом семействе. Никакой дом не стоит без домового. Он и правда настоящий хозяин дома, хранитель – покоритель его. Оберегает, следит за порядком, чтоб мир был в доме, никто не ссорился, не бранился. А если ссорятся, он начинает сердиться, шумит, скрипит половицами. Очень не нравиться ему, когда дети капризничают или вещи разбрасывают повсюду. Тогда он их прячет. Дети ищут, а найти не могут. Значит, домовой решил проучить их, чтобы всё клали на свои места. В народе считают, что домовой похож на седого, косматого мужика. Неуклюжий, всклоченный, хитрый, но не злой. Может появиться в облике своих любимых животных; то кошкой прикинется, то коровой, то петухом. Ещё в народе считают, что живёт домовой за печкой, или у порога. Чердаки любят, углы. В старину, когда семья в новый дом переезжала, из печки брали уголёк, клали в лапоть и перевозили на новое место со словами: «Пожалуй к нам, дедушка – соседушка на новое место» и добавляли: Дедушка – соседушка, будь добр и ласков к нам». Первой в новой дом запускали кошку – для домового, чтобы задобрить его. Да ещё подарками задабривали –цветными лоскутками, монетками, блёстками, мишурой, играми.
Наверное, в нашей комнате домовой поселился в углу за сундуком: сидит там невидимый, незримый и наблюдает за нами, слушает, молчит…ни звука.
Никак задумал что? Уж больно он любит удивлять всех, особенно загадки загадывать. И за сундуком их прятать.
Ну-ка, давайте заглянем за сундук (корзина с разноцветными узелками)
Дети посмотрите корзина с разноцветными узелками.
1. Развернём первый узелок?
Посмотрите! Обертки от конфеток.
Наверное, домовой хочет, чтобы мы угадали по этим предметам, что он любит.
Так это очень простая загадка – сразу понятно, что он сладкоежка.
Однако обратите внимание: Обёртки не простые. На них нарисованы сюжеты сказок.
Давайте назовём что за сказки (ответы детей)
На экране сюжеты из сказок, дети отгадывают сказку
(раздаётся перезвон колокольчика)
Ведущий: Мне кажется, он доволен вашими ответами. Кто скажет почему? Правильно раздался перезвон колокольчика. Теперь посмотрим, что в следующем узелке.
(В узелке загадки)
Посмотрите, здесь загадки. Отгадайте загадки. И так.
1. С бородой, а не старик
С рогами, а не бык. (Козёл)
2. Хвост крючком, рыло пяточком. (Свинья)
3. Хвост с узорами, сапоги со шпорами,
Ночью распевает, время считает. (Петух)
4. Не говорит, не поёт.
А кто к хозяину идёт, она знать даёт. (Собака)
5. Возле печки греется
Без водички моется (Кот)
6. Спереди двора
Стоит копна,
Спереди вилы
Сзади метла. (Корова)
Ребята, как этих животных можно назвать одним словом? (Домашние животные)
Ведущий: Слышите перезвон колокольчика, значит правильно мы отгадали загадки и порадовали Домового. А ещё Домовой очень любит с ребятишками играть.
Все звери между собой спорят и соревнуются, кто же из них краше и лучше. Давайте поиграем в русскую народную игру «Тень-тень, потетень»
Игра «Тень-тень, потетень»
Ведущий: А вот ещё один узелок. Есть у домовёнка загадки про музыкальные инструменты, и они все здесь, в комнате. Как их отгадать? Я буду вам их читать, а вы смотрите внимательно, отыскивайте.
Загадки про музыкальные инструменты
1. Всех кормлю с охотою, сама безротая. (Ложка)
2. То гремит он, словно гром.
То вдруг льется ручейком (Бубен)
3. Он под шапочкой сидит,
Не тревожишь – он молчит.
Стоит только в руки взять
И немного раскачать,
Слышен будет перезвон
Динь-динь-дон, динь-динь-дон (Колокольчик)
Шумовой оркестр
Ведущий: Вот опять звенят колокольчики, доволен наш Домовой. Давайте заглянем еще раз в сундучок.
В сундучке набор для конструирования из лыка
Ведущий: Видно не хочет нас отпускать. Посмотрим, что там? Наверное, Домовой хочет, чтобы мы смастерили сегодня ему друзей «Домовых»
Мастер-класс «Домовой» из лыка
Ведущий: 10 февраля по древним славянским традициям празднуют «Кудесы» — день угощения домового. Но любая ночь этого месяца считается волшебной. Давайте покажем друг другу, что у нас сегодня получилось и сделаем общую фотографию.