Алина Гяцявичене
Конспект занятия в разновозрастной группе «Знакомство с русской матрёшкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в разновозрастной группе «Знакомство с русской матрёшкой»
Цель: продолжать знакомить детей с русским народным творчеством, развивать творческое воображение.
Задачи: развивать интерес к изобразительной деятельности; способствовать развитию речи; прививать у детей любовь и бережное отношение к изделиям народных мастеров; создавать эмоционально положительный настрой.
Публикация «Конспект занятия в разновозрастной группе „Знакомство с русской матрёшкой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Материалы и оборудование: коллекции матрёшек, гуашь, шаблоны матрёшек, ИКТ, запись русских народных мелодий.
Предварительная работа: рассматривание различных народных игрушек и игры с ними. Экскурсия в мини-музей «Русская изба». Прослушивание русских народных песен и мелодий. Разучивание народных игр, народных песен. Чтение потешек, заучивание их наизусть. Участие в праздниках «Масленица», «Покров», «Пасха».
Ход занятия
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, у меня сегодня хорошее настроение, и я хочу вам улыбнуться. Улыбнитесь и вы мне тоже. Молодцы какие! Теперь у нас с вами просто замечательное настроение. И мы с вами постараемся, чтобы такое настроение было на протяжении всего нашего занятия. А поговорим мы сегодня о русских народных игрушках.
Воспитатель: Савелий, какие русские народные игрушки ты знаешь?
Мальчик отвечает.
Воспитатель: Настя, что тебе известно о матрёшке?
Девочка отвечает.
Воспитатель: Родион, расскажи ёще об этой игрушке.
Мальчик дополняет рассказ девочки.
Воспитатель: Давайте пойдём в Русскую избу познакомимся с народной игрушкой матрёшкой.
Дети садятся на лавку в избе и рассматривают выставку разных матрёшек.
Чтение стихотворения:
- У меня матрёшка есть,
Новая игрушка,
В жёлтом сарафанчике
Славная толстушка.
А её откроешь —
В неё сидит вторая,
Вся в зелёном, как весной
Травка молодая…
А вторую отвернёшь —
Там еще матрёшка.
Та матрёшка вовсе крошка,
То — любимая матрёшка.
Вся она как маков цвет —
Сарафан на ней надет
Алый, как цветочек,
И под цвет платочек.
Пуще всех её храню,
Больше всех её люблю,
Маленькую крошку —
Красную матрёшку!
(З. Медведева)
Воспитатель: Посмотрите на эти матрёшки. Выточенная из дерева фигурка девушки Матрёны в сарафане и с платочком на голове привлекает внимание яркой окраской и вызывает улыбку. Так выглядит любимая всеми игрушка – матрёшка. Открываешь матрёшку, а там – другая, меньших размеров. И эта тоже открывается, и мы видим ещё одну. И так ещё и ещё…
Рассказ воспитателя с просмотром слайдов:
Воспитатель: (слайд №1) Давным-давно привезли в Москву из Японии фигурку добродушного лысого старичка. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фигурка открывалась, а внутри находилась ещё одна, и так далее. Эта фигурка и послужила прообразом нашей матрешки.
(слайд №2) Первая русская матрешка состояла из восьми фигурок. Самая большая – первая – изображала девочку в сарафане и платке, с чёрным петушком в руках. Внутри находилась фигурка мальчика. Открываешь её, а там опять фигурка девочки и так далее. Все они отличались чем-нибудь друг от друга, а последняя – восьмая – была младенцем, завёрнутым в пелёнки.
(слайд №3) Самая яркая, красивая матрёшка – из Семёнова. Семёновские мастера придали матрёшке своеобразную форму. Она стройная, вытянутая; относительно тонкий верх резко переходит в утолщённый низ. На её переднике всегда яркие букеты цветов.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я приглашаю вас поиграть с матрёшкой.
Игра-хоровод с матрёшкой:
Дети берутся за руки, образуя круг. В центре круга ребёнок. У него в руках матрёшка. Звучит русская народная мелодия. Дети водят хоровод. Затем проводится игра «Прятки». Воспитатель прячет матрёшку, дети её ищут.
Воспитатель: А давайте, и мы с вами тоже побудем начинающими русскими мастерами и разукрасим свои матрёшки, сделаем им красивые наряды.
Детям раздаются заготовки матрёшек, которые нужно раскрасить гуашью. Воспитатель напоминает им о посадке и как правильно держать кисть.
Выполнение работ детьми под спокойную русскую народную мелодию.
Воспитатель: Молодцы! Все постарались! У каждого из вас получилась своя особенная авторская матрёшка!
Итог занятия:
Воспитатель: Итак, ребята, скажите, что нового вы сегодня узнали о русской матрёшке? Понравилось вам самим рисовать наряд для своей матрёшки? Пусть матрёшки улыбаются и всегда радуют нас! Оставим наших матрёшек в музее, а сами пойдём в группу.