Папки-передвижки

Конспект занятия «В русской горнице» (3 фото)

Елена Данилова
Конспект занятия «В русской горнице»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе

«В РУССКОЙ ГОРНИЦЕ»

Автор: Данилова Е. А., воспитатель 1 квалификационной категории

Тематическая декада: «Народная культура и традиции»

Цель: Приобщение детей к русской народной культуре и традициям.

Задачи:

1. Познакомить детей с русским народным костюмом, жилищем – изба, некоторыми предметами русского быта и интерьера (горница, русская печь, самовар, прялка, веретено).

Публикация «Конспект занятия „В русской горнице“» размещена в разделах

2. Обогащать словарный запас детей словами-историзмами.

3. Познакомить с русскими народными музыкальными инструментами, продолжать учить подыгрывать на них под музыку в произвольном порядке.

Оборудование: уголок русского быта «горница», предметы русского быта (прялка с куделью, веретено, 3 веретена с ниткой, печь, самовар, скатерть, 2 пустые плетёные корзины, корзина с комочками овечьей шерсти, туесок с травяным чаем и др. предметы по возможности, картинка с русской избой (в одном из окон на картинке – прорезь, игрушки (овечка, барашек, козочка, куклы в русских народных костюмах (мужчина, женщина, ребёнок и лялька, народный костюм Хозяйки для воспитателя, магнитная игра «Куклы костюмах разных народов» (русский, монгольский, индейских, эскимосский, разные народные музыкальные инструменты на каждого ребёнка (ложки, трещотки, бубенцы, бубны, колотушки, самовар с заваренным чаем, бублики, леденцы (петушки на палочках, диск с русскими народными песнями («Калинка», «Дуня – тонкопряха», «Сени» и др., шишки.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Переход от игровой деятельности: дети играют в русскую народную игру «Яша», входит Хозяйка в русском народном костюме : «Здравствуйте, красны девицы, добры молодцы, всё бы вам песни петь да играть! Я – Хозяюшка. Буду вам сказывать, как люди в старину жили. Садитесь, послушайте мой рассказ.» (дети садятся на стульчики).

2. Рассказ воспитателя о русском народном костюме (на примере своего наряда и кукол в русских народных костюмах).

Конспект занятия «В русской горнице»

Дидактическая магнитная игра «Одень кукол в русский народный костюм» (выбрать из нескольких имеющихся народных костюмов русский народный).

3. Рассказ о русской избе : «Расскажите, в каких домах вы живёте-поживаете (ответы детей). А я живу в русской избе (показывает картинку). В таких домах люди жили в старину. И сейчас тоже некоторые люди живут в избах, особенно в деревнях. Из чего делали избы? (из деревянных брёвен) Затем прорубали окна, крыли крышу. Далее шла отделка дома, на крышу ставили конек, на окна навешивали ставни. А что же там внутри дома? Вика, загляни в окошко (воспитатель держит картинку так, чтобы через прорезь в окошке был виден уголок русского быта, расположенный в группе). Что ты видишь? (ответы детей).

Фото «В русской горнице»

4. Рассказ о горнице. Хозяйка приглашает детей зайти в избу (дети рассаживаются на лавки в уголке русского быта) : «Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте! У меня для каждого найдётся и местечко, и словечко! Припасла я для вас забавушек на всякий вкус, кому — правду, кому — сказку, а кому —бубликов вязку. Всем места хватило? Всем ли удобно? Не тесно ли вам, гости дорогие?»

Обсуждение, пояснение поговорки «В тесноте, да не в обиде».

Хозяйка: «В избах раньше была только одна комната – горница, она являлась и кухней, и гостиной, и спальней».

5. Рассказ воспитателя о русской печи : «Самое главное в избе – это печка. Почему? А для чего нужна была печка? (чтобы готовить пищу, отапливать избу, сушить валенки, спать на ней). Печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь - распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках. В каких сказках говорится про печку? (ответы детей)

6. Рассказ воспитателя о прялке: «Расскажу я вам историю, откуда появляются тёплые варежки да носочки. А вы, детишки, мне помогайте – что знаете, то и рассказывайте. Еще давным-давно люди заметили, что шерсть домашних животных очень теплая. Дети, вспомните и назовите мне этих животных (коза, овца, баран, воспитатель выставляет игрушки животных). Из овечьей шерсти вяжут носки, рукавицы, валяют валенки. Для того, чтобы шерсть была хорошего качества, животное вначале мыли, сушили, затем уже стригли. Дети, как вы думаете, чем стригли овечку (ножницами).Покажите как (дети «стригут», изображая указательным и средним пальцами ножницы, напрягают мышцы пальцев. Напрягают мышцы рук, изображая как прижимают барашка.)»

Разыгрывание стихотворения:

Хозяйка: «Ты скажи, барашек наш,

Сколько шерсти ты нам дашь?»

Барашек (ребёнок держит в руках игрушку—барашка) :

«Не стриги меня пока.

Дам я шерсти три мешка:

Один мешок — Хозяину,

Другой мешок — Хозяйке,

А третий — детям маленьким

На тёплые фуфайки.»

Хозяйка: «Хорошо, барашек, не будем пока тебя стричь. У нас уже есть шерсть. Дети, я сейчас раздам вам комочки овечьей шерсти. Потрогайте их, помните, понюхайте и скажите, какая она (мягкая, пушистая, теплая, шелковистая, нежная, ласковая). Вот из этой шерсти и получилась нитка, давайте и мы попробуем сделать нить: потяните, покрутите ниточку пальчиками. Трудно! Не получается! Для того, чтобы работа спорилась, помогало старинное орудие труда – прялка и еще было веретено. Хозяюшка садилась за эту прялку (садится на прялку, показывает, прикрепляла к ней шерстяную кудель и пряла, ниточка тянулась и наматывалась на веретено. Так и получалась пряжа. Дети, что делали из этой пряжи? (вязали носки, рукавицы и т. д.). А чем они вязали? (спицами или крючком) Покажите как (дети изображают движениями, как вяжут вещи: держат кончиками пальцев спицы, круговыми движениями руки показывают, как вывязывают петли.) Вот и связали мы с вами рукавицы, давайте наденем их на ручки (дети натягивают воображаемые рукавицы на одну, затем на другую руку). Тепло ручкам? Попробуйте почувствовать, как им жарко. Снимите рукавицы и уберите их в карманы.

А где же наши мастерицы, красные девицы? Ну-ка, кто хочет свое умение показать? Выходите сюда 3 девицы! Дам вам в руки веретена.

Пусть красавицы порадуют народ.

Кто с работою управится вперёд?»

Игра «Намотай нитку на веретено» (участвуют 3 девочки, под РНП «Дуня-тонкопряха»)

7. Хозяйка: «Славно потрудились: варежки связали, пряжу смотали. Пора нам и отдохнуть! Но как же нам развлечься? Телевизора у меня нет, ДВД тоже. Ведь раньше таких предметов не было. В избах даже не было электричества. Наверное, людям скучно было жить без телевизора (предположения детей) Нет, не скучал раньше народ на Руси! Они знали много интересных игр, любили водить хороводы и играть на музыкальных инструментах, которые мастера вытачивали из дерева!

Эй, народ, не зевай, в хоровод скорей вставай!

Вот веселый наш оркестр!

Выходи, не хватит мест!»

Дидактическая игра «Назови музыкальный инструмент».

Хоровод и игра на народных инструментах под РНП «Калинка».

8. Рассказ воспитателя о самоваре: «Ну что ж, славно повеселились! Но плясками да играми сыт не будешь! Пришло время чайку попить. Что же нам для этого нужно? (Самовар) Самовар есть, но чая в нём нет (открыть краник) Что делать? (воды налить) Это сейчас – открыл кран – и готово. А раньше водопроводов не было. Где раньше брали воду? (из колодца в ведрах носили) Ну вот, самовар полон водой, но вода студёная. Как же нам её вскипятить? Это сейчас включил в розетку – и готово. А как кипятили воду раньше? (собирали шишки, закладывали в трубу, предварительно закрыв крышкой отверстие для залива воды.)

Конспект занятия - фото

За шишками нужно отправиться в лес.

Ну-ка молодцы, мальчишки!

Кто собрать поможет шишки?

А мы в сторонке посидим,

На мальчишек поглядим.

Игра «Собери шишки» (2 мальчика собирают шишки в плетёные корзины под РНП «Сени»)

9. Рассказ воспитателя о том, как раньше заготавливали травяной чай. Дети рассматривают травяной сбор, нюхают его, делятся впечатлениями.

10. Переход от непосредственно образовательной деятельности. Дети моют руки, рассаживаются за столы. Хозяйка угощает детей петушками на палочках:

Ах, ребятки, молодцы!

Получайте леденцы!

Воспитатель вносит самовар с горячим чаем, 2 ребёнка вносят бублики в плетё ных корзинах:

Мы идем, идем, идем,

Самовар с собой несем!

Чай горячий на столе,

Бублики, варенье!

Приглашаем вас отведать

Наше угощенье!

Хозяйка: «Чай пить - не дрова рубить! Приглашаем всех к столу!»

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «В русской горнице». Подготовительная группа. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим Тема: «В русской горнице» Цель: Продолжать знакомить с жилищем русского человека, разъяснить.

Конспект занятия в подготовительной группе «В русской горнице» Тема: «В русской горнице» Цель: Продолжать знакомить с жилищем русского человека, разъяснить понятие «горница». Обобщить и систематизировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «В русской горнице»
Опубликовано: 2 мая 2015 в 15:12
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД