Пряхина Татьяна
Конспект занятия в средней группе «Лесные жители»
Цель: закрепить знания детей о диких животных, их детенышах, о месте проживания. ; активизировать словарь по данной теме.
Задачи: Формировать умение детей знать и различать диких животных и их детенышей, правильно соотносить их названия. Уточнить представление детей о внешнем виде диких животных. Способствовать развитию связной речи. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к обитателям живой природы.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие в одно место, но сначала вы должны угадать, в какое:
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Лесные жители“» размещена в разделах
Он большой, густой, зелёный, представляет целый дом. В нём найдут приют и птицы, зайцы, волки, кабаны (лес).
Воспитатель: я произнесу волшебное заклинание и мы очутимся с вами в лесу.
Если мы глаза закроем
И подсматривать не будем
Мы волшебный мир откроем
О котором не забудем.
-Вот мы и оказались в лесу.
Воспитатель: Скажите, как называют животных, которые живут в лесу?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Правильно, все эти животные – дикие. А как вы думаете, почему их так называют?
Дети: Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду.
Воспитатель: А какие животные живут в лесу, Послушайте загадку.
1. Гуляет в рыжей шубке,
Хитрит и скалит зубки.
(Лиса)
Воспитатель: Молодцы. Рассмотрите лису. Расскажите, какая она? Какой у неё хвост?
Дети: Лиса рыжая, красивая, хитрая. У неё пушистый, длинный хвост.
Воспитатель: Шерсть у лисы рыжеватая с золотистым отливом, хвост длинный и пушистый, мордочка вытянутая, уши большие, стоячие, лапы стройные, тонкие. Лисья шуба очень красивая: то огненно-рыжая, то алая, то рыжевато-бурая. На кончике хвоста мех у лисы белый. Не только для красоты. Когда вечером, в глухом лесу лисята бегут за матерью, белый кончик хвоста служит для них ориентиром, не дает потеряться. С наступлением зимних холодов лисий наряд становится пышней и теплей. На лапках вырастает густая шерсть, кажется, что лисичка валенки надела.
Воспитатель: Под кусточком лисий дом.
Как называется дом лисички?
Дети: Нора.
2. Дружбу водит он с лисой,
Для других ужасно злой.
Всё зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый.
(Волк)
Воспитатель: Расскажите, какой он?
Дети: Волк большой, серый, злой.
Воспитатель: Волк – дикое, хищное, млекопитающее животное. Волк является предком домашней собаки. Шерсть у волка густая, жесткая. Большие головы с широкими лбами опущены вниз. Хвост у волка большой, пушистый. Все волки хорошо видят ночью, слышат малейший шорох, чувствуют едва уловимые запахи. Волк никогда не держит хвост поднятым вверх. У каждого волка свой собственный неповторимый голос, и по голосам они издалека узнают друг друга. Волки не просто воют на луну, а передают сородичам важные послания о добыче, сообщают, что лесная территория уже занята их стаей.
Зимой волки сбиваются в стаи и ходят цепочкой, друг за другом, в поисках добычи – так охотиться легче. В волчьей стае всегда есть вожак. Это самый сильный, умный и опытный волк.
А как называют дом волка?
Дети: Логово.
3. На деревьях живет
И орешки грызет.
(Белка)
Воспитатель: Верно. Рассмотрите белку. Расскажите, какая она? Какие у неё ушки и хвост?
Воспитатель: Где живет белка? Как называется ее домик?
Дети: Дупло.
Воспитатель: Почему белка так высоко дом свой делает?
Дети: Чтобы другие звери не достали
Воспитатель: Как белочка от мороза спасается?
Дети: Прячется в дупле и хвостиком вход закрывает.
Воспитатель: Посмотрите, какой у белки хвостик – большой, пушистый. Белочка – чудесный, грациозный, проворный зверёк. Выпуклые черные беличьи глаза смотрят задорно и весело. Зубы у белки большие, изогнутые, очень острые, поэтому она легко разгрызает твердые орехи и лущит шишки. Цепкие коготки на лапках помогают ей ловко хвататься за ветки, перепрыгивать с дерева на дерево.
4. Он бывает белый, бурый,
Не шути с его натурой,
Может рыкнуть и взреветь
Этот дикий зверь.
Кто это? (медведь)
Воспитатель: Расскажите, какой он? Какие у него лапы?
Дети: Медведь большой, сильный, коричневый. У него длинные когти и сильные лапы.
Воспитатель: Правильно, это медведь. А как называют дом медведя?
Дети: Берлога
Воспитатель: Медведь — это большой и сильный лесной житель. Он ходит на четырёх лапах, но иногда встает на задние лапы, чтобы посмотреть вокруг. У медведя густая шерсть, которая помогает ему сохранять тепло в холодную погоду.
Медведи всеядные, они едят как растения, так и мясо. Они любят ягоды, мёд, рыбу и даже могут ловить мелких животных. Но если еды нет, медведи могут съесть и растения, например, корни, клубни и стебли.
Медведи — заботливые родители. Мама-медведица очень любит своих медвежат и защищает их от всех опасностей. Медвежата рождаются маленькими и беспомощными, но быстро растут под маминой заботой.
Медведи живут в лесах и проводят много времени, ища еду и заботясь о своей семье. Они играют важную роль в природе, помогая поддерживать баланс в лесу.
Воспитатель: А вот еще одна загадка:
5. Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы.
Кто это? (зайчик)
У медведя есть берлога, у лисы – нора, у белки — дупло, а где же зайка живет? Какой у него домик?
— Нет у зайки домика, под кусточком поспал и убежал.
Воспитатель: Расскажите, какой он? Какие у него ушки?
Дети: — Зайка маленький, серенький, пушистый. У него длинные ушки.
Воспитатель: Заяц – это маленькое животное с длинными ушами и быстрыми ногами. Он живет в лесу и питается травой, морковками и капустой. Зайцы очень пугливые, поэтому всегда настороже и прислушивается к каждому шороху.
Зайцы меняют свою шубку в зависимости от времени года: зимой их шубка белая, чтобы их было не видно на снегу, а летом – серая или коричневая, чтобы сливаться с травой и кустами.
Зайцы очень быстро бегают и могут прыгать на большие расстояния. Они любят прятаться в кустах и норах, чтобы спастись от хищников.
Зайцы – очень интересные животные, которые всегда вызывают улыбку и радость у детей.
Воспитатель: Скучно зайке одному – давайте с ним поиграем.
Физкультминутка «Серые зайчата»
Мы, как серые зайчата,
Прискакали на лужок
Прыг-скок, Прыг-скок, Прыг-скок.
Ветер травушку качает
Влево в право наклоняет.
Вы не бойтесь ветра, зайки,
Веселитесь на лужайке.
Прыг-скок, Прыг-скок.
Воспитатель: Весело мы поиграли с зайчиком, зайчик ускакал, а мы еще поиграем.
Игра «Назови семью»
Папа - медведь, мама - … (медведица, детеныш - … (медвежонок).
Папа - волк, мама - … (волчица, детеныш - … (волчонок).
Папа - заяц, мама - … (зайчиха, детеныш - … (зайчонок).
Папа - лис, мама - … (лисица, детеныш - … (лисенок).
Дидактическая игра «Чей хвост?»
Ход игры:
Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца — хвост волка, у волка — хвост лисы, у лисы — хвост медведя… Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост?» Вот хвост волка. Какой он? (серый, длинный). Чей это хвост? — волчий. А это чей такой хвост — маленький, пушистый, белый? — зайца.
И т. д. Теперь все звери нашли свои хвосты.
Воспитатель: Вот ребята, наше путешествие в лес закончилось. Теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Воспитатель: А как же мы доберемся? А давайте мы полетим на большом воздушном шаре! Сейчас мы его надуем!
Встали все в маленький кружок и надуваем большой воздушный шар!
Воспитатель: Вам понравилось наше приключение?
Дети: Да!
Воспитатель: Где мы сегодня побывали?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Какие игры вам понравились?
Дети: «Чей хвост?», «Назови семью».
Воспитатель: Вы все молодцы, замечательно занимались.