Лариса Баженова
Конспект занятия в старшей группе «Снег»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему «Снег»
Цель: закрепить знание детьми характерных признаков зимы, знания основных свойств снега (цвет, состояние в разную погоду, способность сохранить тепло, очищать воздух, таять в помещении,вспомнить, где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой и человека. Продолжить учить детей умению участвовать в экспериментах, делать выводы. Анализировать и обогащать словарный запас детей. Воспитывать познавательный интерес к природе, умение видеть красоту природы зимой.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Снег“» размещена в разделах
Закрепить умение тонировать по мокрому листу, смешивать краски, определять «зимние» цвета.
Материалы и оборудование:
1. Ёмкость со снегом
2. Ёмкость с талой водой
3. Формочки со льдом
4. Варежка
5. Картины с зимними пейзажами
6. Акварельные краски
7. Кисти
8. Банки с водой
9. Бумага формата А-3
10. Аудиозапись Чайковского и Вивальди «Времена года»
Ход занятия : (звучит аудиозапись «Времена года» Чайковского). Дети входят и встают полукругом около стола. На мольбертах зимние пейзажи (И. Грабарь «Зимний пейзаж», «Февральская лазурь» и др.)
Воспитатель:
- Ребята, послушайте загадку:
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой,
Двор в снегу, в снегу дома,
Это к нам пришла…. (зима).
- Да, сейчас в природе хозяйничает зима. Вспомним, какие приметы зимы мы знаем. (Ответы детей).
- Зима – чудесное время года. Многие художники и поэты посвятили свои произведения зиме. (Предложить ребёнку прочесть стихотворение о зиме)
- Отгадайте загадку:
Одеяло белое, не руками сделано
Не ткалось и не кроилось –
С неба на землю свалилось (снег).
- Зимой много снега. Давайте поговорим о нём. (Воспитатель вносит ёмкость со снегом). Посмотрите, какой снег! Когда мы принесли его с улицы, он был какой? (пышный, рыхлый, сухой). А теперь, когда он постоял в тепле? (мокрый, тяжёлый, липкий). Какой ещё бывает снег? (колючий, блестящий, хрустящий, грязный и т. д.) а что он делает в природе? (летит, лежит, падает, укрывает и т. д.)
- А кто мне скажет, откуда берётся зимой снег? (Зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки).
Отгадайте загадку:
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (снежинка)
- Во время прогулок мы с вами наблюдали за снежинками, рассматривали какие они красивые и разные. А отчего зависит форма снежинок? (от погоды)
- Когда на улице мороз, день безветренный, снежинки падают по одной, медленно и их легко рассмотреть. Они похожи на звёздочки. При слабом морозе, снежинки похожи на что?. (на снежную крупу). А когда мороза нет, снег падает (большими хлопьями). А что такое хлопья? (Это много слипшихся снежинок). Как называется явление, когда идёт снег? (Снегопад).
- Посмотрите, ребята, в этой миске у нас вода. Откуда она? Ведь вчера вечером мы принесли в ней снег в группу? (Снег растаял). А почему вода такая грязная, ведь мы взяли чистый, белый снег? (Во время снегопада снег собирает частички пыли и грязи из воздуха. Поэтому снег нельзя есть).
- Да, как в загадке: «На дворе – горой, а в комнате – водой». Это мы подтвердили своим опытом.
- Послушайте ещё загадку:
«Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно». Что это? (Лёд).
- Почему его нельзя вставить в окно? (Он растает). В этой формочке у нас лёд. Как он получился, мы же выносили на улицу воду? (Вода на морозе застыла и превратилась в лёд). Что мы узнали из этого опыта? (Что вода из жидкого состояния превращается в твёрдое, если её заморозить).
- Зимой, ребята, бывает холодно всем. И даже деревьям. Что мы с вами делали, чтобы наши деревья на участке не замёрзли? (Подгребали к стволам снег, чтобы корни не замёрзли). А почему мы так делали, разве снег тёплый? (Нет, но он сохраняет тепло). А какой мы с вами проводили опыт, подтверждающий то, что снег сохраняет тепло? (С двумя бутылками). Правильно! Мы выносили на улицу две бутылки с водой одинаковой температуры. Одну мы закапывали куда?. (в снег, а другую оставляли….(на скамейке). После прогулки мы опять измерили температуру воды. Оказалось, что в бутылке с водой, которая была в снегу, температура была выше. Значит, какой мы сделали вывод? (Снег сохраняет тепло). А хорошо это или плохо? (хорошо). А почему? (Снег укрывает землю, будто одеяло и согревает от морозов). Что случилось бы с растениями зимой, если бы не было снега? (они замёрзли бы).
Физкультминутка. (Дети танцуют «танец снежинок» под музыку Чайковского).
- А теперь посмотрим на картины. Вышла зима гулять на поля, в леса. Какие краски принесла с собой она? (Ответы детей).
Предложить ребёнку прочитать стихотворение «Зимние краски» Фетисова: Заготовила зима
Краски все для всех сама.
Полю – лучшие белила,
Зорям – алые чернила.
Всем деревьям чистые,
Блёстки серебристые…
- Цвета в природе изменчивы; меняется цвет неба и снега в различную погоду. Даже солнце меняет свой цвет днём и к вечеру. Какие цвета у снега и льда? ( Холодные: белые, голубые, синие, сиреневые). Какие нежные краски на зимних пейзажах! Много светло- голубого, светло- розового, сиреневого! Деревья в снежных шапках, на земле лежат сугробы.
- А теперь мы подойдём к столам и, как настоящие художники, возьмём кисти и нарисуем краски зимы. Мы будем тонировать бумагу «по мокрому листу». (Дети рисуют под музыку).
- Когда бумага высохнет, мы продолжим рисование на тему- «Волшебница зима».