Ольга Галкина
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи. Тема: «Дикие животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : «Дикие животные».
Программное содержание. Закрепить представление детей о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках.
Учить детей составлять описательные рассказы по графической схеме. Расширить и активизировать словарь детей по теме «Дикие животные» (животное, зверь, рога, копыта, мех, шкура, лапа, берлога, нора, дупло, хищное, травоядное; менять, линять, спать, добывать, охотиться). Совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят-).
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по развитию речи, Тема: „Дикие животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Развивать связную речь детей, речевой слух, зрительное восприятие и внимание; тонкую и общую моторику. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Индивидуальная работа: Добиваться полного ответа у Вани, Данилы; продолжать учить правильно держать карандаш Кирилла.
Оборудование:
Аудиокассета с голосами животных; схема описания животного; схема-модель жилищ животных; рисунок «Звери у Айболита»; контейнер с горохом и плоскостными фигурками животных; карточки с изображением животных; простые карандаши; корзинка с морковью, орехами и баночкой меда; елочки.
Предварительная работа: Просмотр слайдов с изображением диких животных наших лесов и их детенышей; беседа о жизни диких животных зимой. Разучивание пальчиковой гимнастики «Белка».
Чтение сказки Л. Толстого «Белка и волк», рассказа Е. Чарушина «Лисята». Заучивание загадок о диких животных. Ознакомление со схемой описания животного. Посещение совместно с родителями циркового представления и школы юннатов.
Ход занятия.
Дети входят в группу под тихую музыку.
Воспитатель: - Дети, какое время года наступило? (Зима).
- Правильно, зимушка-зима пришла в города и села, укутала белым одеялом поля и леса. Посмотрите, какой зимний лес вырос у нас в группе! Я хочу предложить вам прогуляться по лесу. Дети, а вы знаете, кто живет в лесу? (Дети перечисляют названия животных).
- Как одним словом можно их назвать? (Дикие).
- Почему они так называются? (Потому что они сами заботятся о себе, сами добывают пищу).
- Как животные готовились к зиме? (Белка насушила грибов, запаслась орехами. Медведь – сделал себе берлогу. Волк, заяц и лиса полиняли: поменяли летние шубки на зимние.)
(Включается аудиокассета с записью рычания медведя, вой волка).
- Ой, дети, что это за звуки? Это медведица и волчица зовут на помощь: их дети в лютые морозы простудились и заболели. Как вы думаете, кто может им помочь? (Доктор Айболит)
- Конечно, это добрый доктор Айболит, но мы не можем попасть на волшебную поляну, поэтому я предлагаю вам сесть за столы и рассмотреть картину, которую я нарисовала, когда была в гостях у Айболита.
(Воспитатель вывешивает рисунок.)
- Кто пришел к доктору лечиться? (Медведица с медвежонком, волчица с волчонком, лисица с лисенком, белка с бельчонком, зайчиха с зайчонком).
- Очень боялись детеныши животных Айболита : ведь они еще маленькие и не знали, что доктор добрый. Поэтому, доктор Айболит называл их ласково, а как – придумайте сами и позовите ласково:
- Зайчонка - (зайчоночек).
- Медвежонка - (медвежоночек).
- Бельчонка - (бельчоночек).
- Лисенка - (лисеночек).
- Волчонка -(волчоночек).
- Вот и вылечил всех больных зверей Айболит! И мамы повели своих детенышей домой.
(Вывешивается схематичное изображение жилищ диких животных)
- Дети, посмотрите на схему: догадаетесь ли вы, какому зверю принадлежат эти жилища и как они называются?
- Это нора. В ней живет лиса.
- Это берлога. В ней живет медведь.
- Это дупло. В нем живет белка.
- Это куст. Под ним прячется заяц.
- Молодцы, вы очень внимательные и наблюдательные.
Игра с мячом «Большие и маленькие».
- А теперь, дети, давайте поиграем. Встаньте в кружок, а я буду называть часть тела дикого животного и бросать вам мяч, вы будете ловить мяч и ласково называть такую же часть тела детеныша этого животного и возвращать мне мяч.
В. - У лисы рыжая голова.
Р. – У лисенка рыженькая головка.
В. - У волка острые зубы.
Р. – У волчонка остренькие зубки.
В. – У зайца короткий хвост.
Р. – У зайчонка коротенький хвостик.
В. – У белки черные глаза.
Р. – У бельчонка черненькие глазки.
В. – У лося длинные ноги.
Р. – У лосенка длинненькие ножки.
В. – У медведя короткий хвост.
Р. – У медвежонка коротенький хвостик.
- Отлично! А теперь я предлагаю вам превратиться в животных : Кирилл и Матвей - медведи, пройдите, по-медвежьи. Катя – лисичка, пробеги, по-лисьи. Семен будет волком, а Данила с Ваней – зайцами: проскачите по-заячьи.
- Раз, два, три - мы опять превратились в детей.
- У меня для вас есть сюрприз: вот эта коробочка. Она не простая, а наполнена горохом, но внутри что-то находится. Сейчас вы, на ощупь, должны найти фигурки, а какие – расскажете сами.
(Дети вытаскивают плоскостные фигурки диких животных.)
- А теперь составьте описания тех животных, которых вы достали из коробки. Вам поможет в этом схема-картинка-подсказка. Сначала вы расскажете, как называется ваше животное, дикое оно или домашнее, где живет: в лесу или у человека. Потом опишете, какого оно размера, чем покрыто тело, строение, чем питается.
Вывешивается схема рассказа о животном.
Дети составляют описательные рассказы о своих животных по схеме.
- Молодцы, ребята! Отдохнем немного?
Физкультминутка.
Как на горке снег, снег,
И под горкой - снег, снег,
И на елке – снег, снег,
И под елкой – снег, снег,
А под снегом спит медведь.
Тише, тише, не шуметь.
- Дети, взгляните на свои столы. Перед вами – конверты. Достаньте оттуда карточки. Кто изображен на них? (дети перечисляют животных).
- Все ли в порядке с вашими животными? (у лисы не хватает хвоста; у медведя – уха; у белки – лапки и т. д.)
- Вот видите, художник торопился и не успел нарисовать некоторые части тела. Возьмите карандаши и дорисуйте сами.
- Катя, чье ухо ты нарисовала? (Я нарисовала медвежье ухо).
- Кирилл, а ты, чью лапку дорисовал? (Я дорисовал заячью лапку) и т. д.
- Вот теперь порядок! Все животные будут довольны.
Но все-таки, дети, в нашем зимнем лесу дикие животные грустят : ведь им тоже хочется, чтобы люди иногда заботились о них. Я приготовила корзинку с гостинцами, как вы думаете, для кого?
- Мед – для медведя.
- Орехи – для белки.
- Морковка – для зайца.
- Давайте оставим корзинку в лесу, а сами потихоньку спрячемся. Ведь дикие животные очень пугливые и осторожные. Попрощайтесь с нашим зимним лесом и дикими животными.