Галина Морозова
Конспект занятия «Веселый Петрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного занятия на тему «Веселый Петрушка»
Составила и провела: Морозова Галина Викторовна
Место проведения занятия : МДОУ детский сад комбинированного вида №25 «Теремок» города Волжска Республики Марий Эл
Предмет: Изобразительная деятельность в детском саду - художественное конструирование в технике оригами, декоративное рисование.
Возраст детей: подготовительная группа детского сада – 6 – 7 лет.
Публикация «Конспект занятия „Веселый Петрушка“» размещена в разделах
Алгоритм продолжительности занятия по времени :
1 занятие - 40 минут.
• Организационный момент – 2 минуты.
• Презентация «Петрушки разных стран» - 3 минуты.
• Дидактическая игра «Подбери заплатку» - 3 минуты.
• Рассматривание пооперационной карты складывания игрушки «Петрушки» способом оригами - 2 минуты.
• Пальчиковая гимнастика «Колпачок» - 1 минута.
• Складывание поделки - игрушки Петрушки - 10 минут.
• Физкультурная минутка «Веселые Петрушки» - 2 минуты.
• Декоративной украшение костюма Петрушки – 15 минут.
• Анализ работ – 2 минуты.
Материалы к занятию :
Дидактический материал: технологии ТСО компьютерная мультимедийная презентация на тему «Петрушки разных стран и народов» - 12 слайдов, пооперационная карта поэтапного складывания игрушки Петрушки.
Раздаточный материал: Дидактическая игра «Подбери заплатку», квадратные листы бумаги 15х15 или 20х20, заготовки вырезанные из бумаги - розовых ладошек и париков – коричневые, рыжие, черные, желтые, коробки для работ по оригами, клей карандаш, фломастеры, ножницы.
Методы и приемы использованные на занятии :
• информационно– рецептивный метод,
• словесный метод,
• наглядный метод,
• практический метод,
• игровой метод.
В занятие включены : организационный момент, художественное слово, загадка, презентация «Петрушки разных стран», дидактическая игра, пальчиковая игра, физкультурная минутка, анализ детских работ, сюрпризный момент.
Цель: Познакомить детей с русской театральной перчаточной игрушкой Петрушкой, обогатить знания детей, знакомя с петрушками разных стран и народов.
Задачи:
Обучающие задачи:
• Учить складывать новую поделку в технике оригами, складывая квадрат в разных направлениях, используя при работе знакомые базовые формы – треугольник и воздушный змей, четко выполняя инструкции педагога;
• Закрепить навыки декоративного украшения готовой поделки разнообразными узорами и марийскими национальными орнаментами, использовать сочетание ярких, красочных цветов для создания выразительного образа игрушки.
Развивающие задачи:
• Развивать конструктивное мышление, глазомер, фантазию, воображение.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать аккуратность, стремление помогать товорищу.
Словарь:
Существительные: Петрушка, скоморох, шут, театр, кукловод, перчаточные куклы, одежда, узоры.
Прилагательные: красивый, озорной, смешной, веселый, нарядная, разноцветная, пестрая, декоративные, растительные.
Глаголы: играет, веселит, шутит, смешит, выступает.
Предварительная работа:
Чтение сказок, игры в разнообразные виды театра, разучивание дразнилок, скороговорок, пословиц.
Пословицы
• Что скоморошья жена, всегда весела.
• Смех – что волынку надул, поиграл да и кинул.
• Весел как вешний жаворонок.
• Радует, как скоморох на своем гудке.
• Скоморох как веник, по избе пляшет.
Отгадывание загадок:
Он с бубенчиком в руке,
В сине – красном колпаке.
Он веселая игрушка,
А зовут его… Петрушка
• Начинаю представленье, зрителям на удивленье,
Громче вы меня зовите, погремушками гремите,
Я веселый, озорной, кто подскажет кто такой… Петрушка
Он в лавры громко бьет,
На праздник всех зовет.
Веселая игрушка, наш добрый друг… Петрушка
• Долго праздника мы ждали, все – то думали, гадали,
Кого бы в гости пригласить, малых деток веселить… Петрушку
Едет парень в красной шапке на серебряной лошадке,
Золотой уздой звенит, во все стороны глядит,
Плеточкою машет, под ним лошадка пляшет… Петрушка
• В нем кукольный спектакль играют, в фойе есть для детей буфет.
Но только в зале есть не надо, ни шоколада, ни конфет. Кукольный театр
Беседа «Кто народ веселил» - скоморохи, шуты, петрушки
Энциклопедическая информация об объекте: Петрушка это кукла, которую надевают на руку, он герой русского народного кукольного театра. Родина Петрушки - Россия. Кукольный театр одно из самых любимых зрелищ детей, он привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой. Наиболее распространённый у нас вид кукольного театра - это театр петрушек или просто кукольный театр. Петрушка, по имени которого называются куклы, хвастливый, развязный весельчак, с длинным носом, с дубинкой в руках, смелый и веселый забияка, который не прочь подраться. Он грозит палкой, задирается, над всеми насмехается, корчит рожи и прыгает. Он одет в красную рубаху, на голове яркий колпак с бубенчиками и кисточками. Его громкий клич когда-то разносился по дворам, ярмаркам и площадям. А сегодня Петрушку можно встретить на сцене кукольного театра. Сценой в театре петрушек служит ширма. Кукловоды, спрятанные за ширму, управляют куклами и говорят за них. Театр петрушек имеет свою историю, лет за 300 до Октябрьской революции бродячие петрушечники ходили по городам и сёлам, пронзительным голосом собирали около ширмы толпы народа, приглашая посмотреть их незатейливое представление. Репертуар театра петрушек не отличался разнообразием, в различных вариантах показывалась одна и та же комедия о том, как Петрушку брали в солдаты, как он притворялся больным, как он покупал у цыгана лошадь и как он женился. Но в основной текст кукольники вставляли реплики и небольшие интермедии на злободневные темы, остро и едко высмеивали местные власти, царское правительство, полицию и духовенство. Простые приёмы театра петрушек, живая, выразительная игра маленьких актёров, несложные сценки, проникнутые народным юмором, всё вместе взятое представляло весёлое, близкое и понятное широким массам зрелище. Куклы умели посмешить и позабавить народ, посочувствовать горестям людей, порадоваться их удачам. Театр петрушек приобрёл большой успех и скоро стал излюбленным народным увеселением, без которого не проходила ни одна ярмарка, ни один праздник.
Театральные куклы марионетки
Клоун и лошадка прожили долгую театральную и музейную жизнь. Они были сделаны в прошлом веке неизвестными талантливыми мастерами и вместе с другими куклами театра Петрушки «выступали» на народных гуляниях в Москве. В начале 1920 – х годов театр марионеток был приобретен музеем игрушки. Сегодня это ценнейшие его экспонаты. Каждая кукла в театре Петрушки – характерный традиционный образ. Петрушка - один из персонажей русских народных кукольных представлений. На протяжении нескольких столетий Петрушка, в красном колпаке, в красной рубахе, оставался любимым героем русских людей. Сюжет спектакля был всегда одним и тем же, но со временем в представлении появлялись новые герои, новые шутки, новые анекдоты. Сюжет представления прост. На сцене несколько кукол: лошадь, Петрушка и Цыган.
Всего у кукольников было более двадцати сцен, и в каждой непременно играл Петрушка – он же Пётр Иванович Уксусов, он же Пётр Петрович, Самоваров, Ваня, Ванька Рататуй, Ванька Ру-тю-тю, Иван Иванович Гуляка - «кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп» (В. Даль)
Обычно представление начиналось с того, что из-за ширмы раздавался хохот или песня и появлялся Петрушка в шутовском комзольчике и в высоком колпаке с кисточкой. Он размахивал руками, кланялся во все стороны, пронзительно верещал, бил в медную тарелку, плясал, балагурил с публикой. В одних сценах Петрушка встречался с невестой Матреной Ивановной, в других обучался солдатскому делу, сражался с чертом или смертью, под одобрительный гомон толпы колотил дубинкой квартального или барина. Обязательным спутником Петрушки был конь. «Не конь, а диво: бежит – дрожит, а упадет, так и не встанет. По ветру без хомута гони в два кнута, летит как стрела и не оглянется. На гору побежит – заплачет, а с горы бежит – скачет, а завязнет в грязи, так оттуда уже сам вези. Отменная лошадь!» - для таких перевоплощений приспособил мастер театрального конька. Игрушка подвижна, ее ножки тщательно вырезаны. Эти живые бегущие ножки с черными копытцами, свободно подвешены к туловищу на проволочках, отвечают малейшему перемещению фигурки. Их движение разнообразно в игре. В ловких руках кукольника лошадка с помощью ниток преображаются. Она то - летает с лихим наездником Петрушкой, то танцует, позванивая колокольчиками и помахивая хвостиком, то садится или ложится, то брыкается, сбросив седока, то медленно плетется, устав веселить публику. Лошадь декоративна, красива. Белая в серых яблоках, украшенная нарядной попоной с золотой бахромой, крутолобая с торчащими кожаными ушками, она близка по образу строю фольклорным сказочным коням.
Ход занятия
Педагог:
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Что ж давайте по порядку загадаю я загадку
Кто быстрей ответ найдёт,
Тот первым и тему занятия назовёт.
Загадка: Наряд его пестрый, колпак острый,
Шутки смех, веселят всех!
Он – веселая игрушка, а зовут его…
Дети: Петрушка.
Из – за ширмы появляется перчаточная кукла Петрушка
(все действия и текст за Петрушку говорит педагог, меняя интонацию своего голоса).
Петрушка : Здравствуйте ребятишки,
Курносые девчушки, задорные мальчишки.
Я Петрушка весельчак – это знает, всяк!
С вами буду я играть и заниматься помогать!
Не один я к вам пришел, а друзей с собой привел.
Петрушек из разных стран.
Хотите с нами познакомится?
- Ответы детей
Петрушка : В прошлые годы по городам и селам ходили бродячие кукольники, которые давали представления на ярмарках, базарах и во дворах. Много у меня друзей в разных странах, все они разных национальностей, у каждого свое имя и свой красивый наряд.
- Хотите с ними познакомиться?
- Ответы детей
Петрушка : Давайте знакомиться?
- Я Петрушка – герой русского народного театра. Моя Родина – Россия.
Педагог: Ребята, посмотрите, каков Петрушка! В красной рубахе, колпак у него с бубенцами и кисточками. Он грозит палкой всем лентяям, врунам, злыдням всех мастей и всегда готов заступиться за людей честных и трудолюбивых. Громкий Петрушкин крик «Э – ге – гей!» раньше раздавался во дворах, на ярмарках и площадях. А сегодня Петрушка перебрался на сцену кукольного театра.
- Нравится вам такой веселый герой?
- Ответы детей
Детям через проектор показывается компьютерная мультимедийная презентация «Петрушки разных стран и народов», педагог комментирует слайды за игрушку - Петрушку
Текст слайдов:
Петрушка : «Сначала на свет появился Полишинель. Живет он во Франции. Ему семьсот лет!»
- А затем родился - Гиньоль. Его так полюбили, что даже в городе Лионе поставили памятник. Он совсем молоденький - ему двести лет.
- Кашпарек, ему более триста лет. Но и сегодня он принимает участие во многих спектаклях чехословацкого кукольного театра.
- Пульчинелла родился в солнечной Италии. Он любит шутку и хорошую песню. Он всегда в маске.
- Каспеле из Германии, ему много лет, его можно было встретить на ярмарках и площадях, а сейчас на сцене театра.
- Герой народных кукольных представлений Палван - Качал, выступает в Иране и других странах Востока.
- Англичанин Панч, хитер, проказлив, смел, много смеется.
- Храбрый витязь Ласло живет в Венгрии, он готов в любую минуту вступить в бой за правду и справедливость.
- И в Марийской Республике у меня есть друг юный Петрушка. Марийские детские писатели Маргарита Фадеева и Анатолий Смирнов написали большую книгу «Приключения Петрушки и его друзей».
Педагог демонстрирует детям книгу.
В этой книге Петрушка еще совсем юный, но уже очень храбрый - настоящий герой сказки. Издана книга была в 1961 году и сразу понравилась юным читателям, в этом 2011году у нее золотой юбилей 50 лет как ее написали и издали.
1 слайд Презентация «Петрушки разных стран и народов»
2 слайд 3 слайд 4 слайд 5 слайд 6 слайд 7 слайд 8 слайд 9 слайд 10 слайд 11слайд 12слайд
Петрушка :
- Ребята, понравились вам мои друзья?
- Много у меня «родственников» в разных странах?
- А вы заметили, какие разные и красивые у всех Петрушек костюмы, разноцветные?
- Ответы детей
Петрушка : – крутится, показывая свой костюм, ох – ах, да у меня беда, пока я с вами тут прыгал да играл, где то костюмчик свой порвал, помогите вы друзья, найдите заплатку для моего наряда, а я посмотрю умеете ли вы составлять красивые узоры.
Проводится дидактическая игра «Подбери заплатку»
Цель игры: Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память, воображение.
Материал: Карточки размером А-4 с шестью секторами, в каждом секторе свой рисунок в котором есть место пробела в виде геометрической фигуры, геометрические фигуры с узорами.
Ход игры: На столах перед каждым ребенком лежит карточка, дети должны разложить недостающие фигуры «лоскутки» в карточку подбирая их по форме, цвету и узору, если правильно вставить геометрическую фигуру которая украшена подходящим узором в карточку, то узоры совпадают с основным, и получается правильный орнамент.
Дидактическая игра «Подбери заплатку»
- Дети выполняют задание
Петрушка : Какие вы мастера? Лихо составили все узоры. За такую работу, вознаграждение требуется, а у меня всегда новые идеи готовы. Научу кА я вас игрушку - Петрушку складывать.
- Хотите научиться?
- Ответы детей
Петрушка : Тогда посмотрите пооперационную карту, как это надо делать.
- Что, сможете смастерить таких Петрушек, ручки то у вас умелые или так себе?
Педагог: Умелые, умелые, еще какие умелые. Сейчас мы тебе своими умелыми пальчиками игру покажем про твой колпачок.
Пальчиковая игра «Колпак»
Сшит колпак, - руки над головой «колпаки»
Да не по – колпаковски – руки опускают в низ.
Надо колпак перекалповать – вращение кистей от себя и к себе.
Да перевыколпаковывать - вращение кистей от себя и к себе.
Петрушка : интересную игру вы знаете, а теперь друзья за работу.
Педагог показывает пооперационную карту и комментирует детям последовательного складывания игрушки
Последовательность изготовления Петрушки
1. Сложим базовую форму «воздушный змей», согнем квадрат по диагонали, получим фигуру треугольник, развернем его и обе боковые стороны согнем к середине.
2. Перевернем заготовку на обратную сторону, и согнем обе стороны к центру.
3. Получившиеся треугольники расправим вверх, и отогнем полученную заготовку назад посередине получившихся треугольников.
4. Вырежем треугольник, и просунем острый угол, будущего колпачка в отрезанный треугольник.
5. Внизу острый угол надрежем по центру – это будущие ботинки петрушки.
6. Приклеим круглую головку, парик и руки.
Когда работы готовы, наклеивают заготовленные ладошки из бумаги и парики.
Петрушка : Мы сами все веселые и веселим всех вокруг, а вы чего сидите, быстро дружно все встаем играть с вами мы начнем.
Физкультурная минутка «Веселые Петрушки»
Мы веселые Петрушки,
Мы играем громко слишком.
Все в ладоши хлопаем и ногами топаем.
Надуваем щечки, скачем на носочках.
И друг другу даже, языки покажем.
Оттопырим ушки, колпак на макушке,
Руки к носу поднесу и подпрыгну к потолку.
Шире рот откроем «А», рожицы состроим.
Как скажу я слово «Три», все с гримасою замри - дети читают стихотворение и обыгрывают его, выполняя все указанные в нем движения.
Петрушка напоминает детям про свой красивый наряд
Петрушка : Ребята, вы не забыли какие красивые у нас костюмы, пестрые, яркие штаны из двух половинок разного цвета, одна может быть с цветочным рисунком, другая в полоску, клеточку, а рубахи какие нарядные, колпак на голове надо закрасить одним цветом. Вы уж постарайтесь, украсьте костюм разными узорами, ой чуть не забыл и на лице у нас всегда улыбка, мы весельчаки, и глазки наши горят искорками, а еще у нас колпачок с кисточкой.
Педагог выставляет на доске элементы декоративных узоров.
Дети разукрашивают костюмы Петрушкам.
Педагог: предлагает детям собирать все игрушки фигурки Петрушек вместе и проводит анализ занятия используя игровое упражнение «Найди своего Петрушку», спрашивает, по каким признакам дети узнали своих петрушек.
- А что особенного у твоего Петрушки, как ты его узнал?
Если кто из детей затрудняется описать свою игрушку педагог помогает ему: у твоего Петрушки самый - расписной наряд, разноцветная рубаха, пестрый колпак, полосатые штаны, озорной вон как хитро прищурил глазки, веселый у него красивая улыбка, красочный, удивительный.
Петрушка : Дети, вы молодцы какие замечательные друзья появились у меня и в вашем детском саду, мне нравятся ваши Петрушки.
Дети и педагог: Спасибо тебе Петрушка, ты такой веселый всех нас развеселил и позабавил, интересную игрушку складывать научил, чаще приходи к нам в гости, мы тебе всегда рады.
Петрушка : Спасибо и вам ребята, а сейчас вы все закройте глаза а я поглажу по головке того чей Петрушка мне понравился больше всех, только чур не подсматривать.
Петрушка гладит всех детей по голове.
А сейчас откройте все глазки, занятие окончено, на прощанье я дарю вам вкусную конфету, которая называется «Петрушка».