МААМ-картинки

Конспект занятия «Веселый Петрушка» (40 фото)

Галина Морозова
Конспект занятия «Веселый Петрушка»

Конспект занятия «Веселый Петрушка»

Конспект комплексного занятия на тему «Веселый Петрушка»

Составила и провела: Морозова Галина Викторовна

Место проведения занятия : МДОУ детский сад комбинированного вида №25 «Теремок» города Волжска Республики Марий Эл

Предмет: Изобразительная деятельность в детском саду - художественное конструирование в технике оригами, декоративное рисование.

Возраст детей: подготовительная группа детского сада – 6 – 7 лет.

Публикация «Конспект занятия „Веселый Петрушка“» размещена в разделах

Алгоритм продолжительности занятия по времени :

1 занятие - 40 минут.

• Организационный момент – 2 минуты.

• Презентация «Петрушки разных стран» - 3 минуты.

• Дидактическая игра «Подбери заплатку» - 3 минуты.

• Рассматривание пооперационной карты складывания игрушки «Петрушки» способом оригами - 2 минуты.

• Пальчиковая гимнастика «Колпачок» - 1 минута.

• Складывание поделки - игрушки Петрушки - 10 минут.

• Физкультурная минутка «Веселые Петрушки» - 2 минуты.

• Декоративной украшение костюма Петрушки – 15 минут.

• Анализ работ – 2 минуты.

Материалы к занятию :

Дидактический материал: технологии ТСО компьютерная мультимедийная презентация на тему «Петрушки разных стран и народов» - 12 слайдов, пооперационная карта поэтапного складывания игрушки Петрушки.

Раздаточный материал: Дидактическая игра «Подбери заплатку», квадратные листы бумаги 15х15 или 20х20, заготовки вырезанные из бумаги - розовых ладошек и париков – коричневые, рыжие, черные, желтые, коробки для работ по оригами, клей карандаш, фломастеры, ножницы.

Методы и приемы использованные на занятии :

• информационно– рецептивный метод,

• словесный метод,

• наглядный метод,

• практический метод,

• игровой метод.

В занятие включены : организационный момент, художественное слово, загадка, презентация «Петрушки разных стран», дидактическая игра, пальчиковая игра, физкультурная минутка, анализ детских работ, сюрпризный момент.

Цель: Познакомить детей с русской театральной перчаточной игрушкой Петрушкой, обогатить знания детей, знакомя с петрушками разных стран и народов.

Задачи:

Обучающие задачи:

• Учить складывать новую поделку в технике оригами, складывая квадрат в разных направлениях, используя при работе знакомые базовые формы – треугольник и воздушный змей, четко выполняя инструкции педагога;

• Закрепить навыки декоративного украшения готовой поделки разнообразными узорами и марийскими национальными орнаментами, использовать сочетание ярких, красочных цветов для создания выразительного образа игрушки.

Развивающие задачи:

• Развивать конструктивное мышление, глазомер, фантазию, воображение.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать аккуратность, стремление помогать товорищу.

Словарь:

Существительные: Петрушка, скоморох, шут, театр, кукловод, перчаточные куклы, одежда, узоры.

Прилагательные: красивый, озорной, смешной, веселый, нарядная, разноцветная, пестрая, декоративные, растительные.

Глаголы: играет, веселит, шутит, смешит, выступает.

Предварительная работа:

Чтение сказок, игры в разнообразные виды театра, разучивание дразнилок, скороговорок, пословиц.

Пословицы

• Что скоморошья жена, всегда весела.

• Смех – что волынку надул, поиграл да и кинул.

Весел как вешний жаворонок.

• Радует, как скоморох на своем гудке.

• Скоморох как веник, по избе пляшет.

Отгадывание загадок:

Он с бубенчиком в руке,

В сине – красном колпаке.   

Он веселая игрушка,

А зовут его… Петрушка

•    Начинаю представленье, зрителям на удивленье,

     Громче вы меня зовите, погремушками гремите,

     Я веселый, озорной, кто подскажет кто такой… Петрушка

Он в лавры громко бьет,

На праздник всех зовет.

Веселая игрушка, наш добрый друг… Петрушка

• Долго праздника мы ждали, все – то думали, гадали,

Кого бы в гости пригласить, малых деток веселить… Петрушку

Едет парень в красной шапке на серебряной лошадке,  

Золотой уздой звенит, во все стороны глядит,

Плеточкою машет, под ним лошадка пляшет… Петрушка

• В нем кукольный спектакль играют, в фойе есть для детей буфет.   

Но только в зале есть не надо, ни шоколада, ни конфет. Кукольный театр

Беседа «Кто народ веселил» - скоморохи, шуты, петрушки

Энциклопедическая информация об объекте: Петрушка это кукла, которую надевают на руку, он герой русского народного кукольного театра. Родина Петрушки - Россия. Кукольный театр одно из самых любимых зрелищ детей, он привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой. Наиболее распространённый у нас вид кукольного театра - это театр петрушек или просто кукольный театр. Петрушка, по имени которого называются куклы, хвастливый, развязный весельчак, с длинным носом, с дубинкой в руках, смелый и веселый забияка, который не прочь подраться. Он грозит палкой, задирается, над всеми насмехается, корчит рожи и прыгает. Он одет в красную рубаху, на голове яркий колпак с бубенчиками и кисточками. Его громкий клич когда-то разносился по дворам, ярмаркам и площадям. А сегодня Петрушку можно встретить на сцене кукольного театра. Сценой в театре петрушек служит ширма. Кукловоды, спрятанные за ширму, управляют куклами и говорят за них. Театр петрушек имеет свою историю, лет за 300 до Октябрьской революции бродячие петрушечники ходили по городам и сёлам, пронзительным голосом собирали около ширмы толпы народа, приглашая посмотреть их незатейливое представление. Репертуар театра петрушек не отличался разнообразием, в различных вариантах показывалась одна и та же комедия о том, как Петрушку брали в солдаты, как он притворялся больным, как он покупал у цыгана лошадь и как он женился. Но в основной текст кукольники вставляли реплики и небольшие интермедии на злободневные темы, остро и едко высмеивали местные власти, царское правительство, полицию и духовенство. Простые приёмы театра петрушек, живая, выразительная игра маленьких актёров, несложные сценки, проникнутые народным юмором, всё вместе взятое представляло весёлое, близкое  и понятное широким массам зрелище. Куклы умели посмешить и позабавить народ, посочувствовать горестям людей, порадоваться их удачам. Театр петрушек приобрёл большой успех и скоро стал излюбленным народным увеселением, без которого не проходила ни одна ярмарка, ни один праздник.

Театральные куклы марионетки

Клоун и лошадка прожили долгую театральную и музейную жизнь. Они были сделаны в прошлом веке неизвестными талантливыми мастерами и вместе с другими куклами театра Петрушки «выступали» на народных гуляниях в Москве. В начале 1920 – х годов театр марионеток был приобретен музеем игрушки. Сегодня это ценнейшие его экспонаты. Каждая кукла в театре Петрушки – характерный традиционный образ. Петрушка - один из персонажей русских народных кукольных представлений. На протяжении нескольких столетий Петрушка, в красном колпаке, в красной рубахе, оставался любимым героем русских людей. Сюжет спектакля был всегда одним и тем же, но со временем в представлении появлялись новые герои, новые шутки, новые анекдоты. Сюжет представления прост. На сцене несколько кукол: лошадь, Петрушка и Цыган.

Всего у кукольников было более двадцати сцен, и в каждой непременно играл Петрушка – он же Пётр Иванович Уксусов, он же Пётр Петрович, Самоваров, Ваня, Ванька Рататуй, Ванька Ру-тю-тю, Иван Иванович Гуляка - «кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп» (В. Даль)

Обычно представление начиналось с того, что из-за ширмы раздавался хохот или песня и появлялся Петрушка в шутовском комзольчике и в высоком колпаке с кисточкой. Он размахивал руками, кланялся во все стороны, пронзительно верещал, бил в медную тарелку, плясал, балагурил с публикой. В одних сценах Петрушка встречался с невестой Матреной Ивановной, в других обучался солдатскому делу, сражался с чертом или смертью, под одобрительный гомон толпы колотил дубинкой квартального или барина. Обязательным спутником Петрушки был конь. «Не конь, а диво: бежит – дрожит, а упадет, так и не встанет. По ветру без хомута гони в два кнута, летит как стрела и не оглянется. На гору побежит – заплачет, а с горы бежит – скачет, а завязнет в грязи, так оттуда уже сам вези. Отменная лошадь!» - для таких перевоплощений приспособил мастер театрального конька. Игрушка подвижна, ее ножки тщательно вырезаны. Эти живые бегущие ножки с черными копытцами, свободно подвешены к туловищу на проволочках, отвечают малейшему перемещению фигурки. Их движение разнообразно в игре. В ловких руках кукольника лошадка с помощью ниток преображаются.   Она то - летает с лихим наездником Петрушкой, то танцует, позванивая колокольчиками и помахивая хвостиком, то садится или ложится, то брыкается, сбросив седока, то медленно плетется, устав веселить публику. Лошадь декоративна, красива. Белая в серых яблоках, украшенная нарядной попоной с золотой бахромой, крутолобая с торчащими кожаными ушками, она близка по образу строю фольклорным сказочным коням.

Ход занятия

Педагог:

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Что ж давайте по порядку загадаю я загадку

Кто быстрей ответ найдёт,

Тот первым и тему занятия назовёт.

Загадка: Наряд его пестрый, колпак острый,

         Шутки смех, веселят всех!

         Он – веселая игрушка, а зовут его…

Дети:  Петрушка.

Из – за ширмы появляется перчаточная кукла Петрушка

(все действия и текст за Петрушку говорит педагог, меняя интонацию своего голоса).

Петрушка : Здравствуйте ребятишки,  

                Курносые девчушки, задорные мальчишки.

                Я Петрушка весельчак – это знает, всяк!

                С вами буду я играть и заниматься помогать!

                Не один я к вам пришел, а друзей с собой привел.

                Петрушек из разных стран.

                Хотите с нами познакомится?

- Ответы детей

Петрушка : В прошлые годы по городам и селам ходили бродячие кукольники, которые давали представления на ярмарках, базарах и во дворах. Много у меня друзей в разных странах, все они разных национальностей, у каждого свое имя и свой красивый наряд.

- Хотите с ними познакомиться?

- Ответы детей

Петрушка : Давайте знакомиться?

- Я Петрушка – герой русского народного театра. Моя Родина – Россия.

Педагог: Ребята, посмотрите, каков Петрушка! В красной рубахе, колпак у него с бубенцами и кисточками. Он грозит палкой всем лентяям, врунам, злыдням всех мастей и всегда готов заступиться за людей честных и трудолюбивых. Громкий Петрушкин крик «Э – ге – гей!» раньше раздавался во дворах, на ярмарках и площадях. А сегодня Петрушка перебрался на сцену кукольного театра.

- Нравится вам такой веселый герой?

- Ответы детей

Детям через проектор  показывается компьютерная мультимедийная презентация «Петрушки разных стран и народов», педагог комментирует слайды за игрушку - Петрушку

Текст слайдов:

Петрушка : «Сначала на свет появился Полишинель. Живет он во Франции. Ему семьсот лет!»

- А затем родился - Гиньоль. Его так полюбили, что даже в городе Лионе поставили памятник. Он совсем молоденький - ему двести лет.

- Кашпарек, ему более триста лет. Но и сегодня он принимает участие во многих спектаклях чехословацкого кукольного театра.

- Пульчинелла родился в солнечной Италии. Он любит шутку и хорошую песню. Он всегда в маске.

- Каспеле из Германии, ему много лет, его можно было встретить на ярмарках и площадях, а сейчас на сцене театра.

- Герой народных кукольных представлений Палван - Качал, выступает в Иране и других странах Востока.

- Англичанин Панч, хитер, проказлив, смел, много смеется.

- Храбрый витязь Ласло живет в Венгрии, он готов в любую минуту вступить в бой за правду и справедливость.

- И в Марийской Республике у меня есть друг юный Петрушка. Марийские детские писатели Маргарита Фадеева и Анатолий Смирнов написали большую книгу «Приключения Петрушки и его друзей».

Педагог демонстрирует детям книгу.

В этой книге Петрушка еще совсем юный, но уже очень храбрый - настоящий герой сказки. Издана книга была в 1961 году и сразу понравилась юным читателям, в этом 2011году у нее золотой юбилей 50 лет как ее написали и издали.

1 слайд Презентация «Петрушки разных стран и народов»

2 слайд 3 слайд  4 слайд 5 слайд 6 слайд 7 слайд 8 слайд 9 слайд 10 слайд 11слайд 12слайд

Петрушка :

- Ребята, понравились вам мои друзья?

- Много у меня «родственников» в разных странах?

- А вы заметили, какие разные и красивые у всех Петрушек костюмы, разноцветные?  

- Ответы детей

Петрушка : – крутится, показывая свой костюм, ох – ах, да у меня беда, пока я с вами тут прыгал да играл, где то костюмчик свой порвал, помогите вы друзья, найдите заплатку для моего наряда, а я посмотрю умеете ли вы составлять красивые узоры.

Проводится дидактическая игра «Подбери заплатку»

Цель игры: Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память, воображение.

Материал: Карточки размером А-4 с шестью секторами, в каждом секторе свой рисунок в котором есть место пробела в виде геометрической фигуры, геометрические фигуры с узорами.

Ход игры: На столах перед каждым ребенком лежит карточка, дети должны разложить недостающие фигуры «лоскутки» в карточку подбирая их по форме, цвету и узору, если правильно вставить геометрическую фигуру которая украшена подходящим узором в карточку, то узоры совпадают с основным, и получается правильный орнамент.

Дидактическая игра «Подбери заплатку»

Фото «Веселый Петрушка»

  

- Дети выполняют задание

Петрушка : Какие вы мастера? Лихо составили все узоры. За такую работу, вознаграждение требуется, а у меня всегда новые идеи готовы. Научу кА я вас игрушку - Петрушку складывать.

- Хотите научиться?

- Ответы детей

Петрушка : Тогда посмотрите пооперационную карту, как это надо делать.

- Что, сможете смастерить таких Петрушек, ручки то у вас умелые или так себе?

Педагог: Умелые, умелые, еще какие умелые. Сейчас мы тебе своими умелыми пальчиками игру покажем про твой колпачок.

Пальчиковая игра «Колпак»

Сшит колпак,  - руки над головой «колпаки»

Да не по – колпаковски – руки опускают в низ.

Надо колпак перекалповать – вращение кистей от себя и к себе.

Да перевыколпаковывать - вращение кистей от себя и к себе.

Петрушка : интересную игру вы знаете, а теперь друзья за работу.

Педагог показывает пооперационную карту и комментирует детям последовательного складывания игрушки

Последовательность изготовления Петрушки

1. Сложим базовую форму «воздушный змей», согнем квадрат по диагонали, получим фигуру треугольник, развернем его и обе боковые стороны согнем к середине.

2. Перевернем заготовку на обратную сторону, и согнем обе стороны к центру.

3. Получившиеся треугольники расправим вверх, и отогнем полученную заготовку назад посередине получившихся треугольников.

4. Вырежем треугольник, и просунем острый угол, будущего колпачка в отрезанный треугольник.

5. Внизу острый угол надрежем по центру – это будущие ботинки петрушки.

6. Приклеим круглую головку, парик и руки.

Когда работы готовы, наклеивают заготовленные ладошки из бумаги и парики.

Петрушка : Мы сами все веселые и веселим всех вокруг, а вы чего сидите, быстро дружно все встаем играть с вами мы начнем.

Физкультурная минутка «Веселые Петрушки»

Мы веселые Петрушки,

Мы играем громко слишком.

Все в ладоши хлопаем и ногами топаем.

Надуваем щечки, скачем на носочках.

И друг другу даже, языки покажем.

Оттопырим ушки, колпак на макушке,

Руки к носу поднесу и подпрыгну к потолку.

Шире рот откроем «А», рожицы состроим.

Как скажу я слово «Три», все с гримасою замри - дети читают стихотворение и обыгрывают его, выполняя все указанные в нем движения.

Петрушка напоминает детям про свой красивый наряд

Петрушка : Ребята, вы не забыли какие красивые у нас костюмы, пестрые, яркие штаны из двух половинок разного цвета, одна может быть с цветочным рисунком, другая в полоску, клеточку, а рубахи какие нарядные, колпак на голове надо закрасить одним цветом. Вы уж постарайтесь, украсьте костюм разными узорами, ой чуть не забыл и на лице у нас всегда улыбка, мы весельчаки, и глазки наши горят искорками, а еще у нас колпачок с кисточкой.

Педагог выставляет на доске элементы декоративных узоров.

Дети разукрашивают костюмы Петрушкам.

Педагог: предлагает детям собирать все игрушки фигурки Петрушек вместе и проводит анализ занятия используя игровое упражнение «Найди своего Петрушку», спрашивает, по каким признакам дети узнали своих петрушек.

- А что особенного у твоего Петрушки, как ты его узнал?

Если кто из детей затрудняется описать свою игрушку педагог помогает ему: у твоего Петрушки самый - расписной наряд, разноцветная рубаха, пестрый колпак, полосатые штаны, озорной вон как хитро прищурил глазки, веселый у него красивая улыбка, красочный, удивительный.

Петрушка : Дети, вы молодцы какие замечательные друзья появились у меня и в вашем детском саду, мне нравятся ваши Петрушки.

Дети и педагог: Спасибо тебе Петрушка, ты такой веселый всех нас развеселил и позабавил, интересную игрушку складывать научил, чаще приходи к нам в гости, мы тебе всегда рады.

Петрушка : Спасибо и вам ребята, а сейчас вы все закройте глаза а я поглажу по головке того чей Петрушка мне понравился больше всех, только чур не подсматривать.

Петрушка гладит всех детей по голове.

А сейчас откройте все глазки, занятие окончено, на прощанье я дарю вам вкусную конфету, которая называется «Петрушка».

Конспект занятия - фото
Фото №1 Возраст детей подготовительная группа детского сада лет

  

Фото №2 Организационный момент минуты

  

Фото №3 Презентация Петрушки разных стран минуты

  

Фото №4 Дидактическая игра Подбери заплатку минуты

    

Фото №5 Рассматривание пооперационной карты складывания игрушки Петрушки способом оригами минуты

  

Фото №6 Пальчиковая гимнастика Колпачок минута

  

Фото №7 Складывание поделки игрушки Петрушки минут

  

Фото №8 Физкультурная минутка Веселые Петрушки минуты

  

Фото №9 Декоративной украшение костюма Петрушки минут

  

Фото №10 Анализ работ минуты

  

Фото №11 Методы и приемы использованные на занятии информационно рецептивный метод словесный метод наглядный метод практический метод игровой метод

  

Фото №12 Цель Познакомить детей с русской театральной перчаточной игрушкой Петрушкой обогатить знания детей знакомя с петрушками разных стран и народов Фото №13 Развивающие задачи Развивать конструктивное мышление глазомер фантазию воображение

  

Фото №14 Воспитательные задачи Воспитывать аккуратность стремление помогать товорищу

  

Фото №15 Словарь Существительные Петрушка скоморох шут театр кукловод перчаточные куклы одежда узоры

  

Фото №16 Прилагательные красивый озорной смешной веселый нарядная разноцветная пестрая декоративные растительные

  

Фото №17 Глаголы играет веселит шутит смешит выступает

  

Фото №18 Предварительная работа Чтение сказок игры в разнообразные виды театра разучивание дразнилок скороговорок пословиц

  

Фото №19 Пословицы Что скоморошья жена всегда весела

  

Фото №20 Смех что волынку надул поиграл да и кинул

  

Фото №21 Весел как вешний жаворонок

  

Фото №22 Радует как скоморох на своем гудке

  

Фото №23 Скоморох как веник по избе пляшет

  

Фото №24 Отгадывание загадок Он с бубенчиком в руке В сине красном колпаке

  

Фото №25 Но только в зале есть не надо ни шоколада ни конфет

  

Фото №26 Кукольный театр Беседа Кто народ веселил скоморохи шуты петрушки Энциклопедическая информация об объекте Петрушка это кукла которую надевают на руку он герой русского народного кукольного театра

  

Фото №27 Родина Петрушки Россия

  

Фото №28 Кукольный театр одно из самых любимых зрелищ детей он привлекает своей яркостью красочностью динамикой

  

Фото №29 Наиболее распространённый у нас вид кукольного театра это театр петрушек или просто кукольный театр

  

Фото №30 Петрушка по имени которого называются куклы хвастливый развязный весельчак с длинным носом с дубинкой в руках смелый и веселый забияка который не прочь подраться

  

Фото №31 Он грозит палкой задирается над всеми насмехается корчит рожи и прыгает

  

Фото №32 Он одет в красную рубаху на голове яркий колпак с бубенчиками и кисточками

  

Фото №33 Его громкий клич когда то разносился по дворам ярмаркам и площадям

  

Фото №34 А сегодня Петрушку можно встретить на сцене кукольного театра

  

Фото №35 Сценой в театре петрушек служит ширма

  

Фото №36 Кукловоды спрятанные за ширму управляют куклами и говорят за них

  

Фото №37 Но в основной текст кукольники вставляли реплики и небольшие интермедии на злободневные темы остро и едко высмеивали местные власти царское правительство полицию и духовенство
Публикации по теме:

Конспект занятия 1 младшая группа Конспект игры-занятия по социально-эмоциональному воспитанию для детей 2–3-х лет на тему "Разноцветное настроение" с использованием пальчиковых.

Забавный ГномикЗабавный Гномик «Забавный гномик» Для работы потребуется: Цветные бумажные салфетки – белого, красного, желтого, зеленого, розового и т. д., одноразовые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Веселый Петрушка»
Опубликовано: 14 декабря 2011 в 16:56
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД