Елена Александровна Сироткина
Конспект занятия-эксперимента. «Лесная школа»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия-эксперимента на тему "Лесная школа"
Программное содержание:
Обучать детей системному мышлению.
Расширять представление о разнообразном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.
Закрепить знания детей о лесе, как сообществе множества растений и животных, проживающих на одной территории.
Пробуждать интерес к окружающему миру.
Формировать умение делать открытия через наблюдения и проведение опытов.
Публикация «Конспект занятия-эксперимента, „Лесная школа“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2012
Активизация словаря детей словами: лиственный лес, хвойный лес, сосновый бор, березовая роща, дубрава, смешанный лес.
Воспитывать у детей познавательный интерес, бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
Ознакомление с обитателями леса и растениями леса на экскурсиях, прогулках, наблюдения за деревьями, сбор гербария, оформление альбомов о грибах и ягодах, чтение пословиц о лесе, беседы: Лес и здоровье. Дикие животные. Рисование на тему: «Лес», экспозиция «Дары леса», чтение рассказов: Вержинина «Деревья в лесу», Кличкова «Белка», Дмитреева «Кукушка», «Кто охраняет поляну», «Враги леса».
Материал:
Картина «Лес», схемы к системному оператору о лесе, старик лесовик, голоса птиц грамзапись, письмо, пеньки, почва, лейка, 22 корзины для грибов, грибы, сундук, клубок.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Вход детей в зал. Садятся.
-Ребята вы умеете фантазировать? Закройте все глаза и послушайте. -Чьи это голоса? (птиц).
-Где их можно услышать? (в лесу)
-Давайте попробуем отгадать, какая птица поет? (голос птицы). Сорока приносит письмо.
-Ребята нам из леса пришло письмо с просьбой помочь лесным жителям. В лесу перестала расти трава, цветы. Что-то произошло с почвой. Но что поможем лесным жителям.
И так, мы отправляемся в путешествие. Но куда же нам идти.
Голос
- Ну кто смелый,тот вперед
Тропа загадочная ждет,
Вокруг себя ты повернись.
На той тропе скорее окажись.
Инструкция справа ее ты возьми.
И смело по тропе иди.
Изобрази походку ту,
какую я тебе скажу.
Сейчас идем по узенькой тропе,
теперь по пенькам прыгаем.
Ну,а сейчас перешагиваем через ручей.
Вот мы и пришли. Садитесь на пеньки.
Лесовик- Это кто тут расшумелся?
Кто нарушил тишину леса?
Воспитатель: Ой кто это?
Лесовик- Это я седой старик,
называюсь лесовик.
Этот лес я сторожу,
за порядком здесь слежу,
Не пущу вас в лес.
Воспитатель-Лесовик не переживай наши дети много знают о лесе. Они сейчас тебе все расскажут о нем. А ты послушай. Может, тогда ты пустишь нас в лес.
1.
Если мы рассмотрим лес.
- Для чего нужен лес? (для красоты, очищает воздух-лес Это легкие планеты, является домом для птиц, животных, насекомых, деревьев, грибов, трав, цветов. Лес- это строительный материал для кораблей, бумаги, мебели).
2.
Это что-то из чего-то.
-Из чего состоит лес? (из деревьев, кустарников, травы,
цветов, животных, насекомых).
-Расскажите, что растет в лесу? (ягоды, грибы).
-Какие бывают деревья? (хвойные, лиственные).
-Вы собирали ягоды в лесу, какие?
-С каких деревьев листва опадает?
-Кто живет в лесу?
-Каких лесных обитателей вы знаете?
-А знаете ли вы птиц?
-Кто наблюдал в лесу за насекомыми, какими?
3.
Частью чего является лес? (планеты, материка, города,
участка детского сада).
В каких климатических зонах встречается лес? (тайга, лесостепи, смешанные, широколиственные леса).
-Можно встретить лес в пустыне, в Арктике?
4.
Чем был раньше лес? (семена, росток, куст, ствол,
ветки, почки, листочки, цвет семена).
-Сначала, что сажают? (семена).
-Что происходит лотом? (они прорастают, появляется росток).
-Что затем? (куст).
5.
Что будет в будущем с лесом, с деревьями? (может
сгореть, погибнуть, люди могут срубить лес, сделать
мебель, для строительства, изготовления музыкальных
инструментов).
-Что происходит весной, осенью с лесом? (прекращается сокодвижение, лес засыпает, сбрасывает листья).
6.
Скажите есть ли противники у леса?
-Назовите их? (огонь, кислотный дождь, солнце, вредное
излучение, человек губит и загрязняет природу, заводы,
машины, вредные насекомые).
7.
Каких вы знаете друзей леса? (человек, солнце, юннаты,
лесовик).
8.
Все нейтральное для что-то,
Делает свое чего-то.
Что делает для леса дорога?
-Что делает посох?
Лесовик: Молодцы ребята, много вы знаете о лесе. -А знаете ли вы грибы? Отгадайте.
В чаще леса вдоль тропинок
Он стоит среди осинок.
Шляпка есть, но нет пальто
Отгадайте, это кто?
(подосиновик).
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек,
В шляпках разноцветных
Издали заметных
Собирай не мешкая- это
(сыроежки).
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня увидишь за версту
Зовусь я
(подосиновик).
Отгадали и загадки, на поляне выросли грибы. А сейчас мы посмотрим, как вы умеете их собирать? Девочки собирают все съедобные грибы, а мальчики не съедобные Молодцы ребята.
Воспитатель:
Ребята в начале занятия, мы получили письмо от лесных жителей, с просьбой помочь очистить землю от грязных химических отходов. Поможем.
Опыт: возьмем землю поместим ее в стакан и зальем водой.
-Какого цвета стала вода?
- Что нужно сделать (промыть).
-Ребята каким цветом стала вода? (серая).
-Это значит мы почву очистили?
Но должно пройти не мало времени, когда на ней начнет снова расти трава.
У природы много друзей и помощников: солнце, дождь, который поит лес живительной влагой.
Но самые надежные друзья - разумные люди.
Не даром гласит пословица: «Лес - это легкие планеты»
Лесовик: Но, что же много вы рассказали мне о лесе. А сейчас повторим правила поведения в лесу.
Работа с мультимедийным проектом.
Земля, за то, что вы ее любите откроет вам чудесный клад, а отыскать вам поможет волшебный клубочком.
До свидания.
Дети идут за клубочком и находят сундучок с подарками.
Воспитатель:
Спасибо земле-кормилице и лесу за чудесный подарок.
-Где мы были?
-Что интересного вам запомнилось?