Татьяна Серова
Конспект занятия «Знакомство с жителями тундры»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки. Воспитывать уважительное отношение к людям народов Севера, бережное отношение к природе родного края.
Стучится в дверь почтальон. Передает детям в конверте фотографии из тундры, которые сделаны коренными жителями.
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с жителями тундры“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Тундра. Природная зона
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Воспитатель: Вот беда, фотографии сделаны в тундре перепутались по дороге с другими фотографиями. Помогите отобрать, ребята, те фотографии, которые сделаны коренными жителями тундры. На столе разложены картинки: с изображением пейзажей тундры, лиственного леса, ледовой пустыни, животных (северного оленя, волка, полярной совы, ежа, бурого медведя, белки). Подбирая фотографии, дети рассказывают о погоде, о животном и растительном мире тундры.
- Посмотрите на фотографии. На них изображены жители тундры.
- Как вы думаете, чем могут заниматься эти люди?
- Могут ли они выращивать хлеб или овощи?
- Почему нет?
- Могут ли разводить коров, овец, свиней?
Воспитатель: Основное занятие жителей Севера – оленеводство, рыболовство, охота. Из оленьего меха люди шьют себе одежду и обувь, теплую и легкую, такую, чтобы в мороз не замерзнуть и не вспотеть, даже если целый день за оленями идти будут. Делают одежду из двух слоев меха, внутренний слой обращен мехом к телу, чтобы удержать тепло у самой кожи. И украшают ее очень красиво, каждый на свой лад. Раньше из оленьего меха делали дома. На жерди натягивали шкуры, стелили на пол, внутри разжигали костер – вот и дом. Сейчас дома строят из современных материалов с электричеством и телефоном.
Оленеводы, рыбаки, охотники подолгу находятся вне дома, добывают пищу. Занимаются местные жители и резьбой по кости. Ребята, а лыжи у жителей Крайнего севера снизу подбиты оленьим мехам. У меха есть необычное свойство: если гладить в одну сторону, то мех ложится гладко и рука по нему идет свободно. Если провести по меху рукой в другую сторону, то он «встает дыбом», гладить его в эту сторону сложно.
Эксперимент. Дети гладят натуральный мех – жесткий и мягкий.
Как вы думаете, какая между ними разница?
-Легче ехать и взбираться на горку с каким мехом? (Жесткий мех лучше).
-Верно. Мех на лыжах расположен так, что ехать по ровному месту на них легко, а если попадется горка, то забираться на нее помогает «вставший дыбом» жесткий мех.
Физкультминутка: «Рыбки».
Воспитатель показывает детям движение рыбаков: тянут сети, вынимают рыбу, чинят сети, гребут веслами. (Повторить 2-3 раза)
Коренные жители тундры вечерами у костра любили сочинять сказки. Послушайте ненецкую народную сказку про маленькую девочку Айогу. Сказка так и называется «Айога».
Воспитатель читает сказку.
- Какой вам показалось девочка?
- Как по-другому можно назвать сказку?
- История об Айоге – это сказка или рассказ?
- Почему Айога превратилась в гусыню?
- За что была наказана девочка?
- Какие сказки, рассказы о неблагодарных людях вы знаете?
Попробуйте изобразить мимикой, позой ленивого человека (злого, доброго).
- Айога ленивая, а соседская девочка какая?
- Айога жадная, а другая девочка?
- Аойга злая, невнимательная, а та девочка?
- Чему учит эта сказка?
О ленивых, неродивых людях народ придумал пословицы, в которых высмеивается, осуждается лень.
- Как вы понимаете пословицу: «Лениться да гулять – добра не видать», «Ленивому и лениться лень».
- Про кого так говорят? Повторите эти пословицы, чтобы запомнить и старайтесь не быть похожими на таких людей.
- С какими коренными жителями тундры вы познакомились? Какие они? (Трудолюбивые). Они похожи на нашу героиню из сказки «Айога»? (Нет). – Почему?