Папки-передвижки

Конспект занятия «Золотая осень»

Абдуллаева Гульнара
Конспект занятия «Золотая осень»

Абдуллаева Гульнара Зульхарбековна

учитель- логопед

МБОУ»Трехпротокская СОШ»

Тема: "Слово. Предложение. Текс”

Цель: повторить и закрепить пройденный материал по теме «Слово. Предложение. Текст».

Задачи:

образовательные:

закрепить понятия: «устная и письменная речь», «слово», «предложение», «текст»;

• учить членить речевой поток на смысловые отрезки, языковые единицы речи.

коррекционно-развивающие:

развивать навыки языкового анализа и синтеза: деление текста на предложения, предложения на слова и составление предложений из слов;

Публикация «Конспект занятия „Золотая осень“» размещена в разделах

• развивать артикуляционный аппарат, мышление, координацию речи с движением, графомоторные навыки;

• формировать длительность, плавность, силу произвольного речевого дыхания.

воспитательные:

• воспитывать умение слушать себя и окружающих;

• воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы и развитие интереса к различной подаче учебного материала.

Оборудование: игрушка Буратино, конверт с написанными заданиями для детей, на каждого ребёнка конверты с графическими схемами, проектор, интерактивная доска.

Ход ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручки, книжки и тетрадки?

Каждый день – всегда, везде,

На уроке и в игре

Смело, чётко говорим,

И красиво все сидим.

- Здравствуйте, ребята, садитесь! А теперь друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь.

II. Артикуляционная гимнастика.

- Ребята, сегодня мы будем много говорить, а для этого необходимо подготовиться. Поставьте зеркала в рабочее положение. Вспомним Сказку о веселом язычке.

- Жил-был Веселый язычок (Выполнение детьми упражнения «Лопатка» - Презентация 1 -слайд 2). Поздоровайтесь с ним (Дети выполняют упражнение для губ «Трубочка» - Презентация 1 -слайд 3). Язычок очень любил свой домик. Двери домика то открывались (Дети открывают широко рот. - Презентация 1 -слайд 4, то закрывались (Дети закрывают рот. - Презентация 1 -слайд 5). Он часто красил двери (Дети выполняют упражнение «Сладкое варенье» - Презентация 1 -слайд 6, потолки (Дети выполняют упражнение «Маляр» - Презентация 1 -слайд 7). Когда было тепло, язычок грелся на крылечке и качался на качелях (Дети выполняют упражнение «Качели» - Презентация 1 - слайд 8). Подует ветер, Язычку холодно, он превращается в иголочку (Дети выполняют упражнение «Иголочка» - Презентация 1 -слайд 9).

- Чтобы красиво говорить, нужно уметь и правильно дышать, давайте выполним упражнения. Сядьте прямо, улыбнитесь. Выпрямите спинки, поднимите головы. Правую руку положите на живот. Вдохните – животики становятся круглыми (на счёт «раз»). Выдохнули – животики стали маленькими (на счёт «два»). Выполняем упражнения медленно, не спеша. Повторяем 5 раз.

III. Постановка цели.

Логопед показывает игрушку Буратино:

- Ребята, к нам гости пришёл Буратино! Он очень рад встрече с нами! Буратино, когда вчера гулял по осеннему лесу, простудился и теперь не может говорить! У него ангина! (Презентация 2 -слайд 1) Поэтому он принёс собой конверт, а в нём письмо с заданиями. Он хочет проверить, какие знания вы получили на логопедических занятиях.

- Скажите, для чего нужна речь? (Чтобы общаться, говорить.)

- Какая бывает речь? (Устная и письменная.)

- Как мы используем устную речь? (Устную речь мы слышим и произносим.)

- Какой письменной или устной речью является письмо, которое написал Буратино? (Письменной речью.)

- Да, если бы не письменная речь Буратино смог бы с нами общаться? (Нет, не смог.)

- Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо учиться читать. Рассмотрите рисунки. Кто на рисунках пользуется устной речью, а кто письменной? (Презентация 2 -слайд 2)

- Ребята, давайте разделимся на две команды и поиграем! Первая команда - "Листики", вторая команда - "Лучики". А Буратино будет внимательно следить за тем, какие вы активные и как вы справляетесь с заданиями, которые он для вас приготовил. За каждый правильный ответ я буду давать команде осенний листочек.

IV. Составление предложений по картинке (игра "Четвёртый лишний") (демонстрируются картинки с изображением примет осени и одна картинка с изображением лета) :

- Ребята, посмотрите на картинки и составьте к ним предложения) :

Презентация 2 -слайд 3: Листья опадают.

Презентация 3 -слайд 1: Часто идут дожди.

Презентация 3 -слайд 2: Птицы улетают на юг.

Презентация 3 -слайд 3: Люди загорают на пляже.

Презентация 4 -слайд 1: Дети пошли в школу.

- Скажите, какое из составленных предложений лишнее? (Презентация 4 -слайд 2) (Люди загорают на пляже.) Почему? (Все остальные предложения об осени, а «Люди загорают на пляже», - о лете.) Правильно, молодцы!

V. Составление графических схем предложений.

- Ребята, что вы сейчас составили из предложений? (Текст.)

- Почему вы так думаете? (Предложения объединены общей темой - «Осень».) Дайте название тексту. (Осень.)

- Из чего состоит текст? (Текст состоит из предложений.)

- Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

- Первое слово в предложении, пишется с какой буквы? (С большой буквы.)

- Чем в устной речи отделяется одно предложение от другого? (Паузой – остановкой.)

- Чем отделяется одно предложение от другого в письменной речи? (Точкой, вопросительным или восклицательным знаком.)

- Слова в предложении пишутся слитно или раздельно? (Раздельно.)

- Ребята, Буратино приготовил для вас новое задание! Составьте графические схемы этих предложений. Кто быстрее: первая или вторая команда!

- Посмотрим на слайд и проверим, какая команда правильно составила графические схемы предложений (Презентация 4 -слайд 3).

VI. Пальчиковая гимнастика «Разбросала осень листья».

- Ребята, давайте поиграем с пальчиками:

Разбросала осень листья Волнообразные движения ладонями.

Разукрасила их кистью Плавные взмахи ладонями вверх-вниз.

Мы в осенний парк пойдем, «Шагают» пальцами обеих рук.

В букеты листья соберем. Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.

Лист кленовый, лист с осинки, Поочередно загибают пальцы, начиная

Лист дубовый, лист рябинки, с большого, на обеих руках одновременно

Рыжий тополиный лист на каждый лист.

На дорожку спрыгнул вниз. Звонко хлопают в ладоши.

VII. Каллиграфическая минутка

- Ребята, Буратино, загадал нам загадку (Презентация 5 -слайд 1) :

Ветер с листьями играет,

Листья с веток обрывает.

Листья жёлтые летят

Прямо под ноги ребят.

- Когда это бывает? (Осенью.)

- На какой звук и букву начинается слово "осень"? (На звук и букву О.)

- Буратино, очень любит писать (Презентация 5 -слайд 2, а вы любите писать! (Да.) Сейчас мы это проверим, напишите красиво и аккуратно букву О (Презентация 5 -слайд 3).

- Мы вместе с Буратино оценим, какая команда лучше справилась с заданием.

VIII. Определение границ предложений в тексте.

- Ребята, Буратино большой выдумщик, он припас ещё одно задание! Прочитайте текст. Определите, сколько в нём предложений. Обозначьте начало и конец каждого предложения (Презентация 5 -слайд 4).

Осенью в лесу стоит тишина только под ногами шуршат листья вдруг треснула ветка сосны это белочки затеяли игру.

- Посмотрите на слайд и проверьте, правильность определения начала и конца предложений в тексте (Презентация 5 -слайд 5).

IX. Развитие смысловой догадки (кроссворд).

- Ребята, последнее задание от Буратино – разгадать кроссворд. Ключевое слово “осень” (Презентация 5 -слайд 6).

1. В осеннее время года всегда бывает (непогода) 2. Если листья падают, летят, явление это – (листопад) 3. Нет его проворней в свете, потому что это (ветер) 4. Нет, это не дым и не обман. Над рекой стоит (туман) 5. С неба пришёл, в землю ушёл.

- Посмотрите на следующий слайд (Презентация 5 -слайд 7, проверьте, правильно ли вы разгадали кроссворд.

X. Итог

- Молодцы! Буратино и я довольны вашими успехами! Победила дружба! (Презентация 5 -слайд 8)

Публикации по теме:

Городской семинар «Использование игровых технологий в коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста с ОНР».Городской семинар «Использование игровых технологий в коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста с ОНР». 21 ноября в г. Новокузнецке при МБОУ «Центр диагностики и консультирования» прошел городской практический семинар «Использование игровых.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с буквой Е» Цель: ознакомление детей с буквой «Е» посредством создания проблемно- игровой ситуации. Задачи: - закреплять знания о гласных и согласных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Золотая осень»
Опубликовано: 11 ноября 2014 в 22:09
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД