Екатерина Галюкшева
Конспект «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Зимующие птицы»
Задачи: Способствовать формированию обобщенных представлений детей о зимующих птицах : умение узнавать птиц по внешнему виду и называть их, представление о видах питания зимующих птиц и способов добывания ими корма, особенности образа жизни. Стимулировать речевую активность детей. Продолжать развивать умения поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи, правильно отвечать на вопросы воспитателя.
Публикация «Конспект „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Способствовать развитию слухового восприятия, мышления, памяти, воображения, внимания.
Продолжать воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать интерес к жизни птиц, заботливое и доброжелательное отношение к птицам, и желание помочь им пережить суровое зимнее время; воспитывать экологическую культуру; воспитывать самостоятельность, эстетические эмоции. Продолжать воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и друг друга.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Птицы», наблюдение за птицами во время прогулок, на тему «Птицы» заучивали загадки, играли в игры. рассматривание картинок с птицами; прослушивание записей с голосами птиц; чтение художественной литературы: «Перелетные и зимующие птицы»
М. Борисенко, «Птичья столовая» В. Бианки, «Воробей и дятел, Совы.»
Н. Сладков, «Птицы-соседи», «Голубь» В. Корабельникова, «Сидит снегирь на ветке…» М. Пляцковский, «Зарумянились кустарники» Л. Татьяничева, «Скачет шустрая синица» А. Барто; беседы о птицах; НОД рисованием, на которой дети изображали птиц.
Материал и оборудование: Магнитные передвижные доски, иллюстрации с изображением зимующих птиц, конверты, карточки с изображением зимующих птиц, карточки с карманами расположенными в два ряда, предметные картинки с изображение корма птиц, посылка, плакат.
Ход занятия:
В: Ребята, посмотрите, сегодня у нас много гостей, давайте с ними поздороваемся и подарим им наши улыбки, чтобы создать хорошее настроение и утро было добрым.
А теперь посмотрите на меня, я хочу прочитать вам стихотворение.
(воспитатель читает детям стихотворение «Доброе утро»).
«Доброе утро» солнцу и птицам
«Доброе утро» улыбчивым лицам
И каждый становится добрым, доверчивым!
Пусть доброе утро длится до вечера!
В: Ребята, сегодня утром, когда я пришла в детский сад, кто-то постучал к нам в окно. Я подошла к окну, открыла его, и в группу залетел голубь. В клюве он держал конверт с письмом. Прочитаем его!
(Воспитатель читает письмо).
«Дорогие ребята! Нам сейчас очень тяжело, холодно и голодно! Помогите нам, пожалуйста! Но сделать вы это можете только в том случае, если покажете свои знания о нас. До встречи на прогулке».
В: Чтобы помочь зимующим птицам, нужно лучше знать их образ жизни, повадки, знать, чем они питаются. Как вы думаете, справимся?
Поэтому я предлагаю вам посетить «Птичью выставку», где экскурсоводами будем мы с вами и покажем свои знания.
Пальчиковая гимнастика:
Прилетайте птички!
Сала дам синичке,
Приготовьте крошки,
Хлебушка немножко.
Эти крошки-голубям,
Эти крошки-воробьям.
Галки да вороны ешьте макароны.
Вы сейчас будете выходить по одному, выбирать изображение вашей любимой зимующей птицы и читать про нее стихотворение.
Дети выходят по одному, выбирают птицу и читают про нее стихи.
По тропинкам, по дорожкам
Скачет серый воробей.
Что он ищет? Ищет крошки
Для себя и для детей.
В: Как называется эта птица.
Д: Воробей.
В: Что вы знаете о воробье?
Д: Птица самостоятельная, но многие воробьи живут селятся в непосредственной близости от человека.
В: Какого цвета ее оперение?
Д: Ответы детей.
В: Чем питается воробей?
Д: Зимой птица ест все : семена растений, хлеб, зерна, крупу).
(Воспитатель предлагает детям составить короткий рассказ о воробье)
Д: Воробей – это маленькая, не унывающая птичка. Спинка у него коричневая с широкими продольными черными полосками. Хвост и крылья темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, горлышко черное. Они строят гнезда рядом с домами людей.
Картинка с изображением воробья помещается на доску.
Не сидит она на месте,
На хвосте приносит вести,
Может в них и мало прока.
Но горда собой сорока.
Картинка с изображением помещается на доску.
В:Как называется эта птица?
Д:Сорока.
В:Что вы знаете о сороке?
Д. В народе у нее очень много произвищ:сорока- белобока и даже сорока –воровка. Своим громким стрекотанием, она предупреждает лесных жителей об опасности.
В:Какое у нее оперенье.
Д:Белобокая, потому что по бокам перышки у сороки совсем белые, голова и крылья черные. Хвост тоже черный, но очень с красивым зеленоватым отливом.
В:Чем питается сорока?
Д:Сороки собираются в небольшие стайки, летают по садам, угощаются ягодами рябины, боярышника, облепихи.
Воспитатель: -Сорока- белобокая, длиннохвостая непоседа. Она очень любопытная. Увидит что – нибудь блестящее: стекло, монету, внимательно рассмотрит, а потом схватит и утащит в своё гнездо.
Пусть снег вокруг искрится,
А зимний ветер злится-
Поёт не уставая
Синица расписная.
Картинка с изображением синицы помещается на доску.
В: Как называется эта птица.
Д: Синица.
В: Что вы знаете о синице?
Д: Птица лесная, но зимой перебирается ближе к людям.
В: Какого цвета ее оперение?
Д: Ответы детей.
В: Чем питается синица?
Д: Зимой птица ест все : хлеб, зерна, сало, крупу).
(Воспитатель предлагает детям составить короткий рассказ о синице)
Д: Синица – это небольшая птичка с желтенькой грудкой, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.
Физминутка:
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг скок.
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку.
Почесала клювом грудку.
И с дорожки на плетень
Тири-тири, тень-тень-тень.
Когда идёшь ты на прогулку,
Возьми с собой кусочек булки,
Будь добрым, корма не жалей,
Любите дети голубей.
В: Как называется эта птица?
Д: Голубь.
В: Какой окрас у голубя?
Д: Окраска у голубей бывает черной, каштановой, синей, светло-сизой (голубой, сиреневой, коричневой, желтой, красной, вишневой, пепельной, белой и др.
В: Голубь по размеру меньше или больше воробья?
Д: Голубь больше воробья.
В: Чем питаются голуби?
Д: Питаются семенами растений, зерновыми культурами).
В: «Голуби – это птицы, которых можно научить передавать письма. Для этого к лапкам голубя привязывают письмо, и он приносит его в определенное место – в свою голубятню. Во время войны голуби служили почтальонами и доставляли ценные письма адресатам. Голубь – одна из самых добрых и мирных птиц. За это люди избрали ее символом мира и дружбы. А веточка в клюве у голубя означает, что он несет добрую весть о мире и дружбе».
Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря.
Чтоб в морозы и пургу
Не замёрз он на снегу.
В: Как называется эта птица?
Д: Снегирь.
В: Дети, как вы думаете, слово «снегирь» связано со словом «снег»?
Д: Нет, название «снегирь» птицы получили за ярко-красный оттенок брюшка.
В: Чем отличается по внешнему виду самочка снегиря от самца?
Д: Самки отличаются от самцов тем, что грудка у них не красного цвета, а бурого с серым оттенком).
В: Чем питаются снегири?
Д: Питаются снегири семенами, почками растений и ягодами, из которых выклевывают семечки. Птенцов они тоже кормят растительными кормами. Насекомых в пищу яркие птицы почти не употребляют.
Д: : Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.
Особа всем известная,
Она крикунья, местная.
Взлетит на ель зелёную
И смотрит словно с трона
Ворона.
Картинка помещается на доску.
В:Как называется эта птица?
Д:Ворона.
В: Как выглядит ворона?
Д:Ворона это крупная птица, она не выделяется яркостью окраски. Голова, клюв, горло, хвост и лапы у нее черные, а все остальное серое.
В: Чем питается ворона?
Д: Ворона всеядная- она очень любит свалки, ведь там всегда можно поживится.
Воспитатель: -Ворона – хитрая, ловкая и находчивая птица. В каждой стае одна из ворон выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности. Тело вороны серого цвета, а вот голова, крылья и хвост- чёрные.
Дятел – врач лесного царства,
Дятел лечит без лекарства.
Лечит липы, клёны, ели,
Чтоб росли и не болели.
Картинка помещается на доску.
В: Как называется эта птица?
Д: Дятел.
В: Какой окрас у дятла?
Д: У самца на голове красивая ярко-красная «шапочка», а у самочки дятла ее нет.
В: Почему дятел в лесу часто стучит по дереву?
Д: Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.
В: Чем питаются дятлы?
Д: Ответы детей
Д: Дятел - это очень трудолюбивая и умная птица. В народе его называют "лесным доктором". Живут дятлы в дремучих лесах, держаться на деревьях и очень редко спускаются на землю. Добывают корм острым крепким клювом. Любят семена еловых и сосновых шишек.
В:Как вы думаете какие голоса подают птицы?
Воробей – чирикает,
Сорока - трещит,
Синица –свистит,
Снегирь - посвистывает,
Голубь – воркует,
Ворона –каркает,
Дятел – стучит.
- А сейчас я предлагаю послушать голоса птиц.
Воспитатель: -Ребята, давайте поиграем в игру на внимание: «Какой птички не стало?» Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какая птичка улетела?»
Дидактическая подвижная игра «На кормушке»
Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем. На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась.
Дети подходят, берут птицу и садятся на своё место.
Воспитатель. Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску - кормушку) .
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать одним словом.
Воспитатель: -Зима – очень трудное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? Какой корм любят птицы? Посмотрите, что у нас тут спрятано? (кормушка, на подносе сало, просо, семечки, хлебные крошки, конфета)
-Назовите одним словом то, что лежит на подносе.
Посмотрите внимательно, что у нас тут лишнее? Почему?
Давайте корм переложим на кормушки, и, когда пойдем гулять, вынесем кормушку на участок, пусть птицы кушают. И будем каждый день подсыпать корм в кормушку. Хорошо?
Вот ребята, как много интересного вы знаете о зимующих птицах.
С нашей помощью они все обязательно доживут до весны!
В: По небу весело скользя,
Летят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
«СПАСИБО ВАМ ВЕЛИОЕ»
Итог занятия:
1. О ком мы сегодня беседовали?
2. Каких вы знаете зимующих птиц?
Ребята, что вам больше всего понравилось?
А в каких заданиях вы испытывали затруднения?
Я надеюсь, что вы расскажите своим друзьям и родителям, о том как надо заботиться зимой о птицах.
А я вам приготовила подарок картинки-раскраски птиц.